Одной из самых интересных тем, по которым состоялось обсуждение на заседаниях клуба директоров школ Москвы, вошедших в рейтинг Топ-400, была проблема выбора. Не секрет, что нынче очень важно, какую школу и по каким причинам выбирают родители, ведь от этого напрямую зависит финансирование, а значит, и благосостояние школы, ее коллектива. Но тут важен и другой выбор – выбор, который делает сама школа, разрабатывая и принимая свою программу развития, подбирая педагогический коллектив, а по большому счету и те задачи, которые она должна решать. Что же обсуждали директора на нескольких своих заседаниях, которые назывались «От выбора школы – к выбору в школе»?
Что такое выбор? Выбор школы состоит из двух частей: право на выбор, закрепленное в Федеральном законе «Об образовании в РФ», и ответственность за этот выбор. Важно, чтобы субъект выбора был определен точно относительно объекта, нужно понять, что выбирают, кто выбирает, какие есть нормативные основания для выбора и механизм ответственности за последствия выбора, для кого этот выбор осуществляется и какова возможность пользователей повлиять на этот выбор.Но что такое выбор школы? Кто осуществляет в школе ее выбор и отвечает за него? В большинстве случаев директор – тот, кто выбирает, в новом Федеральном законе «Об образовании в РФ» это записано. Что может выбирать директор? Наверное, в первую очередь ученика, но если нет соответствующего качества работы школы, то этого выбора может и не быть. В нынешних условиях все наоборот – это ученик выбирает школу.Что, собственно говоря, выбирает директор? Предположим, что директор выбирает учебники. На каком основании он делает этот выбор, может ли кто-нибудь повлиять на выбор директора? Вероятно, повлиять на это могут окружное управление образования или Департамент образования, рекомендующие сделать тот или иной выбор, методический центр, давший отзывы об учебниках, издательства и даже публикации в СМИ. Но решение принимают сама школа и ее директор, так как в законе записано, что образовательное учреждение выбирает учебник в соответствии со своей программой. То есть основой для выбора всегда должна быть законодательная основа.На чью жизнь влияет выбор школы или выбор директора школы? Он влияет на жизнь ученика, родителей, педагогов, в конце концов на жизнь города, а по большому счету на жизнь страны. Есть ли у школы ресурс для реализации этого выбора? В этом случае ресурс – понятие обобщенное, это материальный, физический, финансовый ресурсы, образование и нужная компетенция директора, наличие рядом с ним управленческой команды.Как школа непосредственно отвечает за последствия выбора? Нет архитектора, который не может себе представить, как будет выглядеть построенный по его проекту дом, и он всегда отвечает за последствия этого строительства. От его неточных действий могут пострадать люди. Известна цена ошибки врача. Но есть ли четкое понятие цены ошибки директора школы? Какое количество неверных управленческих решений может принять руководитель крупной нефтяной компании и к чему в результате может привести компанию? Ясно – в самом худшем случае все сведется к разорению этой компании. Какое количество неверных управленческих решений или выборов решений может принять директор, чтобы его школа не работала? Сразу ответить на этот вопрос, пожалуй, не может никто, но понятно, что от его компетентности зависит очень многое. В том числе от знания законодательства, так как, скажем, тот же Закон «Об образовании в РФ» многое, если практически не все, определяет в деятельности директора, в его выборе, в выборе, который делает его школа. Но если директор делает выбор, он должен понимать его последствия. Пока это происходит не всегда, во всяком случае пока не известно ни одного случая увольнения директора по собственному желанию, если школа выбрала, скажем, не те учебники. Однако понятно, что нельзя пользоваться правом выбора, не беря при этом на себя ответственность за этот выбор.Очень часто говорят, что главная фигура в школе – это ребенок, а главный выбор – выбор ученика. Но что может выбрать в школе ребенок? Друзей, кружки, один из предложенных школой профилей или букву класса? Если ребенку не нравится учитель в начальной школе, то родители могут всего лишь попросить директора перевести его в другой класс, то есть в школе нет пространства для выбора ученика. Если представить школу как некоторую «педагогическую экономику», то она может создать внутри себя систему выбора. Но какое пространство выбора может быть создано в школе?Сегодня часто говорят, что школа живет в условиях рынка и сама стала неким образовательным рынком. Если использовать экономические термины, то в образовании существует три вида «рынков»: рынок брендов, рынок программ, рынок технологий и их конкурентные преимущества. Выбор брендов – это дистанционная поддержка курса и электронные образовательные ресурсы: кружок по выбору, экскурсии, проекты и исследования, то есть то, что привлекает современного ученика и его родителей. Весь вопрос в том, готовы ли школа и ее директор предъявить свой выбор, например, выложить все уроки учителей в Интернете? Что касается выбора технологий, то это оснащение кабинета, выбор учебного оборудования и электронные образовательные ресурсы. Выбор программ – рабочие программы учителя (базовые, профильные, элективные, программы практикумов). Если в школе есть весь этот выбор и его делает ребенок, то возникает интересный парадокс: ответственность за этот выбор ребенок может нести только тогда, когда школа предоставила ему возможности для этого выбора. Поэтому выбор школы – предоставление таких возможностей или непредоставление. Первым ее шагом может стать создание пространства выбора внутри образовательного учреждения.Одна из существенных проблем школы – то, что очень часто ребенок становится заложником представлений учителя о его образовании. Если учитель считает, что он должен рассказывать на уроке, то ребенку приходится его слушать. Если учитель считает, что ребенок дома должен что-то заучивать наизусть, то ребенок это заучивает. Если учитель считает, что ребенок должен решить10 задач, то ребенку приходится решать эти задачи. Таким образом, старательный ученик тратит на образование до 70 часов в неделю, а нестарательный перестает выполнять требования учителя, так как слушать ему неинтересно, а решать он не хочет или не умеет. Учителя, как и многие взрослые, очень возмущаются, если дети не знают того, что знают они. Хотя при этом взрослые (да и учителя тоже) часто сами не знают очень многого, да и не интересуются тем, что знают дети. К учебной деятельности не относятся сидение, безмолвное слушание, беспрекословное следование инструкции, многократное повторение изученного. Василий Васильевич Давыдов писал, что «учебная деятельность – это целенаправленная деятельность человека по преобразованию окружающей действительности», а в главе 1, статье 2 Закона «Об образовании в РФ» установлено, что «обучение – целенаправленный процесс организации деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». То есть во всех определениях главным остается деятельность. Чей выбор – выбор деятельностной модели обучения? Государство этот выбор уже совершило, описало его в двух государственных документах – в федеральном законе и стандарте, выбор механизмов реализации федеральных документов – за школой.Одна из важных проблем – убеждение, что школа – единственное место для образования. Почти все участники образовательного процесса – и дети (до определенного возраста), и родители, и особенно учителя – убеждены, что ребенок получает образование в школе, и только в школе. Но обычно уже в 7-8-х классах средней школы сначала дети, а потом и их родители понимают, что образование можно получать не только в школе. Самый печальный выбор, который совершают родители, – это выбор репетитора: сначала по иностранному языку, а потом по разным предметам на старшей ступени для подготовки к ЕГЭ. Есть группа мотивированных детей, которые ищут возможность для образования в другом месте – в другой школе, в Интернете, в семье. При этом оказывается, что дети практически не знают город, в котором живут, его образовательные возможности, что впоследствии не только ухудшает их образовательные результаты, но и затрудняет возможность ориентации. Отсутствие возможности ориентироваться в городе нарушает способность ориентироваться в пространстве профессий, нужных городу, в пространстве образования, отношений, труда. Таким образом, московская школа перестает отличаться от школы в любом другом городе. В этом случае московские дети теряют конкурентные преимущества, а Москва превращается в город нереализованных возможностей.Шаг, который обязательно должна совершить школа, – это осознать себя элементом городской инфраструктуры, важным, интегрирующим, но элементом. Это значит, нужно изменить подходы к организации урока и учебного процесса, использовать гибкое расписание, проектирование, отказаться от бессмысленных домашних заданий. Нет такого документа, по которому учитель имел бы право задавать домашнее задание, а ученик имел бы обязанность его выполнять. Учитель проверяет тетради дома, при этом качество проверки домашних заданий мало кто из директоров контролирует в школе. Часто домашнее задание имеет репрессивный, а не обучающий характер. Домашнее задание как способ освоения научного и культурно-образовательного пространства города практически не распространено в московских школах.Какими же могут быть тренды развития школы?Тренд №1 – ревизия всего и вся.Если школа хочет отвечать нуждам меняющегося общества, она должна подвергнуть ревизии все свои константы. Образование, которое создавали для преодоления массовой неграмотности, уже неактуально. На планете новая экономика, новые технологии, новые вызовы, глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий Интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики. Любой желающий может бесплатно получить доступ к видеозаписям лекций по любому из предлагаемых учебных курсов, которых сейчас более четырех сотен, например, в Coursera записались 4442445 человек со всего мира, включая Россию.Тренд №2 – очень личное образование.Человек сможет в будущем собирать свое персональное образование без традиционных институтов (без школы). Образование будущего можно представить как конструктор, который ученик собирает самостоятельно. Допустим, умный подросток в 14 лет определяет, что ему в ближайший год нужно пройти углубленный курс ядерной физики, научиться играть на гитаре, изучить основы китайского языка, пройти краткий курс теории вероятности и попрактиковаться в проведении социологических исследований. Детали конструктора разбросаны по всему пространству: Интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества, задача человека – собрать их так, как он хочет.Тренд №3 – «университет миллиардов».Что такое университетское образование? Некий авторитетный человек – профессор – выходит к аудитории и что-то рассказывает, аудитория это записывает, а потом сдает экзамен, то есть демонстрирует, что усвоила мысли этого профессора. Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Не исключено, что наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы, в перспективе и школы. Поэтому учителю стоит научиться презентовать себя и свою деятельность: читать открытые лекции по субботам, вести факультатив или кружок, проводить экспедиции и экскурсии, вести сайт или другие информационные ресурсы, где можно увидеть его видеоуроки.Еще одна проблема – школа не всегда осознает себя субъектом выбора. Какой может быть ситуация, в которой сама школа выбирает или должна выбирать? Для того чтобы грамотно организовать образовательный процесс, нужно понять, сколько дней в неделю должна работать школа. Для того чтобы грамотно организовать образовательный процесс, нужно выбрать учебник. Кто выбирает учебник? Большинство считает, что учитель. Это означает, что школа не формирует внутри себя единое образовательное пространство и не школа диктует правила организации образовательной жизни школы, а каждый учитель, как может и понимает. Но если учитель выбрал школу, значит, он принимает и программы, и учебники и учится по ним работать, а значит, повышает свою квалификацию. С 1 сентября в Москве введен новый порядок организации системы повышения квалификации по принципу «деньги следуют за учителем». Если речь идет только о группе сотрудников, а не педагогическом коллективе в целом, значит, в школе не формируется система взаимной требовательности.Учащиеся могли бы повлиять на выбор учителя, если бы школа поинтересовалась двумя вещами: уровнем удовлетворенности детей, родителей и результатами, которые достигают ученики этого учителя. Ограниченные директором функции управляющего совета освобождают руководителя от ответственности даже перед самим управляющим советом и не дают совету возможность влиять на выбор.Известно, что конкурентоспособная школа, востребованная школа – это открытая школа. В какой мере нынче есть открытость школы и что такое открытая школа? Прежде всего это школа, в которой учителя не боятся предъявлять образовательный процесс в публичном пространстве, родители понимают, чему и как научились их дети, а дети понимают, зачем им это надо. Школа, которую выбирают, и школа, которая может сделать свой грамотный выбор.(«Учительская газета» №31 от 5 августа 2014 года)
Комментарии