Ученическое самоуправление приживается только в тех школах, где администрация, учителя и родители готовы к сотрудничеству с детьми. Как правило, это школы, где взрослые видят в ребенке не только ученика, но и своего товарища, союзника, с которым можно и нужно обсуждать все происходящее в школе.
Вот уже более семи лет в школе №1467 действует ученическое самоуправление. Мальчики и девочки выдвигают школьных депутатов, выбирают председателя, формируют комитеты. Ведь задача современной школы, школы XXI века – не только дать детям образование, но и подготовить их к жизни сознательных и ответственных граждан, зарядить детей позитивной энергией и направить ее в русло добрых дел.Структурной единицей школьного самоуправления – школьной думы – является комитет. Но комитеты – это не набор оторванных от жизни формальных структур, а группа деятельных энтузиастов; ведь только в труде, а не в пассивном созерцании выковывается характер подлинного гражданина. Всего комитетов пять, из них наиболее важным является комитет «Юный патриот», задача которого – пробудить у современной молодежи интерес и уважение к истории нашей Родины, сохранить преемственность между поколениями путем организации совместной деятельности, развить у учащихся чувство взаимной ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки.Практически это выражается в работе школьников-волонтеров. Они организуют для ветеранов выступления на патриотическую тематику, а также ежегодно участвуют в городском благотворительном фестивале «Центр доброты» – собирают канцелярские товары для детей из детских домов, подарки для домов престарелых из отдаленных районов России. Вот строки из благодарственного письма: «От имени администрации учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выражаем вам признательность за активное участие в сборе гуманитарной помощи для воспитанников детских домой и школ-интернатов. Благодарим за проявленное неравнодушие и желаем дальнейших успехов в социально полезной работе». Мы активно сотрудничаем с Всероссийским научно-методическим геронтологическим центром Министерства труда и социальной защиты.Уже не первый год наши учащиеся выезжают туда с концертными программами. Проживающие в геронтологическом центре пожилые люди с нетерпением ждут ребят, радуются каждой встрече. Они не только смотрят наши выступления, но и подпевают нам всем залом, а на последнем концерте даже вышли танцевать, забыв о возрасте. Вот некоторые слова из благодарственных писем, которые нам вручают: «Сердечно благодарим вас за доброе, теплое, уважительное отношение к людям старшего поколения, за воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, за плодотворное сотрудничество, которое направлено на взаимодействие нескольких поколений». Эти слова адресованы директору школы.В сферу ответственности наших добровольцев входит и уход за памятником, установленным на Боровском шоссе, на месте братской могилы солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Помимо ухода за памятником ребята провели огромную научную работу, путем кропотливого изучения архивов установили биографии многих солдат, чьи фамилии написаны на памятнике. Проведя исследования, ученики теперь могут рассказать историю жизни многих солдат, не доживших до Победы, встречаются с их потомками и однополчанами.Комитет по науке и образованию школьной думы занят профориентационной работой, организует встречи с представителями высшего и среднего специального образования школы, а также координирует совместную работу с домами творчества молодежи и научно-техническими центрами.Комитет по культуре ставит своей задачей знакомить подрастающее поколение с великими людьми, оставившими художественное и духовное наследие. А также находит возможность раскрыть таланты школьников. Комитет по спорту и здоровью проводит разъяснительную работу о преимуществах здорового образа жизни, объединяет школьников на основе общих спортивных интересов и организует массовые выездные спортивные мероприятия.Пресс-центр информирует о работе комитетов. Цель работы – заинтересовать учащихся, еще не включенных в общественную деятельность. Ребята из пресс-центра ведут передачи по внутришкольной вещательной сети, а также работают над страничкой нашей школьной думы на сайте школы. Примечательно, что с развитием самоуправления меняются отношения детей и педагогов. Сотрудничая, дети и взрослые становятся ближе друг другу, а атмосфера в школе – родной, домашней. Дети идут в школу не только для того, чтобы учиться, общаться с одноклассниками, они идут на встречу с учителями. В нашей школе дети дружат с педагогами.Ученическое самоуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Благодаря системе школьного самоуправления у детей развивается самостоятельное мышление, они становятся способны на самые неожиданные поступки, приятно удивляющие учителей. Школа, в центре внимания которой – ценность человеческой личности, востребована учениками и родителями. Права человека и самоуправление – необходимые слагаемые успеха школы. Чем лучше в образовательном учреждении развито самоуправление, тем увереннее и естественнее ведут себя дети. Собственно, самоуправление затем и нужно, чтобы ребята смогли обрести уверенность в своей способности преобразовывать мир вокруг себя, чтобы они учились отстаивать свои интересы и воплощать в жизнь свои идеи и стремления.Татьяна БЕЛЯЕВА, директор школы №1467,Галина ТЕРЗИЕВА, учитель немецкого языка школы №1467Крайне важным аспектом ученического самоуправления являются периодические встречи участников и обмен опытом, ведь только деятельное взаимодействие способно раскрыть подлинный потенциал школьной организации и самоорганизации. В Западном административном округе Москвы подобные встречи проводятся в рамках межрайонных конференций ученической общественности под руководством Межрайонного центра содействия развитию ученического самоуправления районов Внуково, Ново-Переделкино, Солнцево.Последняя такая конференция была проведена 20 сентября 2017 года в школе №1448. Представители школ нашего межрайонного совета директоров не только участвовали в конференции, но и провели на ней несколько круглых столов по актуальным проблемам, продемонстрировав тем самым устойчиво высокий уровень, который способен не только позитивно влиять на общественную жизнь учеников школы, но и может послужить образцом для других.Не остаются в стороне и кураторы ученического самоуправления, которые активно участвуют в городских конференциях и семинарах.В Московском Дворце пионеров прошла очередная городская конференция ученической общественности. Сотрудники Городского центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, представители Российского союза молодежи подвели итоги прошедшего учебного года, а также рассказали о планах по поддержке органов школьного самоуправления не только в Москве, но и в России. В конференции приняли участие представители всех округов столицы – активисты, кураторы ученического самоуправления и представители организаций – партнеров Горцентра. На конференции обсуждались вопросы дальнейшего развития ученического самоуправления, городские конкурсы, особое внимание уделялось возможности проведения выборов в органы ученического самоуправления в образовательных организациях Москвы.На территории образовательного центра «Команда» прошел городской обучающий семинар для кураторов ученического самоуправления.В работе семинара приняли участие ведущие специалисты в области детского движения и ученического самоуправления Москвы. За время семинара кураторы ученического самоуправления ознакомились с программой Городского центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных организаций на 2017-2018 учебный год, посетили образовательные мастер-классы на темы: организация работы межрайонной школы актива, организация работы совета «с нуля», основная документация ученического совета и нормативно-правовая база, организация обучения активистов 7-9-х классов и другие.Кураторы, старшие вожатые и ответственные за данное направление обменялись опытом лучших практик в работе ученических советов, проявили свой творческий потенциал в интеллектуальной вечерней игре и ознакомились с актуальными формами, технологиями и методами обучения активистов ученических советов.
Комментарии