Сегодня Леонид Исидорович Мильграм снова позвонит Ольге Николаевне Овсейчик. Как выпускник – директору школы, которую окончил. Как коллега. Наконец, как просто друг, которому совсем не безразлично будущее этой гимназии. Мы практически никогда не говорим о том, что того или иного блестящего педагога изначально воспитала та школа, которую он окончил. Мильграм учился в школе, имеющей замечательную историю – в этом году гимназии имени Капцовых исполнится 119 лет, так что мильграмовские 90 для гимназии – детский возраст. За эти годы гимназия имела блестящую плеяду выпускников разных лет, среди них – поэт Юлия Друнина, актрисы Людмила Целиковская и Юлия Рутберг, сценарист Эмиль Брагинский, режиссеры Андрей Гончаров и Федор Бондарчук, протоиерей, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке Федор Бородин, многие другие весьма уважаемые и известные всей стране люди.
В традициях гимназии праздники, на которые приглашают выпускников. Я неоднократно бывала на празднике посвящения в гимназисты, его обычно проводят в лучших залах Москвы. Залы выбирают большие, так как на таких праздниках собираются и гимназисты, и родители, и почетные гости, и выпускники разных лет. Леонид Исидорович на таких праздниках и почетный гость, и выпускник, которого в гимназии не только помнят и уважают, а еще и любят. Хотя он – почетный президент клуба выпускников гимназии – еще и придирчивый критик, но взгляд со стороны очень помогает Ольге Овсейчик. Такой опытный директор-наставник на общественных началах – это очень важно. Хотя Ольга Николаевна уже сама стала одним из лучших директоров Москвы, ведь это она привела свой коллектив к двум победам в рамках приоритетного нацпроекта «Образование», к победе в конкурсе «Лучшая школа России-2006». Она часто советуется с Мильграмом, а Мильграм охотно дает советы, поскольку дело, разумеется, не в победах, а в той планомерной, серьезной работе, которая их обеспечивает. Надо сказать, что с каждым годом Ольге Овсейчик приходится все труднее – запросы родителей растут, требования ужесточаются, приходится предлагать все новое и новое, отвечающее потребностям семей. И не просто предлагать, а еще и успешно реализовывать. Сегодня – это последовательное продвижение к модели «Нашей новой школы», которое вместе с педагогами обеспечивают управляющий совет, советы ученического и учительского самоуправления, родительская общественность. У гимназии есть программа развития на 2008-2011 годы «Компетентность. Выбор. Ответственность», принятая всем этим большим государственно-общественным коллективом. В ней с удивительной прозорливостью (еще задолго до принятия инициативы «Наша новая школа») были прописаны пять главных направлений в разделе «Прорывные проекты»: «Уклад: здоровая и дружественная школа», «Качественно новое образование», «Цифровая школа», «Россия – мое Отечество», «Сопровождение». Как тут не сказать, что «Наша новая школа» как идеология развития российского образования выросла из таких вот прогнозных планов, разработанных в школах. Нельзя не отметить, что для определения направлений этой инновационной деятельности в гимназии шли широкие общественные дискуссии о том, какое образование нужно в XXI веке, чему и как учить детей, в которых участвовали не только педагоги, но и представители местной власти, бизнеса – «потребители» результатов (ведь к ним приходят работать выпускники), родители, деятели культуры и науки. Мильграм принимал участие в этих прогностических разговорах, подчас предлагая то, что когда-то сам хотел реализовать, но тогда ему не позволили ресурсы того, уже ушедшего времени. Например, он мечтал о компьютеризации учебного процесса, но в его школе для этого не хватало компьютеров, хотя во время директорства Леонида Исидоровича 45-я школа лидировала среди школ Москвы, поскольку имела несколько компьютеров. В общественной дискуссии гимназия №1520 определила такие основные приоритеты школьного обучения, как: качество обучения по предметам; компетенции и навыки; социализация учеников (коммуникабельность, толерантность, навыки общения со сверстниками и взрослыми, инициативность, умение работать в команде, становиться лидером, формулировать, обосновывать и отстаивать свое мнение, разрабатывать проекты и реализовывать их); самоопределение учеников (познание самого себя, выбор жизненного пути на основе интересов, склонностей и проявившихся способностей). Все эти приоритеты воплотились в реальные направления работы как по части обучения, так и по части воспитания.В последние годы шаг за шагом гимназия идет вперед, строя свое образовательное пространство. Педагогический коллектив Овсейчик подобрала молодой (средний возраст едва превышает 40 лет), творческий (не случайно среди педагогов много победителей разных профессиональных конкурсов, обладателей грантов Москвы), сведущих в науке (есть в коллективе и свои кандидаты наук). Тут нельзя не отметить, что в целом Ольга Николаевна шла своим путем, но опыт Мильграма, когда-то скрупулезно собиравшего коллектив 45-й по каким-то очень важным критериям, был и для нее, несомненно, ориентиром в кадровой работе. Для каждой школы важно и создание современной среды, без базы качественный современный учебный процесс не построишь. Не буду говорить обо всем, чем стараниями Ольги Овсейчик теперь располагает гимназия в материальном плане, но обязательно скажу об интеллектуальных запасах, возникших в рамках работы по модели «Школа будущего», право на которую гимназия завоевала в рамках московского конкурса «Строим школу будущего». Это прежде всего электронный фонд медиатеки, в котором есть готовые учебные пособия по всем предметам, множество мультимедийных учебных пособий для учителей гимназии и учащихся по русскому языку и литературе, иностранным языкам, математике, физике, информационным технологиям, химии, биологии, географии, истории, предметам развивающего цикла, цифровые фильмы, созданные в гимназии, электронные словари, электронные энциклопедии, аудиокниги на русском и иностранном языках, электронная библиотека художественных произведений, учебные и художественные фильмы в цифровом формате. Все это богатство не лежит мертвым грузом, а используется, ведь в гимназии есть локальная сеть, позволяющая применять в образовательном процессе информационные технологии, и многое другое, что делает учебный процесс по-настоящему современным. Понятно, почему в эту гимназию стремятся отдать своих детей москвичи, живущие в разных округах столицы. Бренд «Гимназия имени Капцовых №1520» известен и в России, не случайно сюда так часто на семинары, конференции и просто так – для обмена опытом – едут педагоги и управленцы из различных регионов России. Опыт тут и в самом деле уникальный, а потому ценный.Один из разделов программы развития гимназии предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания самых разных технологий, в том числе проектных, необходимых для формирования новой проектно-деловой ученической культуры воспитания человека, обладающего универсальными умениями, способного проектировать, работать на результат, ответственного за себя и за порученное ему дело. Не скрою, меня этот раздел заинтересовал, ведь не секрет, что порой между записанным в планах и реализуемым на практике дистанция огромного размера. Кто может рассказать о работе с наибольшей полнотой? Конечно, родители. Вот я и отправилась на заседание совета родительской общественности начальной школы, которая с этого года вошла в состав гимназии, предположив, что если в программе развития продекларирована проектно-исследовательская деятельность, то логично было бы начинать ее в начальной школе. Как выяснилось, мое предположение не было ошибочным.Вообще надо сказать, что заседание, длившееся больше трех часов, прошло на одном дыхании. Я давно не была на таком родительском форуме, когда разговор касался не мелочей, а тех крупных и значимых дел, которые делают педагогов и родителей единомышленниками и соратниками. В повестке было много важных вопросов, по которым перед родителями выступали директор и его заместители. Надежда Бакулина, заведующая кафедрой учителей начальной школы, рассказала о реализации ФГОС начального образования, Ирина Вишкарёва, заместитель директора по УВР в первой ступени – об основной образовательной программе начального общего образования гимназии, об итогах успеваемости учащихся за первое полугодие 2010-2011 учебного года, эффективности работы учителей начальной школы по повышению качества образования учащихся. Мария Тишина, педагог-психолог, проинформировала об итогах работы психолого-педагогической службы гимназии по внедрению ФГОС в начальной школе. Не секрет, что введение стандартов дело непростое и для учителей, и для учеников, поэтому тут без поддержки психологов не обойтись. О результативности работы блока дополнительного образования в начальной школе по итогам первого полугодия 2010-2011 учебного года рассказала его руководитель Светлана Жужликова, уделившая внимание творческим победам гимназистов начального звена. Но наиболее интересным был пункт повестки дня, посвященный итогам проектно-исследовательской деятельности за первое полугодие 2010-2011 учебного года в гимназии №1520 им. Капцовых, о которых рассказала заместитель директора по инновационной деятельности Елена Иванова. Причем разговор был очень серьезным, так как система проектной деятельности в гимназии идет не просто так: ученики создают те самые электронные пособия, которые потом пополняют медиатеку. То есть в процессе учебного процесса сами ученики создают пособия для этого же учебного процесса. Понятно, что при этом не только прочно усваиваются знания, но и развиваются различные компетенции учащихся. Кстати, уровень исполнения таких проектов весьма высоко оценивается на различных конкурсах окружного, городского и даже федерального уровней. Надо сказать что прогимназия, присоединившаяся в этом году к гимназии, уже развернула свою проектную деятельность, не случайно Ольга Овсейчик с удовольствием и особой гордостью вручила дипломы папам и мамам, принимавшим участие в проектной деятельности вместе со своими детьми.Известно, что творческие школы имеют свое лицо во всем, даже в спорте. У гимназии есть хорошая материальная база – спортивные залы, площадка, но и тут она идет своим путем. В этом учебном году у гимназистов появилась реальная возможность осуществить свою давнюю мечту – научиться играть в шахматы. Почему гимназия пошла на это? Потому что этот вид интеллектуального спорта вполне соответствует содержанию деятельности этого учебного заведения. Шахматы – известнейшая древняя игра, которая развивает внимание, логику, память и способствует развитию усидчивости. Многие ученики гимназии №1520 давно мечтали заниматься шахматами, с завистью смотрели на своих одноклассников, которые занимались этим видом спорта за пределами школы. Такие ребята во всем успешны, ведь ни для кого не секрет, что шахматы тренируют и совершенствуют ум, учат сосредотачиваться, дисциплинировать мышление, видеть и анализировать закономерности, искать варианты и не зевать, они воспитывают силу воли и твердость духа, развивают объективность и целеустремленность, учат защищаться и добиваться победы, а кроме того, просто приносят удовольствие на всю жизнь.В октябре 2010 года мечта гимназистов сбылась: по инициативе Ольги Овсейчик гимназия совместно с ДОЦ «Центральный» организовала для ребят 1-5-х классов шахматный клуб «Ладья».Руководить клубом пригласили кандидата в мастера спорта, педагога с большим опытом Марата Курмаева, выделили помещение, закупили инвентарь (настоящие шахматные часы, демонстрационную доску, шахматы), и процесс пошел. Ребята с удовольствием ходят в клуб на занятия, играют в шахматы, решают интересные задачи. Тренер знакомит их с теорией шахматной игры. Итогом всего трехмесячных занятий уже стало участие гимназистов в межшкольных турнирах. И хотя пока результаты невелики, ребята уверены, что и они в скором будущем смогут принести победу своей родной гимназии.Этот вид спорта стал популярен и в классах. Учащиеся начальной школы находят возможность сразиться в шахматы даже на переменах, у всех вызывают уважение ученики, освоившие эту древнюю игру. По словам родителей и педагогов, это умение развивает математические способности и благоприятно отражается на учебе в целом.Когда у кого-то возникает вопрос «Зачем гимназисту шахматы?», ответы у родителей и педагогов появляются сразу. Игра в шахматы в школе решает сразу несколько задач. Познавательную – они расширяют кругозор, учат думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развивают изобретательность и логическое мышление. Воспитательную – шахматы вырабатывают целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, а также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Эстетическую – шахматы обогащают внутренний мир, развивают фантазию, учат радоваться красивым комбинациям. Физическую – эта игра побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. Коррекционную – шахматы помогают гиперактивному ученику стать спокойнее, уравновешеннее, учат непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности. В феврале, ко Дню защитника Отечества, в гимназии пройдут отборочные соревнования, по результатам которых будет сформирована команда для участия в окружном турнире. Подготовка к ним уже началась. Победителю будет предоставлено почетное право поздравить с праздником ветерана Великой Отечественной войны Леонида Исидоровича Мильграма.А сразу после Дня защитника Отечества состоится празднование 90-летия Леонида Мильграма. К этому празднику в гимназии готовятся так, как обычно семьи готовятся к праздникам своих дорогих и любимых. Пока сюрприз то, какое поздравление и какие подарки готовит гимназия своему знаменитому выпускнику. Но то, что это все будет сделано от всей души, сомнения не вызывает.
Комментарии