Как известно, Москва была первым регионом, который принял решение об обязательном полном общем образовании. Эта инициатива столицы получила одобрение Президента РФ. Владимир Путин дал поручение о подготовке соответствующего закона, который бы перевел все на правовую основу и распространил инициативу Москвы во все регионы России. Поручение президента выполнено. Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования».
Как известно, Конституция Российской Федерации гарантирует общедоступность, бесплатность и устанавливает обязательность только основного общего образования (статья 43), а Закон Российской Федерации «Об образовании» – общедоступность и бесплатность всех трех ступеней общего образования: начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (пункт 3 статьи 5).
Отсутствие законодательно установленной обязательности обучения на третьей ступени общего образования часто приводит к ограничению прав граждан на образование, в том числе в виде необоснованного отказа в приеме на обучение на третью ступень общего образования лиц, имеющих основное общее образование.
Статистика свидетельствует об ухудшающейся динамике образовательного уровня населения России. Например, если в 1989 году на 1000 человек населения в возрасте 20-24 лет приходилось 6 человек, имеющих только начальное общее образование, и 54 человека, имеющих основное общее образование, то в 2002 году эти показатели возросли в 2 раза и составили 13 и 92 человека соответственно.
Отсутствие соответствующего уровня образования у части молодежи имеет негативные социально-экономические последствия. В первую очередь это ограничивает возможности профессионального самоопределения и трудоустройства граждан, ведет к возникновению дефицита кадров на рынке труда, людей, имеющих необходимое образование и уровень квалификации. Кроме того, это способствует формированию группы незанятой молодежи, созданию условий для распространения социально вредных привычек и роста количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Законодательное закрепление принципа обязательности только второй ступени общего образования значительные группы населения признают неудовлетворительным, в связи с чем некоторые субъекты Российской Федерации, и прежде всего Москва, установили обязательность на своей территории и третьей ступени общего образования.
Новый законопроект вносит изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающие обязательность получения гражданами Российской Федерации всех трех ступеней общего образования.
Изменения, вносимые в Закон Российской Федерации «Об образовании», устанавливают обязательность общего образования и государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
Возраст обучающихся, которые могут получить среднее (полное) общее образование в общеобразовательных учреждениях по очной форме, предложено увеличить до 20 лет. Это соответствует статье 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой обучающиеся по очной форме в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях основного общего или среднего (полного) общего образования имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу на время обучения до достижения ими возраста 20 лет.
Требование обязательности среднего (полного) общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения возраста 18 лет.
В соответствии с изменениями, вносимыми в статью 17, обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, имеющие академическую задолженность по одному предмету, так же как и обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, могут быть переведены в следующий класс условно. При этом обязанность ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года возлагается на обучающихся, а образовательное учреждение должно создать условия обучающимся для ликвидации задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Эта статья также будет дополнена положением, предлагающим порядок принятия решения о продолжении образования обучающимися, не освоившими на ступени среднего (полного) общего образования программы учебного года и имеющими академическую задолженность по двум и более предметам. В этом случае по усмотрению родителей (законных представителей) либо по усмотрению обучающихся, достигших возраста 18 лет, обучающиеся могут продолжить обучение в иных формах или остаться на повторное обучение в данном образовательном учреждении.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы всех трех ступеней общего образования.
Расширяются возможности получения общего образования гражданами, содержащимися в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, а также несовершеннолетними, подозреваемыми или обвиняемыми и содержащимися под стражей. Для чего администрации соответствующих учреждений и органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают условия для получения этими гражданами общего образования.
На родителей (законных представителей) возлагается обязанность по созданию условий для получения обучающимися, воспитанниками среднего (полного) общего образования, а также ответственность за их обучение.
Изменения, вносимые в Семейный кодекс Российской Федерации, предусматривают обязанность родителей и опекунов создать условия детям для получения ими среднего (полного) общего образования, а также возможность выбора родителями и опекунами образовательного учреждения и формы получения образования для детей, не достигших возраста 16 лет.
В статью 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, согласно которым в исправительных учреждениях будут созданы условия для обязательного получения осужденными, не достигшими возраста 30 лет, не только основного общего, но и среднего (полного) общего образования.
Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 12 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», согласно которой лица, госпитализированные для обследования и лечения в медицинские противотуберкулезные организации, имеют право продолжать образование в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Изменения, вносимые в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации, дадут возможность заключения трудовых договоров с несовершеннолетними, получающими общее образование.
С введением обязательного среднего (полного) общего образования в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» уточняется компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления образованием, органов опеки и попечительства.
Принятие нового законопроекта позволит создать реальный механизм повышения общеобразовательного уровня населения, что будет способствовать гуманизации и демократизации общества, социально-экономическому и научно-техническому развитию, формированию новой отечественной экономики, построенной на знаниях, и обеспечению конкурентоспособности России в мире.
Установление в Российской Федерации обязательности всех трех ступеней общего образования, принятого в большинстве развитых стран мира, создаст реальные предпосылки к сближению систем общего образования России и развитых зарубежных стран, предусматриваемому международными соглашениями.
Законопроект направлен на более полную реализацию положений Конституции Российской Федерации, провозглашающих Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем развития государственной поддержки детства и установления гарантий социальной защиты (статья 7). Введение обязательности получения всех ступеней общего образования, по мнению авторов законопроекта, отвечает интересам как граждан, так и государства.
Законопроект дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних по продолжению своего обучения и получения профессионального образования.
По мнению специалистов Министерства образования и науки РФ, принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных затрат из бюджетов всех уровней, так как общая численность выпускников 9-х классов в результате демографических процессов в последние годы снижается на несколько сотен тысяч человек в год, что многократно превышает количество граждан, которые ежегодно не получают среднего (полного) общего образования (по России в целом около 50 тыс.человек) и должны будут в соответствии с настоящим проектом федерального закона продолжить обучение по образовательным программам среднего (полного) общего образования. В 2008 году по сравнению с 2004 годом прогнозируется сокращение выпуска из 9-х классов на 38,8 процента (по России в целом 838,7 тыс.человек).
Комментарии