search
main
0

Школа должна звучать. В прошлом году екатеринбургская 57-я взяла новую планку

Имидж учебного заведения – вещь сложная, из многих составляющих складывающаяся, и трудно бывает найти единственную причину популярности или ее отсутствия. Почему в школе, проектная мощность которой рассчитана на 700 учащихся, их лишь 400, и родители привычно обходят ее своим вниманием, в то время как соседние переполнены? Не всем суждено быть лучшими, но хочется-то всем! Когда приходит новый руководитель, он анализирует то «хозяйство», что получил в свое ведение и чье будущее зависит от него.

Татьяна СУББОТИНА была назначена директором екатеринбургской общеобразовательной школы №57 прошлым летом. Оценив ситуацию, цель она сформулировала таким образом: «Создать единое образовательное пространство школы для повышения качества образования, развития личности учащихся и формирования положительного имиджа учебного заведения». Год – срок невеликий, однако результаты уже налицо. Впервые за долгое время к учебе приступили три первых класса, пополнились и другие параллели. Родители проголосовали за школу тем, что привели сюда своих детей.- Татьяна Викторовна, какие сегодня у 57-й очевидные преимущества?- Есть преимущество в том, что школа небольшая, и его нужно использовать. Здесь обстановка, приближенная к домашней. Главное же – мы имеем то, к чему другие образовательные учреждения лишь стремятся, – учеба в одну смену. Это большой плюс. К нам потянулись дети из других школ, которые серьезно занимаются спортом, танцами, для них крайне неудобна вторая смена. У нас послеобеденное время свободно от уроков и отдается дополнительному образованию.- Качество образования всегда задача номер один. Произошли ли изменения в этом направлении? – В минувшем году школу окончили четыре медалиста, такого давно не было! Сейчас все прозрачно, на сайте и родители, и учредители могут посмотреть самоанализ учреждения и увидеть, что в целом произошло повышение качества образования на 14-15%. Участие в олимпиадах тоже принесло победы. Из 44 выпускников девятого класса 19 ушли в колледжи, а остальные продолжили обучение у нас, не перешли в соседние учебные заведения с углубленным изучением предметов. Значит, они доверяют родной школе. Все, кто благополучно окончил одиннадцатый класс, поступили в высшие учебные заведения. Но есть и полярный результат, к сожалению: один ребенок не смог сдать ЕГЭ.- Татьяна Викторовна, в 57-й отсутствуют профильные классы. Почему?- Профильность связана с запросами родителей и детей, это раз, и подразумевает определенные изменения в квалификации и настрое кадрового состава, это два. Мы проанализировали, какие естественные способности у наших детей превалируют, и выявили гуманитарную тенденцию. По математике результаты в целом «страдают». Однако сосредоточились в этом учебном году не на сильном направлении, а на слабом. В учебном плане мы увеличили математическую нагрузку. Теперь восьмые, девятые и десятые классы занимаются и по субботам (раньше такого не было), так как в их расписание добавились 3 урока математики в неделю и элективно, по выбору, урок физики. Родители приветствуют такое решение, они понимают, что сейчас нужны технические специальности, особенно в нашем регионе, инженерные профессии востребованы. Дополнительные занятия по математике и физике также экономят семейный бюджет, снижают потребность в услугах репетиторов. Возможно, в следующем учебном году мы введем профильные классы.- Вы упомянули о необходимости перемен в мышлении педагогов. Что сделано в направлении развития кадрового потенциала? – Как вновь назначенный директор я получила коллектив в уже сформировавшемся виде. Многие сотрудники были старше по возрасту. Не всегда просто устанавливались отношения. Первый год они строились, я бы сказала, интуитивно, второй год – уже на логическом основании. Управление образования Екатеринбурга предложило директорам участвовать в проекте «Развитие социального капитала школы». Социальный капитал – это те взаимодействия и уровни доверия, которые существуют между педагогами, между администрацией. Было проведено анонимное анкетирование сотрудников, недавно пришли результаты. Очень интересно и поучительно! Выводы еще предстоит обдумать, но уже очевидно, кто в лидерах, на кого можно опираться, кто оказался вне поля зрения большинства, кто социально неактивен, но при этом пользуется огромным уважением среди коллег. Особенно меня укрепило то, что рейтинг доверия к руководителю оказался достаточно высок, значит, мы нашли общий язык!Очень важно и то, что коллектив наш естественным образом помолодел, в него влились три молодых специалиста. Теперь средний возраст учителей 43 года.- Татьяна Викторовна, когда вы работали в других образовательных организациях, что вы знали о школе, которой теперь руководите?- Мой управленческий опыт таков: работала в Екатеринбургском Доме учителя, возглавляла городскую Ассоциацию классных руководителей. 57-я была не на слуху. Не светилась в конкурсах, а их в Уральском регионе немало. Поэтому одной из задач для меня стало вывести ее из изолированного состояния, которое в обиходе называется «вариться в собственном соку». Посмотрите на стену в кабинете: здесь размещены дипломы наших детей только за один год. Мы сотрудничаем с библиотекой имени Паустовского, психолого-педагогическим центром поддержки несовершеннолетних «Диалог», центром культуры и искусства «Верх-Исетский», Дворцом творчества детей и молодежи «Одаренность и технологии». Действует волонтерский отряд, ребята оказывают благотворительную помощь организации «Аистенок», посещают с различными акциями близлежащие детские сады. Третьеклассница Евгения Никишева стала победителем областного конкурса детского творчества, который проводила Государственная автоинспекция. И так далее, всего не перечислить. Очень важно, чтобы школа звучала на разных уровнях, постоянно! Это свидетельствует об открытости, социальной активности и, конечно, влияет на создание положительного имиджа учреждения.- Какие следующие задачи на очереди у директора?- Качество образования всегда в приоритете. Но приходится думать и о материально-техническом состоянии образовательной организации. Когда городское управление образования утвердило мою кандидатуру, а я защищала собственную программу управленческой деятельности, из бюджета были выделены средства на развитие школы. Мы прилично обновили оборудование в специализированных кабинетах, пополнили базу учебников. Но меня по-прежнему не удовлетворяет то, как выглядит школа. Ребенку должно быть комфортно в школе, где он проводит столько времени. Красота и ухоженность должны сопровождать его везде, а не только дома. И здесь мы не можем надеяться лишь на бюджет. Недавно получили лицензию на оказание платных услуг и пытаемся их развивать, чтобы школа вышла на самостоятельную экономическую деятельность. На данный момент мы остаемся бюджетной организацией, в то время как большинство успешных школ района являются автономными.У нас хорошо развита сеть дополнительного образования. Платные услуги мы предлагаем из тех сфер, где ниша не заполнена. Например, действуют секции по футболу, волейболу и карате, а за деньги можно обучаться танцам в хореографической студии. Есть кружок по естествознанию, а вот занятия робототехникой мы планируем в качестве платной услуги, тем более что еще предстоит закупка конструкторов. За счет этих доходов мы сможем улучшать материально-техническое состояние здания школы.- Татьяна Викторовна, из вашей педагогической биографии я знаю, что вы высоко цените работу классного руководителя. Сами являлись победителем городского конкурса «Самый классный классный». Не скучаете по непосредственному общению с детьми? – Непосредственного общения, как вы говорите, мне и сейчас хватает. Дверь в директорский кабинет всегда открыта в прямом и переносном смысле. Но я действительно высоко ценю работу классных руководителей, ведь школа – место не только обучения, но и воспитания.Расскажу о своем опыте. В школу я пришла в 1999 году, и мне как молодому специалисту сразу дали классное руководство. Но не сложилось: ни у меня с родителями, ни у родителей со мной. Директор, прозорливая женщина с богатым опытом, не настаивала, сняла с меня эту функцию: «Пока подождем». Прошло время, или пришло время, я почувствовала желание и уверенность в своих силах и попробовала еще раз. Класс мне достался, который я уже знала и любила. Вот сейчас говорю о нем, и у меня слезы на глазах. Сколько мероприятий мы провели с ними, сколько всего пережили! А если говорить о воспитании, то это процесс обоюдонаправленный. Как-то мы приехали на загородную базу. Шли соревнования, школьники со страховкой забирались на 11-метровую сосну, а затем прыгали с нее. Не все решались на подобное. Я уговаривала, убеждала, а они мне в ответ: «А вот вы сами попробуйте!» И прыгнула!  Ведь если я не прыгну, дети перестанут меня уважать. Ну а там за мной и весь класс последовал. Вот и получается, что многому и меня дети научили.- Какие принципы вы считаете основными для педагога и руководителя?- Человечность. В любой ситуации нужно видеть человека, а не цифры, показатели и прочее. Затем – толерантность, понимание, это качество вытекает из первого. И, наконец, доверие. Без доверия педагогу и директору не обойтись.Екатеринбург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте