Кражи, угоны автомобилей, распитие спиртных напитков, драки, бродяжничество и т. п. – такой вот «послужной список» у ребят, попадающих в Сланцевское учебно-воспитательное учреждение. Для кого-то это малолетние хулиганы и преступники, а для директора школы Натальи СТЕПАНОВОЙ и ее коллектива это прежде всего дети. Оступившиеся дети. Поэтому учреждение является не колонией, и Наталья Михайловна подчеркивает это несколько раз, а школой, но закрытого типа. Это принципиальная разница, и именно в ней заключается главный смысл.
Если обратиться к истории, то с 1955 по 1964 год школа не носила такого статуса, а являлась Сланцевской детской воспитательной колонией. Но уже тогда было понятно, что к детям, запущенным педагогически и психологически, часто просто недолюбленным, нужно применять не административно-карательные меры, а переходить к всесторонней психолого-медико-педагогической реабилитации и социально-правовой поддержке.Как считает Наталья Степанова, на сегодняшний день специальные учебно-воспитательные учреждения представляют собой один из наиболее перспективных видов реабилитационного учреждения для несовершеннолетних с проблемами в поведении, обучении, развитии, социальной адаптации. Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений.Увы, сегодня число пьющих родителей не уменьшается, распространение психотропных и наркотических веществ остановить не удается, поэтому специалисты отмечают увеличение числа детей и подростков, вовлекающихся в противоправную деятельность. Обычной школе с такими трудными детьми не справиться. Если же ребенок своевременно попадает в закрытое учреждение, то он прежде всего имеет возможность получить образование и приобрести профессию, что зачастую проблематично осуществить при его пребывании в обычной среде. Кроме того, это действенный механизм по разобщению криминальных групп подростков. Когда ребенок получает шанс вырваться из негативной среды обитания, то траектория его дальнейшего пути может серьезно измениться.Сейчас в Сланцевском учебно-воспитательном учреждении, единственном в Ленинградской области, обучаются 49 ребят. Подавляющее большинство из них – подростки от 14 лет. Есть мальчишки из детских домов, из неблагополучных семей, а также ребята из вполне социально спокойного окружения. Как поясняет Наталья Степанова, в школу все они попадают по решению суда и, как правило, по итогам накопления противоправных деяний, то есть дети совершили не один антиобщественный поступок. Конечно, помещение в школу поначалу почти всеми воспринимается как помещение в тюрьму, но это впечатление сохраняется ровно до тех пор, пока ребятам не становится понятна разница между воспитательной колонией и специальной школой.- С такой категорией детей мы работаем уже много лет, поэтому опыт работы накоплен просто колоссальный, – рассказывает Наталья Михайловна. – Впервые попавших к нам ребят, конечно, можно охарактеризовать как «ежики», такие они колючие и ершистые, однако буквально через неделю дети видят, что в этой школе к ним относятся уважительно и делают все, чтобы показать, что мир не ограничивается криминальной средой, а есть другая, интересная и увлекательная, жизнь. По сути, здесь пытаются остановить ребенка на опасном пути вниз, не допустить его полного падения.- Наталья Михайловна, какие основные причины противоправного поведения подростков вы бы выделили?- У всех ребят очень разные судьбы, поэтому и причины такого поведения у всех разные. Есть дети действительно из асоциальных семей, когда родителям глубоко плевать как на себя, так и на детей. У такой семьи соответственное окружение. Есть ребята, кто получил какую-то серьезную психологическую травму и не может справиться с этим состоянием. Есть, наоборот, избалованные донельзя дети, которые уверены, что им все дозволено. Есть те, у кого подвижная психика, и они не могут усидеть на месте, их тянет жажда приключений. Каждый наш ребенок – это отдельная история. Они все чем-то похожи друг на друга, но все-таки очень разные. Но все наши мальчишки, как маленькие котята. Стоит прийти утром в школу, как они окружают, спрашивают, как дела, спешат поделиться своими новостями. За то время, пока они находятся в нашей школе, они словно помещаются в другую семью, и часто эта семья становится очень дорогой. Не случайно на выпускных вечерах мальчишки поют песни о том, что им не хочется отсюда уходить. Во многих случаях это понятно, потому что, уйдя от нас, парни попадают в ту же среду, откуда пришли. Семье они не нужны, школа поставила клеймо «хулиган». Иногда им ничего не остается, как опять совершить то, что послужило поводом для их осуждения.- Разве в вашей школе они не получают так называемой прививки против зла?- Усилий одной только нашей школы недостаточно. Необходимо послешкольное сопровождение такого подростка, чтобы помочь ему вновь не оступиться. Нужен человек, который мог бы подставить плечо. Хотя, конечно, многие ребята после окончания школы поступают в учреждения профессионального образования и вполне успешно учатся. И от нас уходят с хорошими аттестатами, если учесть, что приходят с нулевым багажом. Например, в этом году мальчишки сдали государственную итоговую аттестацию только с одной тройкой.- Отражается ли в документах, которые ребенок получает, то, что он находился у вас по решению суда?- Нет, в документах указывается только название школы. Пребывание в нашей школе не является для молодого человека уголовным пятном. У нас были выпускники, которые затем поступали в педагогический колледж.- Наталья Михайловна, расскажите, пожалуйста, об организации жизни в школе.- По сути, у нас все то же самое, что и в обычной образовательной организации, то есть ребята ходят на уроки, питаются, занимаются в кружках и секциях. Отличие в том, что у них полное государственное обеспечение и они живут здесь. Кроме того, есть служба режима, которая следит за соблюдением порядка. Специалисты этой службы не вмешиваются в образовательный процесс, а только следят за дисциплиной.Нашей особенностью, наверное, можно назвать то, что у нас очень большой спектр воспитательной работы, много направлений кружковой работы. Например, есть единственный в городе духовой оркестр. Ему уже больше 40 лет, а руководит им Наталья Анатольевна Шугалей, воспитавшая не одно поколение «трудных» подростков. Наши оркестранты ежегодно открывают парад Победы 9 Мая. Есть кружок гиревого спорта, и наши мальчишки занимают призовые места на различных конкурсах и соревнованиях. Особой популярностью пользуется кулинарный кружок, где ребята учатся не только вкусно готовить, но и принимать гостей, и сервировать стол. Недавно открылся кружок столярного дела, и он также очень востребован. Каждый наш ребенок занимается не менее чем в двух кружках или секциях. Также мы проводим такие мероприятия, как конкурс «Герои земли Русской», где ребята соревнуются в ораторском искусстве, спортивно-патриотическую игру «Экстремал», которая ежегодно проводится на берегу Чудского озера с участием всего ученического коллектива. Ребята ездят на экскурсии по историческим местам родного края, в археологические экспедиции, у нас проходят строевые смотры. В школе создан музей истории родного края, где хранятся артефакты, привезенные ребятами из археологических экспедиций.- Как вы думаете, почему в большинстве случаев вам удается заставить ребенка пересмотреть свои взгляды на жизнь?- Мне кажется, в этом заслуга прежде всего коллектива, который работает по системе, которая отработана и отшлифована на протяжении многих лет. Ее смело можно назвать макаренковской, поскольку наши ребята постоянно чем-то заняты, у них нет ни одной свободной минуты. Когда человек находит дело себе по душе, то у него нет времени на дурные дела. Кроме того, большую роль в реабилитации и социализации ребят играет соуправление образовательной организацией через старостат, штаб порядка, производственную комиссию. Подросток, которому оказано доверие ученического коллектива и педагогов, учится оценивать, контролировать себя, осмысливать собственные возможности и перспективы.
В нашей системе вообще не может работать тот, кто не принимает таких детей. Они очень быстро раскусывают фальшь. Можно быть с ними строгим, принципиальным, но если они чувствуют, что ты их любишь, понимаешь, то прощают тебе все. С такими детьми нужно быть честным. И отклик тогда от них потрясающий. Они столько души вкладывают в открытки, поделки, которые мастерят сами! Я то и дело вижу на столах у коллег детские подарки. А какие стихи пишут наши мальчишки! Иногда без слез их читать невозможно. Почти каждый ребенок в своих стихах признается в том, что благодарен школе и педагогам, в ней работающим, что они были в его жизни. Эти простые, но такие пронзительные слова, наверное, и есть самая главная оценка нашей работы.
С момента помещения несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа он приобретает статус воспитанника этого учреждения, а следовательно, права и обязанности, предусмотренные в соответствии с этим статусом. Помещение в учреждение закрытого типа не несет в себе существенный карательный потенциал и не лишает несовершеннолетнего самого права на свободу. Оно сконструировано таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего (особенно связи с семьей). Значимым элементом правового статуса личности несовершеннолетнего выступает комплекс его прав: право на информацию, на обращения, на обжалование решений, на юридическую помощь; право просить о сокращении срока пребывания в специальном учреждении, об оставлении его в учреждении для завершения обучения, обжаловать применяемые администрацией учреждения меры дисциплинарного воздействия, просить о предоставлении возможности выехать за пределы учреждения на период каникул. По своей сущности помещение несовершеннолетних в спецучреждение органа управления образованием является не карательной, а воспитательно-профилактической мерой.
Комментарии