Очередное заседание клуба директоров состоялось в образовательном комплексе №2077.
Щукино занимает крайнюю восточную позицию в Северо-Западном округе столицы. Октябрьское поле (до 1922 года – Военное поле) – местность на северо-западе Москвы в западной части бывшего Ходынского поля. В 60-70-х годах улицам Октябрьского поля присвоены имена маршалов Советского Союза С.Бирюзова, И.Конева, В.Соколовского, М.Тухачевского. В преддверии 70-летия Великой Победы для нас названия улиц особенно значимы.Сегодня Щукино – один из самых динамично развивающихся районов Москвы, активно ведется строительство новых жилых домов, улучшается бытовая и транспортная инфраструктура. А главное, на этой замечательной территории находится наш образовательный комплекс – школа №2077.Школа №2077 была образована путем слияния 5 школ: 3 общеобразовательных, школы VIII вида и школы для детей со стойким девиантным поведением. Целью реорганизации было наиболее полное удовлетворение запросов населения в обучении детей, реализации принципа преемственности в обучении, возможность реализации образовательных программ различного уровня, а также осуществление качественного дополнительного образования, оптимизация расходования бюджетных средств.Развитие коллективов – взаимное обогащение – объединение лучшего опыта и традиций школ. Готовность коллективов школ к совместной работе – возможность обмена педагогическим опытом, установление корпоративных связей. Возможности школ, несомненно, способствуют всестороннему развитию детей, к тому же объединение дает рациональное распределение кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Реорганизация позволила создать единую непрерывную образовательную среду, более эффективно используются учебные площади зданий.В сентябре 2013 года в состав образовательного комплекса вошли еще и 10 дошкольных учреждений, таким образом, жителям района Октябрьское Поле мы предоставляем полный спектр качественных образовательных услуг в рамках одного учреждения. Все образовательные учреждения находятся в непосредственной близости. После проведения мероприятий по реорганизации создано единое образовательное пространство: дошкольная ступень, начальная ступень, средняя ступень, старшая ступень образования, расширился спектр образовательных услуг.Педагогический коллектив школы №2077 старается целенаправленно действовать с позиций «открытого общества»: прислушивается к общественному мнению, учитывая его при разработке учебных и воспитательных программ. Школа ведет продуктивный диалог со всеми участниками образовательного процесса: учениками, родителями, учителями. Открытость школы №2077 к внешним запросам подтверждается еще и тем, что нам чрезвычайно важно видеть точку зрения на нашу работу и других представителей общественности: работников близлежащих организаций, жителей микрорайона, муниципальных и отраслевых руководителей, выпускников школы, с которыми мы ведем диалог о проблемах и перспективах современного образования. Кроме того, мы стремимся не на словах, а на деле перейти к общественно-государственному управлению школы. Для развития демократического государственно-общественного характера управления, широкого привлечения к управлению представителей профессионального педагогического сообщества, представителей местной общественности в школе работают управляющий совет, профсоюзный комитет, которые осуществляют контроль расходования бюджетных и внебюджетных средств, высказывают свои идеи по оценке качества педагогической работы, заинтересованно обсуждают перемены, происходящие в стенах школы. В нашей школе заключен коллективный договор, который регулирует социально-трудовые отношения в организации. В коллективный договор включены обязательства работников и работодателя по форме, системе и размеру оплаты труда, выплате пособий, компенсаций. Работники создают профсоюзные организации и вступают в них, чтобы добиваться решения возникающих вопросов вместе, а не тратить время на поиски истины поодиночке.Комплекс – это не стихийно объединенные учреждения, существующие автономно, это единый комплекс с единой целью и задачей. При объединении важны были анализ ситуации, просчет возможных рисков, постановка самых важных тактических и стратегических задач. Одной из таких важных задач было совершенствование экономических механизмов в сфере образования. Финансовая аккумуляция больших средств, которые приходят в учреждение, позволяет нам отбирать лучших педагогов, платить достойную зарплату людям (средняя зарплата 76 тысяч рублей), приобретать то, что действительно необходимо школе, вкладывать деньги в ремонты. Я очень давно работаю директором, но никогда у меня не было таких широких полномочий, но и такой зоны ответственности. Спасает, конечно, хорошая команда – люди, объединенные общей идеей.В нашем районе Щукино расположены Курчатовский институт, Институт неорганических материалов имени А.А.Бочвара; НИИ приборостроения, Институт вирусологии и эпидемиологии Гамалеи, больница №6, работавшая на атомный проект, госпитали по улице Курчатова. Может быть, поэтому одним из профильных направлений стала профильная и довузовская подготовка для будущих медиков в соответствии с договором о сотрудничестве с Первым Государственным медицинским университетом. После обучения наши дети получают документ младшего медицинского работника.Еще один профиль – юридическая психология. Выпускники факультета смогут решать психологические проблемы в юридически значимых ситуациях, проблемы детей и подростков, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, жертв насилия, социальных сирот, несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, подростков-правонарушителей. В рамках сотрудничества с Русско-немецким Институтом проективного образования и экспертных обменов (РНИПО) для всех учащихся профильных классов «Юридическая психология» есть возможность осуществлять тематические стажировки, ознакомительные поездки, участвовать в молодежных обменных программах в Германии. Все мероприятия программы переводятся на русский язык, ребятам выдают двуязычные сертификаты о повышении квалификации/прохождении программы. В примерную программу стажировок включены встречи с руководителем Ведомства по делам молодежи в Дюссельдорфе г-ном Петером Лукачеком и окружным судьей г-ном Эдвином Пютцем; посещение открытых заседаний окружного суда; лекции в Институте криминологии при университете в Кельне, детского диагностического центра и центра временного проживания детей. Кроме того, в нашей школе есть еще и физико-математический профиль, открыт кадетский класс.В рамках одного образовательного учреждения у родителей и учащихся есть большой выбор образовательных программ. У ребенка есть возможность попробовать себя в любом из направлений либо остаться в общеобразовательном классе. В случае возникновения трудностей в обучении также есть возможность получить консультации специалистов и коррекционное образование. У нашей школы уже есть опыт работы по организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Как известно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка, она предполагает доступность школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. В широком смысле этого слова она включает в себя не только образование, но и весь спектр общественных отношений: труд, развлечения, общение.Восемь принципов инклюзивного образования:- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.- Каждый человек способен чувствовать и думать.- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.- Все люди нуждаются друг в друге.- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.В состав нашего комплекса вошла специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I и II видов №101. В соответствии с установленным государственным статусом школа №2077 реализует образовательные программы специального (коррекционного) образования VIII вида по ступеням обучения, где контингент воспитанников – дети, имеющие умственную отсталость как легкой, так и умеренной степени, осложненную другими заболеваниями. Наша школа реализует начальное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (1-4-е классы); основное общее образование, учитывающее особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (5-9-е классы), углубленную трудовую подготовку, учитывающую особенности психофизического развития и индивидуальные возможности воспитанников, воспитание, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество (10-12-е классы).Интегративное образование предполагает пространственное «соприсутствие» детей с особенностями развития и обычных детей в общеобразовательной школе. Это первый шаг от классической системы специального образования, предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей, в сторону понимания каждого человека как полноправного участника образовательного процесса. Цель инклюзивной школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членах сообщества.Наша школа решает и социальные задачи, во-первых, давая возможность детям с особенностями в развитии получить образование, во-вторых, социально адаптировать детей к дальнейшей, взрослой жизни, в-третьих, научить здоровых детей принимать детей с ограниченными возможностями. С момента образования нашего комплекса мы рассматриваем всех без исключения детей как часть общеобразовательной школьной системы. Наличие трудовых мастерских с современным оборудованием (картонажно-переплетная, швейная, столярная, обслуживающего труда, адресной подготовки) позволяет расширить профессиональный выбор особой категории учащихся. Социально-бытовой комплекс, где дети получают навыки самообслуживания, приобщаются к возможной будущей профессии, учатся готовить, пользоваться бытовыми электроприборами, теплица работают на наш комплекс.Таким образом, создан целостный образовательный комплекс: школа, профильная школа, коррекционная и специальная школа. Оптимизация образовательной сети направлена на достижение главной цели: обеспечение доступности, качества и эффективного образования. Реорганизация позволила создать единую непрерывную образовательную среду, более эффективно использовать учебные площади зданий и привести в соответствие с нормативными требованиями их комплектование. В этом году в нашу школу пришли около 200 первоклассников, из 150 человек, пришедших в 10-е классы, 75 – из других школ Москвы. По итогам прошлого учебного года 40% учащихся получили 190 и более баллов по трем предметам ГИА. Для нас очень важно, что мы вошли в Топ-400 школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году; в Топ-100 школ, показавших лучшие результаты по химии и биологии.Помимо обучения интеграция доступна всем категориям учащихся в форме воспитывающей деятельности. Мы уже накапливаем положительный опыт вовлечения детей, имеющих особые образовательные потребности, в многочисленные школьные мероприятия: день рождения школы, День учителя, День Героев России, спортивные мероприятия.Важнейшая составляющая нашего комплекса – это педагоги. В нашем образовательном комплексе работают учителя-предметники, учителя-дефектологи (олигофренопедагоги и сурдопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, специалисты по ЛФК. Большой опыт практической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, непрерывность работы в течение дня, недели, учебного периода, знание возможностей и особенностей каждой категории учащихся, личная заинтересованность каждого специалиста в положительном результате позволяют предположить высокую эффективность педагогического сопровождения каждого ребенка. Специалисты могут в полной мере выполнять функции окружных психолого-медико-социальных центров, в том числе ПМПК.Специалисты адаптивной педагогики считают, что разноуровневое социальное взаимодействие позитивно влияет на повышение умственного развития ребенка. Кроме того, важный ресурс адаптивной школы, вариативность образовательных программ (от программ повышенного уровня и соответственно профильных классов до классов коррекционно-развивающего обучения, помогающих компенсировать недостатки развития в комфортных условиях пониженной численности класса и специального психолого-педагогического сопровождения), дает возможность внутренней миграции, что психологически комфортно для обучающихся, родителей и педагогов.Сейчас для нас важны: разработка индивидуальных программ (образовательных маршрутов) для детей с особенностями в развитии; формирование активной поведенческой установки у детей, имеющих особые образовательные потребности, с целью утверждения их в обществе; воспитание отношения школьного сообщества к особым людям через вовлечение их в мероприятия, проводимые в школе: толерантное отношение, бережное отношение к собственному здоровью; развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права таких людей и принимающими активное участие в развитии инклюзивного образования, МГПУ, ФИРО; приобретение детьми, страдающими различными заболеваниями, знаний, умений и навыков, необходимых им для продолжения обучения, профессиональной ориентации и адаптации в обществе.Недавно мы все вместе отмечали 50-летие школы-интерната №101 для глухих и слабослышащих детей. Интернат недавно вошел в состав нашего комплекса. Нельзя было без волнения слушать слова известной песни, которые для нашей школы приобрели особое символическое значение:«Обернись – мне не встать без твоей руки,Не услышать биение сердца».В нашей школе есть важные и интересные направления дополнительного образования.Мы надеемся, что будем и далее налаживать эффективные формы взаимодействия школы с потенциальными социальными партнерами и это неизменно приведет к повышению качества школьного образования.Школа №2077 активно сотрудничает с Московским городским психолого-педагогическим университетом для развития и внедрения инновационных технологий интеграции инклюзивного образования в работу школы.Ирина СИВЦОВА, директор многопрофильного и многофункционального образовательного комплекса №2077
Комментарии