Как не превысить свои полномочия
Школа – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни.
Частная жизнь
Частную жизнь (приватность) можно определить как закрытость, неофициальность, неформальность, секретность. Сюда относятся неприкосновенность жилища, тайна семейной жизни, сведения о состоянии здоровья, тайна переписки, персональные данные и другое.
Противоположностью является общественная жизнь (публичность) – открытость, доступность и коллективность. Это про трудовые отношения, политику, уголовное, административное и налоговое право.
Идея о праве на частную жизнь появилась всего несколько столетий назад. Она относительно новая, поэтому пока далеко не все понимают значимость и ценность права на частную жизнь.
В фильме «Жила-была одна баба» (Андрей Смирнов, 2011) есть очень показательная сцена. Дело было в начале XX века в России. После первой брачной ночи мать мужа проверила постель молодоженов: простыня оказалась чистой. Тогда она принесла курицу, отрубила ей голову и побрызгала кровью из курицы на простыню. Потом она вывесила эту простыню с красным пятном сушиться во дворе, чтобы все односельчане могли это видеть. То есть еще сто лет назад интимная связь мужа и жены относилась большей частью к общественной жизни: все желающие должны были иметь возможность убедиться, что у молодоженов был секс и что жена была девственницей.
К счастью, сегодня приватность защищена законом. Согласно статье 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
В Гражданском кодексе РФ есть статья 152.2 «Охрана частной жизни гражданина». Согласно ей, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
Статья 13.14 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.
Статья 137 Уголовного кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни» предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.
В последние годы правовая защита приватности в части защиты персональных данных была значительно усилена. Европейский союз в 2016 году принял Общий регламент защиты персональных данных (GDRP). В России были приняты аналогичные поправки в Закон «О персональных данных» и ужесточено наказание за их нарушение.
Приватную информацию по общему правилу нельзя собирать. Но есть ряд профессий, которым для работы нужно получать разного рода информацию о частной жизни: медицинские работники, следователи, судьи, педагоги и другие.
Должностные лица не имеют права разглашать и обязаны предпринять меры для предотвращения утечки информации о частной жизни, которая стала им известна во время выполнения должностных обязанностей. Такие меры называются конфиденциальностью.
Конфиденциальность в школе
Я работал в нескольких образовательных организациях педагогом-психологом и всегда просил руководство купить сейф для хранения конфиденциальных данных обучающихся. У психолога много конфиденциальных сведений об учениках: факты семейной жизни, сведения о состоянии здоровья (в том числе ментальных расстройствах), результаты психологических обследований и другое. Школа как субъект обработки персональных данных обязана обеспечить защиту этих сведений от утечки и разглашения.
Но ни разу ни в одной школе сейф мне не предоставили. Директора и завхозы не видят в этом никакой необходимости. И многие педагоги относятся к вопросу конфиденциальности данных обучающихся крайне равнодушно.
Однажды я видел, как педагог оставила на столе в учебном кабинете личное дело ученика, состоящего на учете, в раскрытом виде и ушла домой. В этот кабинет имеют доступ другие педагоги (в том числе я), уборщицы и даже ученики могли открыть кабинет и находиться в нем без педагогов. Я пришел утром на работу, зашел в кабинет и увидел это личное дело. Оно было открыто на странице со свежим постановлением комиссии по делам несовершеннолетних. Там описывалось, что в такой-то день по такому-то адресу прибыл наряд полиции и увидел там не самые благопристойные сцены из семейной жизни ученика. Эта информация о частной жизни безо всякого труда и злого умысла могла случайно стать известна ученикам школы.
Красноречивая деталь: личное дело лежало на столе – учитель не посчитала нужным убрать его с глаз, в стол или шкаф. И личное дело было раскрыто: педагог не потрудилась даже закрыть папку. Это личное дело на столе – апофеоз педагогического безразличия к конфиденциальности частной жизни ребенка и напоминает сцену из фильма «Жила-была одна баба»: все самое сокровенное должно быть у всех на виду.
Домой нельзя
Еще одно одиозное пренебрежение к приватности обучающихся заключается в стремлении педагогических работников пойти домой к некоторым ученикам и посмотреть, как они живут. Откуда у учителей идея, что они вправе идти домой к ученику и собирать сведения о частной жизни его семьи?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не наделяет ни образовательную организацию, ни педагогических работников правом проводить оценку материально-бытовых условий жизни обучающихся. Даже если сами обучающиеся и их родители согласны, педагог не имеет на это права.
Согласно статье 3 Жилищного кодекса жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Орган опеки
Что делать, если педагогу стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Согласно статье 122 Семейного кодекса РФ должностные лица образовательных организаций, располагающие сведениями об угрозе благополучию ребенка, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
То есть даже если педагогу известно, что дома есть угроза для ребенка, педагог не имеет полномочий туда идти и собирать сведения. Такие полномочия есть у органа опеки. Педагог обязан лишь передать информацию в орган опеки.
Поговорить можно
Педагоги не имеют права собирать сведения о материально-бытовых условиях жизни обучающихся. Но педагоги имеют право посетить ученика и его родителей с целью поговорить.
Согласно п. 4 ст. 14 и п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 №120‑ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» педагоги имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами.
Разумеется, пользоваться правом посещения детей на дому имеет смысл только в том случае, если дети и их родители пропали – школу не посещают и на звонки не отвечают. Если родители и ребенок доступны для общения в школе или по телефону, то идти к ним домой нецелесообразно.
Один классный руководитель оригинально пользовалась своим правом приходить домой к детям и родителям. После родительского собрания учитель ходила домой к родителям, которые не пришли на родительское собрание, со словами: «Я понимаю, что вы очень занятые люди. Вам некогда ходить на родительские собрания. Но не беспокойтесь. У меня много свободного времени. Ведь мне больше нечем заняться, кроме того, чтобы в 19 часов прийти в школу на встречу с родителями, а в 21 час идти к вам, потому что вы не соизволили прийти на родительское собрание».
Обычно одного такого визита достаточно, чтобы на следующие собрания родители приходили. Никому не хочется поздно вечером увидеть у себя на пороге разгневанного классного руководителя.
Я однажды пользовался правом посещения родителей. В школу поступила информация, что ребенок восьмилетнего возраста проживает на нашем микроучастке, но не обучается ни в образовательной организации, ни в форме семейного обучения.
Телефонного номера родителей не было, был только адрес, поэтому пришлось идти к ним домой. В рабочее время никого застать дома не удалось, поэтому я пришел к ним поздно вечером в воскресенье. Я объяснил матери ребенка цель визита, обменялся с ней телефонными номерами и договорился, что она придет на следующий день в школу, чтобы мы смогли обсудить вопросы обучения ребенка.
Передача полномочий
Итак, педагоги могут прийти домой к обучающимся с целью поговорить, но не могут во время таких визитов проводить оценку материально-бытовых условий жизни.
Но из этого общего правила могут быть исключения. Эти исключения регламентируются приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 №4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Согласно этому документу орган опеки и попечительства может передавать образовательным организациям часть своих полномочий, в том числе выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.
Решение органа опеки и попечительства о передаче полномочий оформляется в письменном виде. Заверенная копия такого решения передается образовательной организации.
Я не знаю ни одной школы, которой орган опеки и попечительства передал свои полномочия. Возможность такой передачи есть, но подобная ситуация является экстраординарной.
Если полномочия органа опеки переданы школе, то нужно понимать, что педагогические работники во время проведения оценки материально-бытовых условий жизни ребенка выполняют функции специалиста органа опеки, а не функции педагога.
Все люди
В Интернете есть популярный среди учителей хештег #УчителяТожеЛюди. Публикациями с таким хештегом педагоги утверждают свое право на частную жизнь и право публиковать факты своей личной жизни без последующего осуждения.
Чтобы частную жизнь педагогов уважали, мы тоже должны уважать частную жизнь учеников и их родителей и ответственно относиться к обеспечению конфиденциальности доступных нам сведений.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Комментарии