Воспитание ребенка должно начинаться в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен получить от своих родителей, исполняющих роль наставников, уроки, которые поведут его по жизни, научиться уважению, послушанию и самообладанию. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу.
Установочную беседу для семьи будущего первоклассника и инструктаж об основах выработки распорядка дня младшего школьника я провожу задолго до поступления дошколят в школу, а общую для всех категорий родителей лекцию о культуре учебной деятельности младшего школьника в августе, перед 1 сентября. А далее следуют ежегодные лекции по основным требованиям школы к культуре учебной работы, усложняющиеся от ступени к ступени обучения, и индивидуальные (групповые) консультации корректирующего характера.Занимаюсь воспитанием не только детей, но и их родителей, для этого организую совместные с родителями утренники, игры, праздники (праздник картошки, праздник Солнца).На родительских собраниях обмениваемся родительским опытом: как мы играем, как хозяйничаем («Мамы и дочки», «Папины помощницы»), как учим уроки, смотрим телевизор.С первых дней поступления в школу ходим с ребятами на экскурсии, посещаем музеи и совместно с их сотрудниками проводим мероприятия: праздник Покрова в музее-усадьбе В.Г.Белинского, барская елка в Тарханах, выезжаем в Пензенский областной драмтеатр им. Луначарского, в мае посетили скульптурный парк «Легенда».Выясняю с родителями, что и как они с детьми читают, организую совместное летнее чтение с ведением читательского дневника.И конечно, даю индивидуальные рекомендации по самообразовательной работе родителей.Для семейной и школьной педагогики воспитание культуры учебного труда проблема комплексная. Ученик начальных классов должен уметь готовить рабочее место для занятий и труда; самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня; понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться пооперационному контролю учебной работы – своей и товарища; оценивать учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя; уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем; оказывать необходимую помощь учителю на уроке.Не случайно, обращаясь к родителям, достаточно настойчиво говорю не об обязанностях, а о возможностях. Ученик сможет научиться… А может и не научить себя. Учителю принадлежит здесь роль ведущая, но не решающая. Мало дать, надо хотеть и уметь взять.Как научить ребенка младшего школьного возраста? В начальной школе ребенок хочет все делать своими руками. Вложить в его головку массу разнообразных сведений можно, все время что-то мастеря, конструируя, ставя опыты, ухаживая, выращивая, строя, изобретая вместе с ним. Любые знания, которые ребенок получит во время действия, прекрасно усвоятся. Провели с детьми исследования на темы «Почему ель царица праздника?», «Здравствуй, милая картошка», выступали на школьной и районной научно-практической конференции «Старт в науку».Знакомлю родителей с девятью правилами психотерапии неуспеваемости, объяснив, что речь идет об учебном неуспехе любой степени – от четверок до двоек. Психотерапия неуспеваемости поможет эмоционально преодолеть, уменьшить болезненность неудач, поменять отношение ребенка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам:- Не бей лежачего. Оценка, расстроившая ребенка, уже сама по себе наказание, и не стоит лишний раз попрекать его.- Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте их по возможности реже. По возможности выберите из множества недостатков тот, который для вас сейчас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.- Не гнаться за семью зайцами… Беритесь одолевать вместе те учебные трудности, которые наиболее значимы для ребенка. – Хвалить исполнителя, критиковать исполнение. Учитель оценивает работу по школьным нормам. – Самое трудное правило: родительская оценка и школьная отметка не должны совпадать. Родителям следует сравнивать в первую очередь сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не ориентироваться только на оценку учителя.- Не скупитесь на похвалу. Нет такого неудачника, которого не за что было бы похвалить.- Учитесь выделять в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных действий. – Попытайтесь (с помощью учителя) определить составляющие не удавшейся ребенку работы и начните последовательно и систематично продвигаться к успеху.- Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить – необходимый компонент умения учиться, главного средства преодоления учебных трудностей. Начальная школа – это фундамент, на котором кирпичик за кирпичиком возводится огромное здание. Именно здесь закладываются основы всех наук, умение работать самостоятельно и в группе. В начальной школе начинается формирование гражданской позиции маленького россиянина, воспитание любви к Родине, родному краю, близким, уважительного отношения к старшим, бережного отношения к природе.У каждого учителя свои методы, формы, а главное – своя система воспитания. Очень важно, чтобы процесс воспитания не носил эпизодический, разовый характер, а представлял собой хорошо отлаженный механизм, оснащенный многообразными формами, средствами и методами воспитательной работы.Татьяна ШЕБУРОВА, учитель начальных классов средней школы села Пушанино, Белинский район, Пензенская область
Комментарии