“Нобелярами” не рождаются. С этим, думаю, никто спорить не станет. Но путь к этому званию длится многие годы. А кто лучше сможет вырастить юные таланты, чем сами ученые. Жорес Иванович Алферов убежден – о талантах нужно заботиться с самого раннего возраста, если мы хотим, чтобы у России была сильная наука.
Научную школу Иоффе, первого основателя физтеха, шутливо называли “детсадом”. Свой “детсад” есть и у лауреата Нобелевской премии Жореса Ивановича Алферова – лицей “Физико-математическая школа”. В этом он предвосхитил самого Нобеля. В своих многочисленных интервью Жорес Алферов не устает повторять: “Для школьников высшим авторитетом является не убеленный сединами академик, а студент, который немного старше”. Потому так важно общение школьников со студентами и молодыми учеными. Лицей был создан в 1988 году и стал единственным средним учебным заведением в системе Российской академии наук. Раньше и лицей, и базовые кафедры были разбросаны по разным зданиям, и только 1 сентября прошлого года все наконец-то объединились под одной крышей. Сбылась давняя мечта самого основателя города – Петра I. О триаде – академия-университет-гимназия – заговорил впервые именно он.
Мечты сбываются
Наверное, лет через двадцать такими будут все школы. А пока что грандиозное бело-розовое сооружение потрясло мое воображение. Оно напоминало ожившую картину из беляевской “Звезды КЕЦ”. Бетон и стекло, “тарелки” спутникового телевидения. Ограждения со строгой надписью “охраняется собаками”. Я бы, наверное, и не рискнула проникнуть на территорию научно-образовательного центра, если бы торопящийся на уроки паренек не успокоил:
– Собак выпускают только ночью.
Впрочем, внутри здания мое журналистское удостоверение тщательно разглядывали, так что я убедилась – юных физиков охраняют серьезно. Обстановка до предела аскетична – никаких излишеств. Даже цветов я не обнаружила. И не сразу поняла, что главная колонна посредине – это же школьный карандаш, вокруг которого серпантином вьется крутая лестница. Почти на самой вершине карандаша – часы. Уткнувшиеся в свои конспекты восьмиклассники несколько раз на моих глазах спотыкались, пока наконец-то не добирались до своего кабинета. Ребята хоть и физики, но ничто человеческое им не чуждо, и они совсем не прочь стремглав скатиться по этой лестнице вниз. Уже потом из газетных вырезок я узнала – все это сооружение обошлось в 8 миллионов долларов. И было построено всего-навсего за десять месяцев турецкими рабочими. Общая площадь его почти 15 тысяч квадратных метров. Самостоятельно я не рискнула отправляться путешествовать по центру, боялась оказаться в ситуации героя из фильма “Чародеи”, кричавшего “Ау, люди!”. Моим гидом стал зам.директора научно-образовательного центра Владимир Ильич Кучинский :
– Наконец-то осуществилась мечта о непрерывном образовании. Сейчас здесь одновременно работают до 400 человек – школьники, студенты, аспиранты, преподаватели. Они все могут участвовать в одних и тех же мероприятиях, конференциях, а вы сами знаете – ничто лучше не сближает людей, как общее дело. Создание и центра, и лицея – идея Жореса Ивановича. “Он заботится о своем детище постоянно”,- говорит мне Кучинский по дороге и неожиданно распахивает одну из дверей – передо мной плавательный бассейн, такое великолепие – сверкающий мрамор, ярко-бирюзовая вода – я видела, наверное, в первый раз.
– Между прочим, бассейн открывал сам Жорес Иванович. Он отличный пловец, предпочитает брасс.
Мы заглядывали в спортивный зал, любовались крытым теннисным кортом и комнатами с тренажерами. Действие беговой дорожки Владимир Ильич мне продемонстрировал собственноручно. То, что физиков кормят вполне аппетитно, мы убедились в столовой.
Именно так называют себя лицеисты. Сейчас их 144 человека, семь классов, делящихся на два потока – первый 8-11-й классы, второй – 10-11-й.
– У нас “штучный товар”, – говорит директор лицея Яков Давидович Бирман. – Индивидуальный подход к каждому, в классах всего по 24 человека. И обучение, кстати, совершенно бесплатное. Попасть к нам не так-то просто, в апреле – два экзамена – физика и математика. Конкурс – пять-шесть человек на место. Причем к нам ездят из самых отдаленных районов Петербурга, даже разрыв метро – не преграда. На экзаменах ценится не просто знание математических формул, а умение мыслить. Хотите убедиться сами, пойдемте на урок.
Бирман – математик. Первый урок у него в 11-м классе. Пока Яков Давидович излагает алгебраические премудрости, я осматриваюсь – класс напоминает мужской монастырь, всего три девочки, которые наверняка чувствуют себя королевами.
Заходим в учительскую – она необычная, здесь не место педсоветам. Учителя тут готовятся к урокам, отдыхают. А совещания проводятся в кабинетах. Знакомлюсь с юной учительницей английского – Анной Владимировной Мирошниченко. Она, кстати, выпускница лицея 1995 года. Специалист и в физике, и в английском, три года проучилась в государственном педуниверситете им. Герцена на факультете “физика и английский”, а сейчас она в политехе, в международной высшей школе управления.
– Без английского языка интеграция в мировую науку немыслима, поэтому наряду с углубленным изучением физики, информатики и математики в лицее очень силен иностранный. Кстати, ребята могут изучать и второй язык – немецкий или французский…
В лицее работают 35 учителей, и еще 10 педагогов читают спецкурсы. Ребята могут выбирать по своему желанию, кто космогонию, кто философию, а кто историю искусств. Есть даже специальный курс по средневековой новелле. При небольшом количестве лицеистов таких групп получается 25-30, а занятия в них ведутся после уроков.
Большинство работающих здесь педагов – научные сотрудники, преподаватели физтеха, Политехнического или Электротехнического университетов… А физическую географию ведет участник полярных экспедиций, зимовавший в Антарктиде, ученый секретать Института океанологии Михаил Сергеев. Много выпускников лицея вернулись в альма-матер учителями. Анна Мирошниченко не единственная…
Все старшеклассники занимаются научной деятельностью, проходят практику в научных лабораториях под руководством аспирантов. А потом пишут курсовые работы и защищают их на конференциях. Самая знаменитая – “Сахаровские чтения” – проводится уже в десятый раз. Приезжают на нее ребята из стран СНГ, Америки, Югославии… “Сахаровские чтения” проводятся по шести секциям, не только по физике и математике, но и по истории, литературе, биологии…
…Многие воочию сталкиваются с открытиями Алферова в лабораториях, как Валерий Лесин.
– Я мечтал сюда поступить еще в восьмом классе, первая попытка не увенчалась успехом. Я ее повторил… Тут очень сильная физико-техническая подготовка, хотя я еще не решил, буду ли физиком. Здесь все интересно – общение с учеными, со сверстниками. С открытиями Жореса Ивановича познакомился, когда проходил практику в научной лаборатории.
А вообще его разработками мы пользуемся ежедневно. Созданные Алферовым гетероструктурные полупроводники есть во всех мобильных телефонах. Без “лазера Алферова” не было бы проигрывателей, компакт-дисков и дисководов современных компьютеров. Вся оптиковолоконная связь работает на его полупроводниках и “лазере Алферова”. Открытия Жореса Ивановича используются и в фарах автомобилей, и в светофорах, и в оборудовании супермаркетов…
…Наш разговор с директором продолжается после уроков:
– За пять лет у нас 13 победителей Всероссийской олимпиады по физике. За все 12 лет мы получили 36 дипломов. Илья Барыгин привез серебряную медаль с международной олимпиады по физике в 1998 году, Женя Тарасов – в 1996-м, а наш Андрей Шутович стал главной “Звездой Прометея” – у нас так называется клуб петербуржцев. Среди наших выпускников 45 процентов поступают к нам на базовые кафедры, их у нас пять – физика твердого тела, физика плазмы, космические исследования, твердотельная электроника и кафедра оптоэлектроники, которой заведует Жорес Иванович. Еще пятнадцать – на физические специальности других вузов, семнадцать процентов поступают на отделения математики и информатики. Но обязательно так бывает, что один-два человека из выпуска выбирают либо филологию, либо историю, кто-то юриспруденцию, есть даже артисты. Впрочем, это неудивительно, у нас же свой шекспировский театр на английском..
Физики-лирики
К Владимиру Шацеву, учителю русского языка и литературы, я попала, когда десятый класс писал сочинение по “Грозе”. На доске было разнообразие тем – рядом с более или менее традиционными такие, как “Дневник Кулигина”, “Монолог актрисы” и предложение – продолжите пьесу… После урока на чашку кофе заглянула в его подсобку. Она была скорее похожа на театральную гримерную. Костюмы, меч в углу, шахтерская каска и тут же Чехов и Лотман на полке. Театральные и литературные увлечения мирно соседствуют в Шацеве. Кстати, когда-то он работал помощником завлита одного из тюзов.
– Физики – ребята умные, но им бы не помешало обогатить мир своих чувств. Я этого и добиваюсь на своих уроках. Тем более что обстановка здесь слишком уж технократичная. Моя задача не делать из них артистов. Главное – чтоб они могли свободно и легко изъясняться на родном языке, свободно держаться и общаться с людьми. Игра на сцене этому помогает. Мы ставили и “Горе от ума” Грибоедова, и “Ревизора” Гоголя. На английском у нас шел спектакль Оскара Уайльда “Как важно быть серьезным”, О. Генри “Персик”, “Обращение Джима Валентайна”… А свою постановку “Вверх по лестнице, ведущей вниз” записали на видео и отправили самой Белл Кауфман. Что вы думаете – она прислала нам письмо. Я его размножил и раздал всем артистам. Сейчас готовим “Сон в летнюю ночь” к дню рождения Шекспира. Отрывки планируем показать в Америке. Туда едем вместе с группой лицеистов. Между прочим, Жорес Иванович изъявил желание поучаствовать в спектакле – он выбрал для себя роль льва. И еще – Алферов приходит практически на все спектакли.
“Прощание с ХХ веком”
С Жоресом Ивановичем мне увидеться в Петербурге не удалось – он был в это время в Америке. Зато наслышалась я о нем многого.
– Он у нас бывает каждую пятницу. Это его школьный день, – заверяет меня завуч Ольга Руальдовна Мацера. – Не думайте, что он свадебный генерал. Лицей – его детище, и он старается почаще встречаться с ребятами. 1 сентября, выпускной вечер и день рождения лицея – мы его празднуем 1 ноября – он обязательно с нами. Даже если в Америке или в Японии – все равно прилетит. Кстати, аттестаты лицеистам вручает практически всегда он. А в этот раз 1 сентября совпало с днем рождения нашего восьмиклассника Андрея Разумовского, которому Жорес Иванович подарил свою книгу “Физика и жизнь”.
Два года назад Жорес Алферов организовал цикл лекций “Прощание с ХХ веком”. На них говорилось и об истории физтеха, из его стен вышли лауреаты Нобелевской премии П.Капица, Н.Семенов, Л.Ландау, И.Тамм и вот теперь Жорес Алферов, тут работали такие известные ученые, как И.Курчатов, А. Александров… Пять из шести ученых, создавших атомную бомбу, – физтеховцы… Алферов рассказывает ребятам об атомном оружии, была лекция на тему”Открытие транзисторов”, “Современная микроэлектроника”… Он говорит им об истории страны… На эти лекции приходят ребята из самых различных школ города.
Любопытная деталь – очень многие лицеисты по окончании вузов сразу же защищаются. Уже сейчас около двух десятков кандидатов насчитывается, хотя первые выпускники лицея получили дипломы лишь в 1995 году.
Прощаясь с образовательным центром, где меня принимали очень гостеприимно, я обратила внимание на двух мальчишек, старательно изучающих свои конспекты. Это были Михаил Щербаков и Дмитрий Цендин. У одного, как оказалось, оба дяди – преподаватели физтеха. Мальчишки в один голос мне заявили – собираемся заниматься физикой. Это интересно, хотя учиться здесь непросто…
Конечно, они еще очень юны. Все открытия у них пока впереди. Но уверена: кто-нибудь из нынешних лицеистов станет в будущем Нобелевским лауреатом…
Светлана РУДЕНКО
Комментарии