Школа №1 в Воронеже одна из самых молодых и современных, недавно ей исполнилось 10 лет. Расположена она в так называемом немецком городке – микрорайоне, который построили в Воронеже немцы специально для российских военных, выведенных из Германии. Поэтому когда в 1996 году школа № 1 впервые встречала своих учеников, большинство из пришедших были дети военных. Сейчас здесь 1422 ученика – самая наполненная школа Коминтерновского района Воронежа. Два спортивных зала, три компьютерных класса, бассейн, просторные светлые классы – все это богатство каждый день к услугам местных мальчишек и девчонок. А еще у них есть возможность выбора, в каком классе учиться: математическом, военно-патриотическом или в обычном. Хотя и обычные классы здесь имеют свою внутришкольную профилизацию. Более подробно я попросила рассказать обо всем этом директора Вячеслава МИНАКОВА.
– Вячеслав Васильевич, в вашем понимании, что такое профильная школа?
– Помню, как наш бывший министр образования Филиппов специально подчеркивал, что речь не идет о профильной школе, речь должна идти о профильном обучении. Считаю, что он абсолютно прав. Одно время нам пытались навязать другую модель, говорили, что должна быть начальная школа, школа среднего звена и старшее звено, обучающееся в профильной школе. Я представил себе это так: маленькие школы сделают начальными, какие-то побольше – девятилетними, а 2-3 школы в районе будут обучать исключительно 10-11-классников. Если бы это внедрили, понятие «родная школа» просто исчезло бы. Сейчас это понятие есть. Поэтому когда речь идет о профильном обучении, я считаю правильным, чтобы ребенок, отучившись в девятом классе и собрав свое портфолио, или оставался в этой же школе в профильном классе, или, в крайнем случае, переходил в соседнюю школу. Это в случае, если его бывшая школа по каким-то причинам ребенка не устроила, или там нет нужного ему профиля.
У нас на данный момент шесть девятых классов, и в 10-й мы планируем набрать пять классов. Из них профильными будут два: класс математического направления и военно-патриотического. Математика у нас идет хорошо, чему способствуют и материальная база, и очень хорошие педагогические кадры. Если все будет нормально, то в следующем году, когда мы будем проходить аттестацию и аккредитацию, попробуем выйти на школу с углубленным изучением отдельных предметов – конкретно, математики.
– А почему второй профиль у вас такой необычный?
– Действительно, в перечне примерных профилей военно-патриотического нет. Есть только оборонно-спортивный, где основными профильными предметами являются физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Но я что-то не припомню вуза, в котором на вступительных экзаменах сдается ОБЖ. А если экзамен не сдается, как можно этот предмет делать профильным и выделять на него специально часы?
Мы же назвали свое направление военно-патриотическим и сделали его примерно как физико-математический класс. Потому что мальчики, которые идут в этот класс, ориентируются на военные училища, на институт милиции, на технический университет и МЧС. Им нужна хорошая физико-математическая подготовка.
– А девочки в этом классе есть?
– Да, и они тоже носят военную форму, отлично маршируют. В этот класс у нас всегда конкурс, потому что там интересно учиться.
Чем именно привлекает этот класс мальчишек и девчонок, известно всему району. В принципе профилизация начинается уже с первого класса, по желанию детей и их родителей. Даже в начальной школе есть классы гражданско-патриотического воспитания. Именно в этом направлении школой проводится огромная работа.
В этом году первая школа стала победителем областного смотра проектов по гражданско-патриотическому воспитанию. Проект о возобновлении Поста №1 у памятника Славы на Задонском шоссе инициировали сами ребята – учащиеся 10-го военного класса. Их поддержал преподаватель-организатор ОБЖ Виктор Михайлович Кисилев, который специально ездил от школы в командировку в Волгоград, на слет организаторов Вахты памяти из разных городов России. Сейчас ребячий проект отправлен в Москву для участия во Всероссийском конкурсе проектов «Я – гражданин России».
Традиционно военные классы защищают честь школы в различных спортивных соревнованиях и в игре «Орленок», стоят в Почетном карауле у Вечного огня на Посту №1, а еще в этих классах есть ритуал принятия присяги.
Вячеслав Васильевич продолжает рассказ:
– Среди военно-патриотических классов у нас существует своя детская общественная организация «Союз благородных сердец». Вступая в нее, дети принимают символическую присягу. В классе есть знамя, которое на Последнем звонке одиннадцатый класс передает десятому. Эти традиции ребята берегут, им самим так интереснее учиться.
– Военно-патриотическое направление в работе школы появилось из-за того, что в микрорайоне много военных?
– Первоначальный контингент у нас процентов на 60 состоял из детей военнослужащих. И в 1996 году было по два военных класса в параллели десятых и одиннадцатых. Один класс работал по договору с Воронежским институтом радиоэлектроники, а второй – по договору с Военно-авиационным инженерным училищем. В мае ребята сдавали экзамены и к выпускному уже были курсантами. Теперь у нас по одному военно-патриотическому классу, военных в городке стало меньше, много квартир приобретено гражданскими лицами. Тем не менее традиции ребята поддерживают и берегут. Если говорить об учебных планах, то и в военном, и в физико-математическом они почти совпадают.
Остальные классы, как рассказал директор, идут по универсальному профилю. Но и там выделяется определенное количество часов, которые отдают тому или иному предмету и изучают его более углубленно. Есть гуманитарный класс, экономико-правовой, химико-биологический. Такую профилизацию называют внутришкольной. Родители и дети о ней знают, и их это очень устраивает. Спрашиваю директора, почему школа пошла по такому пути, а не ввела официально гуманитарный или экономический профиль?
– Они очень узкие. Например, есть такой профиль – социально-гуманитарный. Основной упор сделан на русский язык, литературу, историю. Но, как правило, в общеобразовательных классах у нас учатся дети не с самым высоким уровнем подготовки. И если мы им дадим в большом объеме, например, русский, историю, литературу, дети не смогут освоить все это настолько глубоко, чтобы можно было с полным правом сказать: это профильный класс. А универсальный профиль в этом смысле дает возможность учитывать желания даже небольшой группы детей. Например, 7-8 человек из класса хотят заниматься химией, и мы предоставляем им такую возможность, даем дополнительные часы на углубленное изучение химии. Но это наша внутренняя профилизация, и нигде в официальных документах мы ее не показываем. Официально у нас два профиля. Просто мы считаем, что должны давать детям возможность выбора даже в обычных классах, мы не можем учить всех одинаково.
Профилизация – это интересно. Но ломать ту систему, которая у нас была, не надо. Ее нужно корректировать.
Кстати, в обычные классы принимают всех детей, а чтобы попасть в профильные, надо сдать дополнительный экзамен. Как говорит Вячеслав Васильевич, будущие десятиклассники, претендующие на учебу в математическом классе, кроме обязательных алгебры и изложения, сдают геометрию. А желающие попасть в военно-патриотический класс – на выбор геометрию или физику. И конечно же, все предъявляют свои портфолио, которые собирают с четвертого класса. К девятому они уже представляют собой объемные фолианты, вмещающие до сотни прозрачных файлов с грамотами, похвальными листами и даже медалями на ленточках – за победы в спортивных и танцевальных соревнованиях и конкурсах.
Идею собирать портфолио ученики восприняли на ура. Вдруг оказалось, что ребячьи награды кого-то еще, кроме них самих, интересуют. Приятно и здорово. Поэтому дети со всей тщательностью раскладывают грамоты по годам и по значимости. На первом почетном месте, конечно же, похвальные листы за отличную учебу, дальше грамоты за активную работу в школе, а потом уже – за победы в конкурсах. У девятиклассников портфолио предваряется авторским рассказом о себе и листочком-справкой классного руководителя о том, какие элективные курсы прослушал и сколько баллов заработал. В отдельный файл вкладываются итоговые работы, которые девятиклассники пишут по окончании каждого электива.
– В течение года, – продолжает Вячеслав Васильевич, – дети изучают восемь курсов, мы даем им возможность выбора. Элективный курс и предназначен для того, чтобы ребенок попробовал себя в одном, другом, третьем… Чтобы в десятом классе его выбор был более-менее осознанным. Конечно, в 14-15 лет ребенок вряд ли способен сделать осознанный выбор, но подсказку мы можем ему дать.
Комментарии