Важная тема «Доступная среда» в последнее время стала широко обсуждаемой в обществе и педагогическом сообществе. Москва упорно и целенаправленно идет к введению инклюзивного образования, преодолевая стереотипное мнение по поводу того, что дети с проблемами, дети-инвалиды могут учиться только в коррекционной школе, только дома или осваивать образовательные программы исключительно дистанционно. Москве, по признанию специалистов, в этом направлении особенно тяжело, потому что столица лидер, потому что каждый ее шаг оценивает вся страна со своих позиций. Но нравится это кому-то или не нравится, но дорогой Москвы, как говорит министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, все равно предстоит пройти всем. О том, как сделать школу, в которой будет хорошо и одаренным, и девиантным детям, и детям с ОВЗ, и детям-инвалидам и вообще всем детям, которые получают в ней образование, шел разговор и на ток-шоу в МИА «Россия сегодня», состоявшемся в рамках Международной научно-практической конференции в МГППУ, посвященной «Основным результатам реализации Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы», организованной при поддержке Министерства образования и науки РФ. В современном российском обществе социализация детей с ограниченными возможностями здоровья происходит при поддержке государственных институтов различного уровня. В рамках массовой школы идет работа по созданию условий для инклюзии. Но возникает резонный вопрос: готовы ли педагоги и руководители школ к реализации инклюзивных образовательных программ, какие барьеры еще предстоит преодолеть, каковы основные точки роста? На эти и другие вопросы и попытались ответить участники этого разговора.
Главные цели госпрограммы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы: Формирование к 2016 году условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Совершенствование механизмов предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.Основные результаты в рамках системы образования: География участников за 5 лет реализации программы – 85 субъектов РФ, включая Крым и Севастополь. Созданы и работают 5945 базовых учреждений, реализующих образовательные программ общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и не имеющих нарушения развития (по 12,8% от общего количества общеобразовательных организаций). В 2015 году будут созданы еще 3150 школ (в планах создание в 20% российских школ к концу 2015 года условий для инклюзивного образования). 24 000 педагогов и специалистов из 9095 образовательных организаций прошли обучение.Сегодня, пожалуй, самым важным направлением государственной политики стало обеспечение реализации права на образование людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Нельзя сказать, что до вступления в силу Закона «Об образовании в РФ» в стране вообще не было инклюзивного образования, что мы ничего не делали для того, чтобы наши дети с особыми образовательными потребностями обучались в школах. В регионах страны немало эффективных практик, но сейчас изменились масштабы, и усилия Министерства образования и науки сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для ребят с особыми образовательными потребностями и учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья. Мы все хорошо понимаем, что нельзя в один миг сделать все идеальным везде, мы осуществляем масштабную планомерную работу в этом направлении. Состоявшаяся в МГППУ международная конференция позволила увидеть ту мощную динамику, которая происходит в нашей стране в образовании детей с особенностями в развитии, а также те проблемы, которых немало, наметить пути их решения. 79-я статья Закона «Об образовании в РФ» закрепила право детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и со сложной структурой дефекта, с выраженными формами дефектов умственной отсталости, на получение образования по адаптированным основным образовательным программам, а для детей-инвалидов – в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Всем детям независимо от ограничений должны быть предоставлены необходимые условия для получения образования. Независимо от того, какую школу выбрали родители, мы должны обеспечить им право выбора образовательной организации, так как утвержденный Федеральный образовательный стандарт для лиц с ограниченными возможностями здоровья, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, будут реализовывать как отдельные образовательные учреждения, так называемые бывшие коррекционные школы, так и инклюзивные школы. Мы понимаем, что одна из очень важных глобальных проблем – подготовка кадров, которые будут работать с этими ребятами, – педагогов и руководителей образовательных организаций. Обеспечение школы за пять лет реализации государственной программы «Доступная среда…» необходимым специальным оборудованием, учебниками, методическими пособиями, архитектурная доступность к концу 2015 года позволило 9 тысячам школам по стране, принявшим в ней участие, создать такие условии. Более 7 миллиардов рублей только из федерального бюджета были выделены на эти цели, плюс происходило софинансирование из региональных бюджетов. Мы подготовили и направили в Минтруд РФ предложения по проекту программы «Доступная среда» на 2016-2020 годы, предусмотрев в том числе и мероприятия по созданию условий для получения качественного общего и дополнительного образования для детей-инвалидов в образовательных организациях по всем уровням – от детских садов до вузов, куда должны войти также и коррекционные школы. Известно, что с 1 сентября 2014-2015 учебного года в 24 регионах России в первых классах 124 коррекционных и общеобразовательных школ началась апробация ФГОС, 17 пилотных регионов были определены по результатам конкурсного отбора в рамках Федеральной целевой программы развития образования, они получили субсидии из федерального бюджета на общую сумму более 290 миллионов рублей, 7 субъектов РФ в инициативном порядке также приняли решение об апробации стандартов за счет средств региональных бюджетов. Апробация стандартов продолжается, она показывает многие проблемы, которые нам нужно успеть решить до 1 сентября 2016 года, пилотные регионы в 2015 году также получат федеральную субсидию в размере около 200 миллионов рублей, на эти средства школы приобретают оборудование, соответствующее требованиям ФГОС, идет обучение кадров для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, – педагогов, специалистов школ и психолого-медико-педагогических комиссий, сегодня практически во всех субъектах РФ утверждены планы внедрения стандартов, для обеспечения их поэтапного внедрения при Министерстве образования и науки РФ создана координационная группа, в которую вошли представители всех регионов. На сегодняшний день в министерстве создан и Совет по вопросам образования лиц, имеющих инвалидность, в который вошли и представители общественных объединений инвалидов, различных некоммерческих организаций, нужно отметить, что конструктивный диалог с представителями родительской общественности есть, он очень важен и приводит к определенным результатам. Разработанный нами межведомственный комплексный план по проблемам реализации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, по сути, сейчас стал нашей «дорожной картой» по решению первоочередных задач по обеспечению их качественного образования. Регионы уже присылают информацию о своих утвержденных планах и отчеты о некоторых проведенных мероприятиях. Сегодня мы также видим и проблемы, которые связаны в том числе и с несовершенством законодательной базы, поэтому при министерстве создана рабочая группа по внесению изменений в законодательство в части решения проблем образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, все мы понимаем, что есть острая необходимость в профессиональных стандартах, в том числе стандартах тьютора и ассистента-помощника, работа в этом направлении тоже идет очень активно. Сегодня разработан стандарт педагога, который предъявляет серьезные требования к педагогам, они должны уметь организовать работу и работать с классом, где учатся разные дети. Не секрет, что многие школы пока не готовы к приему таких детей. Многие все еще ищут пути, чтобы избавиться от подобных проблем, сделать так, чтобы убедить родителей выбрать коррекционную школу, где уже созданы условия, где есть специалисты-профессионалы, здесь, на мой взгляд, проблемы более глобальные, нежели обеспечение школ специальным оборудованием или обучение педагогов. Необходимо широкое информирование общества о возможностях совместного обучения разных детей, формирование в обществе толерантного отношения к людям с особенностями. Опыт Международной конференции в МГППУ показал, что подготовительный этап к введению стандартов образования детей требует широкого информирования общественности, чтобы для родителей детей с ограничениями – получателей услуг не было неожиданностью то, что с 1 сентября 2016 года их дети будут учиться по новым стандартам. Поэтому в регионах также очень важно продумать, как они будут решать эту проблема, как будут это осуществлять.
Комментарии