search
main
0

Школа и ее обитатели

Закончилось первое полугодие, пролетели новогодние праздники… Приближаются последний звонок, выпускные экзамены, традиционный бал и – прощай, школа! А ведь это две трети моей прожитой жизни. Мне шестнадцать, и десять лет из этих шестнадцати я провела в своей школе. Оттуда происходили все мои радости и горести, там приобретала я друзей и (иногда) врагов. Все мои интересы были ограничены этим мирком, маленьким и тесным на первый взгляд, а на самом деле – чрезвычайно богатым и разнообразным.
У многих людей так складываются обстоятельства, что им приходится постоянно менять школы, переходить из одной в другую. Я же с первого по одиннадцатый класс приходила по одной и той же дороге в одно и то же приземистое четырехэтажное здание, расцвеченное коричнево-желтыми квадратиками и ставшее с течением времени таким привычным и родным.
Так стоит ли удивляться, что я знаю свою школу наизусть? Я могу с закрытыми глазами провести вас в любой кабинет, показать любой закуток. Хотя система переходов у нас весьма замысловатая и некоторые мои друзья до сих пор иногда в ней запутываются.
Не менее хорошо я знаю и обитателей школы. Я говорю не про учеников. Ученики приходят и уходят, их огромное количество, и их невозможно запомнить, особенно начальные классы, несмотря на то, что у меня и там есть знакомые. Под словом “обитатели” я подразумеваю учителей.
За свою долгую школьную жизнь я перевидала множество учителей. Это ведь только так говорят, что учитель один, а учеников много. Так, конечно, тоже верно, но если посмотреть с другой точки зрения, то окажется: у каждого ученика тоже множество учителей. По крайней мере, в обычных школах. В нашей школе учителя сменяют друг друга довольно часто – может быть, потому, что наша школа еще совсем “молода” (ей всего лишь десять лет)? Некоторые из моих преподавателей изгладились из моей памяти. Однако большинство я помню. И если бы мне задали вопрос о том, кто мой любимый учитель или, например, кого бы я выбрала учителем года, я бы очень глубоко задумалась над этим. И непременно начала бы перебирать в уме всех учителей, которые у меня были и которые сейчас ведут меня к тому рубежу, с которого начнется моя новая жизнь.
Моя первая учительница – Анна Юрьевна. Когда я увидела ее в первый раз, то подумала: “Какая она красивая!” Она помогла мне войти в тот странный, чужой мир – школу и вела меня три первых года, помогая приспособиться к незнакомым правилам и порядкам. На всю жизнь запомню я эту красивую, интеллигентную женщину, которая своей врожденной деликатностью и душевной теплотой поддерживала меня, крайне застенчивого и робкого ребенка, в освоении незнакомой мне среды.
Еще один педагог, которого я знаю с самого начала школьного пути, – Валентина Юрьевна, учитель английского языка. Строгая, требовательная, энергичная, она вдалбливала в нас знания, не давая никому спуску, и в то же время каким-то непостижимым образом умудрялась оставаться ласковой и веселой, будто освещенной солнечными лучиками, особенно когда улыбалась, так что, несмотря на ее твердость, даже жесткость, мы все души в ней не чаяли. Она преподавала английский в течение девяти лет и только в начале этого года ушла из школы. Я до сих пор вспоминаю ее и скучаю по ней.
Когда я окончила начальную школу, уклад моей жизни опять поменялся. Появились новые предметы, новые одноклассники и, конечно, совершенно новые учителя. И только двое из них оставались и остаются со мной до самого выхода “в люди”. Ольга Сергеевна, историк, сразу покорила весь наш класс живописными лекциями и веселыми веснушками. В чем-то она напоминает мне Валентину Юрьевну, правда, она мягче и лояльнее. А Маргарита Анатольевна закружила в хороводе формул и натуральных чисел, с головой утянула в загадочный, головоломный мир математики.
Вот такие они, мои школьные учителя. Все совершенно разные на первый взгляд и в то же время одинаковые в добром, заботливом отношении к нам, ученикам, их питомцам, и в любви к своей профессии – одной из древнейших и тяжелейших в мире. Образы этих женщин запечатлелись в моей памяти на всю жизнь, да и не только в моей, я полагаю.
Я часто задумываюсь сейчас о ней, об этой жизни. Какая она будет? Есть множество путей. Если я поступлю в университет, то продолжатся учеба, лекции, экзамены – студенческая жизнь. Если меня постигнет неудача – пойду работать, сразу окунусь в настоящий взрослый мир. Будущее туманно, и все мои мысли наполнены тревогой. Ведь что бы меня ни ждало впереди, со мной рядом уже не будет моих учителей.

Александра НЕКРАСОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте