Из 11 частных школ Иркутской области осталось семь. Две закрыли в Иркутске, две – в области
Об одной из них в гороно узнали из рекламного объявления в газете. Выяснилось, что школа “подпольная”, нигде не зарегистрирована, естественно, не имеет лицензии. Родители платили деньги – и немалые – за присмотр и легкий завтрак. Шестилетки потеряли целый год.
С другой школой ситуация сложнее. Историк Александр Тюрин педагогической общественности известен как создатель авторской программы по своему предмету. Программа “не пошла”. Путанностью, эклектикой обернулась смена мировоззрения для бывшего работника райк ома КПСС. Тогда амбициозный Тюрин решил набрать свой 10-й класс, где решил опробовать программу. Он привлек нескольких учителей и открыл двухгодичную частную школу. В лицензии ему отказали, но на эксперимент закрыли глаза. Через два года 15 выпускников показали на экзаменах настолько слабые знания по всем предметам, включая историю, что под угрозой оказалось получение ими аттестатов о среднем образовании.
После острой дискуссии в гороно пришли к выводу, что “ребята не виноваты” и специальным приказом выдача аттестатов была разрешена.
Итак, главная причина закрытия четырех частных школ – низкий уровень обучения.
Есть в Иркутске и вальдорфская частная школа. Ей два года. Принципы известны: никакого насилия над личностью, никакого принуждения. Один учитель ведет все предметы в средних и старших классах. Конечно, государственный стандарт школа не даст, и вальдорфск ая педагогика рассчитана главным образом на детей с замедленным развитием.
Может ли существовать такая школа? Должна. Только не в закутке обычной и тем более не в квартире. В ее штате должны быть квалифицированные специалисты, психологи и врачи. И поскольку перейти на каком-то этапе в обычную школу ребенку вряд ли удастся, то э то должно быть достаточно объемное учреждение, рассчитанное на многолетний курс обучения, уютное, комфортное и – дорогое.
Наиболее твердо чувствуют себя частные школы в сфере дополнительного образования. Например, “Эй-би-си”, которая учит разговорному английскому. Ее преподаватели прошли стажировку за рубежом.
Естественно, в частных школах не было бы нужды, если бы они копировали государственные. В Иркутске создается православная женская гимназия при епархии. В перечне предметов – Закон Божий, старославянский язык. Особое внимание – литературе, искусству, прон икнутым идеей православия, традиционному в прошлом веке рукоделию. Органы образования поставили условие – соблюдение государственного стандарта, и епархия пошла на это. Но есть ли в этом острая необходимость? Да и реально ли это? Школа будет размещаться в небольшом помещении детского сада.
И в заключение – о флагмане иркутских “частников от просвещения”. Школа имени Леонова при техническом университете (Леонов – его ректор) уже упоминалась на страницах “УГ”. В ней уже около 60 учащихся, и перспективы самые благоприятные. Здесь все было сде лано по правилам. Конкурс учителей позволил отобрать лучших (в школе работает один из победителей городского конкурса “Учитель года-95”). Отличная программа, базирующаяся на государственном стандарте. Об условиях и говорить нечего – сказка. Трехразовое п итание. Свой “скул-бас”, который на американский манер собирает детей по городу утром, а вечером развозит по домам. Школу курируют методисты городского центра. Плата – 2,5 тысячи долларов в год за каждого ребенка. Такие школы, как леоновская, всерьез и н адолго. Хотя до элитарных учебных заведений, имеющих свой индивидуальный стиль, им еще расти и расти…
Виктория ГАЛКИНА
Иркутск
Комментарии