search
main
0

Школа для жизни

Функциональная грамотность как норма настоящего

Наталья КЛИМОВА руководит школой №34 Петрозаводска семь лет. Свой профессиональный путь она начинала здесь же. Сейчас в должности директора продолжает вести информатику, не теряя связь с учениками и трудом учителя, и, как никто другой, понимает, что за функциональной грамотностью будущее. Наш разговор оказался намного шире обозначенной темы.

 

 

– Для вас лично школа – это…

– Школа для меня больше, чем работа. Это место силы и вдохновения, живое сообщество единомышленников – моих любимых учеников, учителей, родителей. Это традиции, творчество, инновации, проекты, уроки, праздники, стремительный ритм жизни. Каждый день в школе – вихрь неповторимых событий, эмоций, дел. Школа – это живой организм.

В 34-й школе я уже 25 лет, начинала молодым специалистом после университета. Скоро 7 лет, как работаю директором, но всегда с радостью иду на свои уроки и преподаю информатику, общение с детьми – это заряд энергии, позитива на целый день!

– Знаю, что школа является базовой площадкой Центра развития образования в вопросе функциональной грамотности. Могли бы вы рассказать, что за минувший год успели сделать в рамках этого сотрудничества?

– Над методической темой, связанной с функциональной грамотностью, школа работает уже несколько лет. И в 2021 году мы стали базовой площадкой муниципальной системы образования по теме «Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности». Наша задача не только обобщить и распространить свой опыт работы, но и актуализировать инновационный опыт городского педагогического сообщества по данной теме.

В минувшем году мы организовали и провели для педагогов городские педагогические чтения «Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности» и городскую научно-практическую конференцию «Практика международных исследований как инструмент формирования функциональной грамотности».

В весенние каникулы для учеников 5-6-х классов был организован пришкольный лагерь формирования функциональной грамотности. Это не только образовательные мастер-классы, но и много дружеского общения, квесты, экскурсии и даже плавательный бассейн! Опытом работы будем делиться на августовской педагогической конференции.

А в мае наши ребята успешно поучаствовали в апробации системы заданий по формированию функциональной грамотности учеников 5-8-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по двум направлениям: математическая грамотность и глобальные компетенции.

– Нередко приходится слышать, что функциональная грамотность – тренд современного образования. Как бы вы объяснили родителям и старшему поколению, что же это такое?

– Само понятие появилось в 60-х годах прошлого века. ВОЗ включила функциональную грамотность в список из 12 показателей, характеризующих здоровье нации. Чтобы быть грамотным сегодня, недостаточно владеть базовыми элементарными навыками чтения, счета и письма, необходимо решать широкий круг жизненных задач, используя при этом определенные знания, умения и компетенции.

Функциональная грамотность как метапредметный навык помогает человеку решать повседневные задачи, возникающие нестандартные ситуации, разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, взаимодействовать с людьми и различными социальными, финансовыми, государственными структурами и организациями и т. д.

– Функционально грамотный ребенок. Что он умеет? Как его учить?

– Я процитирую Сенеку: «Не для школы, для жизни учимся». Формирование этого навыка не заканчивается с окончанием школы, в условиях современного общества этот процесс продолжается всю жизнь. Поэтому функционально грамотный ребенок умеет импровизировать, находить решения в нетипичных жизненных ситуациях. Это успешный человек с высоким уровнем амбиций, он направлен на обучение и развитие в течение всей жизни, самостоятельно принимает решения, критически относится к обилию информации вокруг. Он полноценный гражданин своей страны.

В наших школах процесс обучения традиционно строится преимущественно на воспроизведении заученного, а осмыслению материала уделяется недостаточно времени. Около 70% учебных заданий являются репродуктивными, то есть на запоминание того, что сказал учитель или что написано в книге. Очень сложно уйти от стереотипов. А функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть творческой активности. Ребенок приобретает опыт: видит проблему, ищет ее решение, принимает ответственность за свой выбор, формирует позитивное поведение.

– Есть ли какие-то приемы, методы, фишки, которые используют учителя школы на уроках?

– Сейчас образование стало более гибким. У педагога есть совершенно разные инструменты, с помощью которых можно организовывать учебный процесс. Очень многое зависит от отношений, от того, как устанавливается доверие между учениками и учителем.

Мы с коллегами определили, что каждый из них должен проанализировать систему заданий, которые он использует в учебном процессе. Важно найти ответы на вопросы, какие задания работают на формирование функциональной грамотности, сколько таких заданий в учебниках и пособиях, по которым работает учитель, достаточно ли их количества для формирования прочного уровня функциональной грамотности. Перед нами стоит задача разработать собственные задания, ориентированные на формирование функциональной грамотности.

А на уроках очень важно организовать обучение в общении и сотрудничестве: давать задания на работу в парах и малых группах, задания поискового характера, учебные исследования, проекты, задания на само- и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др. Мы активно включаем в учебный процесс электронные и библиотечные ресурсы, проводим занятия в школьной теплице, выходим за пределы кабинетов и стен школы.

– А как сами учителя приняли идею функциональной грамотности?

– Было очень непросто убедить коллектив, что владеть функциональной грамотностью – это не просто норма, но и обязанность каждого из нас. Учителя как дети! Если интересно, актуально и понятно, то и желание к работе будет. Самое главное – удалось создать команду единомышленников.

Сегодня для каждой школы квалифицированные кадры – дефицит. У нас молодой коллектив, много начинающих специалистов. И меня очень радуют их любознательность, способность к развитию, включенность в работу, способность к рефлексии.

– Какое обучение прошли педагоги за это время в рамках данной работы?

– Спектр программ повышения квалификации по функциональной грамотности сейчас широкий. В настоящее время 75% учителей школы прошли курсы повышения квалификации по формированию функциональной математической, финансовой, читательской и естественно-научной грамотности.

Но, как правило, программы повышения квалификации предлагаются без учета индивидуальных запросов учителя и особенностей контингента обучающихся. И я считаю, что наиболее эффективный способ повышения квалификации учителей – взаимное обучение, регулярное наблюдение за работой коллег, анализ проблем на методических объединениях, наставничество. Внутри школы мы проводим методические дни (открытые уроки и мастер-классы), практико-ориентированные семинары, педсоветы для педагогического коллектива, в рамках которых раскрываются технологии, формы, методы работы на уроке и во внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности.

Все учителя работают по темам самообразования, связанным с формированием функциональной грамотности обучающихся. Индивидуальные цели профессионального развития учителя должны быть неразрывно связаны с улучшением образовательных результатов учеников и работы школы в целом.

– Что за время разработки этого направления приобрела школа в плане технологий обучения, образовательных результатов учеников?

– За последние несколько лет у нас произошло обновление учебного плана и плана внеурочной деятельности, в них включены учебные курсы и курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование функциональной грамотности. Например, «Решение нестандартных задач», «Экспериментальная биология», «Химия в быту», «Практическое обществознание» и др.

Мы регулярно проводим мониторинг образовательных достижений школьников, используем стандартизированные измерительные материалы, активизировали работу по внедрению в образовательный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенного на базе электронной платформы «Российская электронная школа». Могу с гордостью сказать, что наблюдаем положительную динамику: дети способны анализировать информацию, демонстрируют знания, не предусмотренные программой. Результаты мониторинга – это серьезная аналитическая база, дающая представление не только о сильных сторонах наших учеников, но и о тех дефицитах, на преодолении которых стоит сосредоточиться.

– Если кто-то из руководителей образовательных организаций видит развитие школы в парадигме функциональной грамотности, какой совет вы бы могли ему дать?

– Система образования трансформируется, отвечает на вызовы времени. В новых ФГОС, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года, особое внимание уделяется формированию функциональной грамотности как приоритетной задаче в образовании. Все образовательные организации, даже если они еще не погрузились в вопросы формирования данного навыка, будут работать в этом направлении. Советовать всегда сложно. Я считаю, что многое зависит от учителя, от его активного интереса. Наш опыт показывает: каждому педагогу необходимо понять и принять, что работа по формированию функциональной грамотности касается каждого из нас, она должна быть системной и непрерывной. Требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, учебных и методических материалов. Главное – не бояться выходить из зоны комфорта!

– Как вы видите развитие школы в дальнейшем? О чем мечтаете как директор?

– По моему мнению, современная школа должна оставаться территорией детства. Ребенок в школе проживает большую и очень значимую часть своей жизни. Он должен чувствовать себя комфортно, безопасно, должны быть созданы условия для его самореализации и развития. Планируем в ближайшие несколько лет модернизировать школу, создать современное многофункциональное и трансформируемое образовательное пространство. Школа должна соответствовать новым требованиям, новому качеству образования, отвечать на вызовы современности. А я мечтаю о том, чтобы все педагоги и дети были успешны, счастливы и здоровы!

Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте