У директора Центра образования «Школа здоровья» №46 Николая МАНСУРОВА не было проблемы выбора: он из семьи потомственных учителей, его отец всю жизнь работает на кафедре общей и экспериментальной физики, был деканом физического факультета, секретарем парткома, первым проректором; мама тоже учитель физики, дедушка был преподавателем физики и электротехники, тетя – преподаватель философии, другая тетя – учитель математики, бабушка – учитель истории, сестра – учительница математики.
У нас давняя учительская семья. Мы как-то подсчитали и выяснили, что общий педагогический стаж нашей семьи более трехсот лет, так что мысли о какой-то другой профессии к окончанию школы уже не было, все получилось само собой. На пятом курсе после работы в проблемной радиофизической лаборатории я понял, что бороться с цифрами и ставить научные эксперименты – это не мое, поэтому на 5-м курсе пошел работать в школу №710 Академии педагогических наук, где в свое время работал автор учебника физики А.В.Перышкин, преподавали все наши ведущие разработчики учебников по физике: Н.Шахмаев, В.Разумовский, Ю.Дик. У меня были уникальные учителя-наставники – Д.Левитас, И.Ханчина, Э.Басова, вместе с нами работали очень интересные люди, например, теперешний уполномоченный по правам ребенка в Москве, а тогда учитель математики Евгений Бунимович. В 1996 году я защитил диссертацию по методике преподавания физики, руководителем был С.Каменецкий, какое-то время сотрудничал с издательством «Открытый мир» и в 1995-1996 годах подготовил серию рабочих тетрадей по физике, с радостью вижу, что те рабочие тетради, которые выходят сегодня, используют идеи, заложенные в моих тетрадях, кроме этого разработал справочники по физике для учащихся, учебно-методический комплект по физике для учащихся 10-11-х классов (учебник, книга для учащихся, книга для учителя). В вузе я учился в одной группе с зав. кафедрой преподавания естествознания в МИОО М.Демидовой, с главным редактором журнала «Физика в школе» С.Третьяковой.В нынешнюю школу я перешел работать в 1997 году, был здесь учителем, заместителем директора по научно-методической работе. Предыдущий директор, уходя из школы, предложила занять ее место, так как отношения у нас с ней были и есть уважительные, то отказываться от предложения стать преемником было нельзя, да и попробовать, конечно, хотелось, тем более что идеология школы совпадала с моей собственной, поэтому направление развития было уже задано. Сегодня нужно уметь быстро ориентироваться в изменениях, происходящих в образовании, трудность заключается в том, чтобы суметь сохранить традиции, на которых держится образование, и понять, как это преломить через те новые требования, подходы, возможности, которые есть сейчас. Все это я стараюсь делать. Но при этом продолжаю общаться с детьми, веду уроки, в этом году снова взял себе седьмые классы, потому что мне хочется попробовать применить новые стандарты, использовать новые веяния и отшлифовать те наработки, которые были. Дело в том, что во многих жизненных ситуациях нельзя однозначно сказать, что хорошо или плохо, всегда есть что-то положительное и отрицательное, нужно понять, что за этим стоит, как к этому приспособиться, что из этого может получиться, постараться найти плюсы. Если люди начинают искать минусы, это неконструктивно, всегда есть некий вектор развития, надо только сначала понять, какие возможности они дают, стараться их использовать, а минусы минимизировать. Сегодня идет процесс модернизации образования, иногда у меня возникает ощущение, что реформа проводится ради реформы, а не ради содержания, некоторые решения принимаются очень быстро. С другой стороны, может, какие-то вещи нельзя делать медленно, система образования изначально достаточно инерционна, с моей точки зрения, с ней нужно обходиться бережно и осторожно, потому что образование один из стержней, которые держат общество, если его разрушить, общество разрушится, не случайно же сегодня много разговоров о том, что для того, чтобы развалить страну, надо развалить образование. Многие трактуют происходящие изменения как модернизацию развития, а многие – как намеренный развал. Больше всего мне хочется видеть школу человечной, а сегодня за всей техногенной культурой теряются духовные, человеческие ценности. Люди должны получать новые навыки, совершенствовать свои умения, но оставаться людьми, умная сволочь всегда опасна. Сегодня мы проходим через период разобщения, люди общаются друг с другом через Интернет, заполняя вакуум, пустоту, в бешеной гонке, сумасшедшем ритме жизни они перестают быть обычными людьми. Эта гонка не позволяет человеку остановиться, посмотреть, что для него важно, а что нет.Для меня близкими стали те люди, которые окружают меня сегодня. Я прихожу в школу в 8 утра, и дай бог, чтобы в 9 вечера вышел, так 6 дней неделю. Семья на это реагирует без энтузиазма. Если еще учесть, что у меня две маленькие дочки (4 и 2 года), то ясно, как меня всегда ждут дома.
Комментарии