search
main
0

Школа – это не только уроки

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее.

Василий Сухомлинский

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. И очень важным фактором в этом формировании выступает среда, в которой растет ребенок, а также то, какие качества в нем закладываются, какие знания, умения и навыки он приобретает.

 

Большую часть времени ребенок проводит в дошкольной группе, затем в школе, дальше в учебном заведении, получая профессию, и выходит во взрослую жизнь с тем накопленным багажом, который он получил на протяжении этого периода. На простой вопрос, что дети делают в школе, есть не менее простой ответ – учатся. И это действительно так, в школе дети учатся. Но не только. Ребенка окружают среда, в которой он находится, педагоги, которые для ребенка и авторитет, и предмет для подражания, и, конечно, происходит множество интересных школьных событий.

Несомненно, это и предметно-эстетическая среда, которая включает в себя благоустройство территории. Зеленая пришкольная территория с клумбами и тенистыми аллеями, оборудованная беседкой, спортивной и игровой площадками, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля. Грамотно оформленное пространство школы, просторные рекреации, тематически оформленные лестничные пролеты и коридоры, современные лаундж- и коворкинг-зоны, позволяющие ребенку на перемене переключиться на иные виды деятельности, напрямую не связанные с учебой, – при таком оформлении ребенок точно не заскучает на перемене, а, наоборот, получит массу позитивных эмоций. Каждый ученик должен быть вовлечен в пространство, считая его своим: различные поверхности для письма и рисования, выставочные системы и интерактивные элементы развивают ощущение эмоциональной привязанности к помещению, наполняя дни в школе яркими, красочными событиями. И, конечно же, классные кабинеты, предметные лаборатории, IT-полигоны, медиапространства для раскрытия талантов и способностей ребенка, определения его дальнейшей траектории профессиональной карьеры.

В современных условиях организация урока – это уже не просто подача учебного материала, каждый урок несет свой воспитательный компонент, предполагает определенный воспитательный потенциал, побуждает школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, дисциплину и самоорганизацию, а применение на уроке интерактивных форм работы стимулирует познавательную мотивацию у школьников, дает возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога и школьной командной работы.

Но и современный учитель, классный руководитель – это педагог, обладающий необходимыми компетенциями, креативным, нешаблонным мышлением, способный меняться исходя из требований, условий, потребностей. Это учитель, который видит не просто класс детей, которых он учит, а личность каждого ребенка, его интересы и потребности, его особенности и трудности, учитель, который становится другом, наставником, тьютором, соратником, помощником, проводником между ребенком и другим педагогом, окружением и иногда даже родителями. Педагог оказывает помощь в принятии решений, раскрытии талантов ребенка, в профессиональном самоопределении, в том числе личным примером, примером жизненных ситуаций, проигрыванием и проживанием их вместе с ребенком, вовлечением его в позитивную развивающую среду.

Для воспитания в детях самостоятельности, инициативности, умения принимать взвешенные решения, предлагать различные идеи для развития школы, участвовать в активной жизни, быть неотъемлемой частью команды в школах активно развивается ученическое самоуправление. Дети уже не просто участники, а инициаторы, лидеры, которые смело предлагают современные решения интересной организации образовательной и воспитательной деятельности совместно с педагогами и администрацией школы и знают, что их предложения будут услышаны, а идеи – реализованы.

Неотъемлемой частью процесса воспитания и образования в школе становятся и родители, входящие в состав управляющего совета школы для соуправления школой и помощи в решении вопросов воспитания и социализации детей. Каждый родитель становится полноправным участником совместного процесса воспитания детей, участвуя в семейных клубах, родительских гос­тиных, семинарах, круглых столах, семейных консультациях, являясь вместе с тем участником и инициатором ключевых общешкольных дел, сохраняя традиции, накопленные годами.

Современная школа – это уже не только уроки!

Ирина ЗИНКЕВИЧ, директор школы №1228 «Лефортово», председатель межрайонного совета директоров №19

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте