search
main
0

Школа и общество. Мы настоящее и будущее страны

Главное условие становления гражданского общества в России – это высокий уровень правосознания и социальной активности граждан. Необходимо, чтобы каждый ученик становился ответственным гражданином, учился участвовать в политической жизни страны, знал ее законы. На уроках граждановедения, истории и обществознания дети приобретают навыки решения социально значимых проблем. Они еще более эффективно осваиваются в ходе социальной практики, в разработке и реализации социальных проектов.

В январе 2005 года стартовала пятая Всероссийская акция «Я – гражданин России». В нашей области социальные проекты создавались в большинстве школ г.Твери, в Вышнем Волочке, Ржеве, в школах Андреапольского, Торопецкого, Фировского, Оленинского и других районов.

В середине мая состоялся итоговый областной конкурс «Я – гражданин России». Прибыли 35 талантливых юных граждан, 8 консультантов команд, педагогов.

Все представленные проекты были социально значимы. Они решали актуальные проблемы города, района, микрорайона, села. Победителем стал дружный коллектив учащихся 9-го «А» и 9-го «Б» классов школы №46 г.Твери, разработавший социальный проект «За безопасность дорог города Твери» (консультант проекта – преподаватель истории и обществознания Татьяна Косенкова). В процессе труда над ним подростки провели социологический опрос учащихся и учителей, пешеходов. Встречались с работниками отделов ГИБДД г.Твери, обратились с запросом к депутатам, председателю Тверской городской Думы, к главе города господину Лебедеву.

В результате исследовательской деятельности были определены наиболее опасные участки дороги города Твери – перекрестки. Учащиеся выяснили, что для жителей микрорайона «Южный» наиболее опасным является переход на остановке Октябрьский проспект. Хотя по обе стороны проезжей части установлены дорожные знаки, информирующие шоферов о пешеходном переходе, водители их игнорировали. По ходатайству детей с мая 2005 года на остановке Октябрьский проспект установлен светофор. По их просьбе у школы №46 установлен дорожный знак «Дети», на улице Комсомольский проспект скоро появится светофор. Сделаны дорожные разметки, обозначающие пешеходный переход типа «Зебра».

Авторы проекта добились с нового учебного года в своей школе введения факультативов по изучению правил дорожного движения.

Второе место заняла команда Татевской школы Оленинского района, защищавшая социальный проект «Восстановление архитектурно-паркового ансамбля села Татево» (консультант проекта директор школы Лариса Али-Заде, учитель Анна Волкова.

Решая выбранную проблему, учащиеся изучили литературу, план парка XIX века, заложенного выдающимся педагогом С.Рачинским. Беседовали с жителями села Татево, главой администрации Татевского сельского округа. Составили план восстановления парка и благоустройства села. Весной этого года татевские школьники посадили редкие деревья и кустарники.

Третьим призером стал социальный проект из школы №3 г.Андреаполя «Мы – будущее России, мы – ее настоящее» (консультант Варвара Романова). Авторы сосредоточили свои усилия на оказании помощи органам местного самоуправления в городе Андреаполе по реализации закона о защите прав потребителей, закона о выборах органов местного самоуправления. Ученики написали сценарий и подготовили мультфильм, посвященный избирательным правам, продемонстрировали его школьникам и взрослым.

Жюри отметило большую работу, проведенную учащимися школы №37 г.Твери по проекту «Благоустройство Березовой рощи». «Нарушение прав ребенка в годы Великой Отечественной войны» – тема яркого исследования Екатерины Ткачевой и Эльвиры Мизерхановой, учащихся 10-го класса школы №19 г.Вышнего Волочка. Исследование вышневолоцких школьниц подтверждает, что многие положения Конвенции о правах ребенка появились не случайно, а в результате жестоких уроков прошлого, печального опыта Великой Отечественной войны.

Ярко и эмоционально защитили свои индивидуальные проекты «Сколько нас? Какие мы?» Светлана Калинина (ученица 9-го класса Холминской школы Оленинского района) и «Моя малая Родина» Денис Петров (ученик 11-го класса Рождественской школы Фировского района), «Древняя Русь» и «Движение и здоровье» – Инна Никифорова и Павел Бурков (учащиеся Рождественской средней общеобразовательной школы Фировского района).

Трудно переоценить значение проекта «Память и забота», представленного учащимися гимназии №44 г.Твери (организаторы: патриотическое объединение «Я – Россиянин» при Малом совете школы – руководитель М.Матвеева – президент объединения, консультант И.Виноградова). Учащиеся поздравляли с воинскими праздниками – 16 декабря, Днем освобождения Калинина, Днем защитника Отечества, Днем Победы ветеранов войны, вручали им цветы и памятные подарки, записывали воспоминания ветеранов на пленку. Просматривали фотографии, документы, сканировали их и затем создали несколько прекрасных видеофильмов о ветеранах. Эти видеофильмы теперь демонстрируются в школе.

На областном конкурсе были защищены лучшие проекты из городов и районов, победители награждены ценными подарками и грамотами. Прошедший очередной конкурс показал, что все больше школ и детей вовлекаются в социальную проектную деятельность, все интереснее и значимее становятся проекты. Наиболее активное участие в акции принимают учащиеся школ г.Твери, Андреапольского и Оленинского районов. Только в труде, только в полезных делах можно стать настоящим гражданином.

Василий ПАПИН, доцент кафедры теории и практики воспитания института усовершенствования учителей, Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте