В наши дни школа становится частью городской среды и из учреждения образования превращается в культурный центр обучения для всей семьи. Раньше, лет 10-15 назад, жизнь школьника делилась на «в» и «после» школы, а любое появление папы или мамы в школьных стенах не предвещало ничего хорошего. Сейчас в школе после уроков буквально «открывается второе дыхание».
Жители района – дети и родители – идут в школу, но не к директору, а на концерт, кинопросмотр, экскурсию, в секцию, на спортивное состязание, в субботний Клубный день или на акцию «Тотальный диктант». В школе так много кружков – более 150 – что любой взрослый и ребенок может выбрать занятие по душе. Есть студии технической направленности, например, кружок, в котором ребята учатся работать с микроконтроллерами, а в рамках программы «Умный дом» создают безопасные и функциональные жилища. Есть курсы рукоделия, куда ходят и мальчики, а девочки знакомятся с моделированием и основами дизайна, а в балетной студии и студии современного танца танцуют все: от хип-хопа и стритденса до фристайла и фанкстайла. Пока ребенок занимается, скажем, в изостудии, его бабушка и дедушка, не теряя времени, в рамках программы «Московское долголетие» изучают английский язык, осваивают компьютер, а у мамы в спортзале фитнес или йога. Вся семья увлеченно получает новые знания и умения.
Открытость школы приводит к тому, что родители с удовольствием приходят сюда и даже проводят занятия для ребят – рассказывают секреты своих профессий, учат делать прически и ухаживать за животными, оказывать первую помощь и мастерить поделки, самое главное – общаются, налаживают контакт со своими детьми и с их друзьями. Так, в школе работает Родительский клуб, где живое общение дает возможность узнать что-то новое, как взрослым, так и детям, лучше понять друг друга и стать ближе.
Школа в последние годы становится учреждением, близким по статусу к культурному центру и дому творчества. В школьных мероприятиях участвуют не только наши ученики, но и все желающие жители района – это здорово! К примеру, проект «Московское кино в школе». Путем открытого голосования на школьном сайте пользователи выбирали киноленту, которую потом показывали на большом экране в актовом зале. В этом году ученики и гости школы посмотрели и обсудили фильмы «Курьер», «Мой ласковый и нежный зверь», «Берегись автомобиля», «Броненосец Потемкин».
В наши музеи приезжают дети из разных столичных школ. Музей Боевой Славы 70-й Верхнеднепровской ордена Суворова II степени стрелковой дивизии – наша гордость. «Хранилищу прошлого» почти 40 лет, и в его фонде более 500 уникальных экспонатов: трофейное и советское оружие времен Великой Отечественной войны, военная радиостанция, миноискатель, ручной щуп, сделанный руками солдат, осколки снарядов, винтовки, пистолеты, настоящая военная форма. Музей стал неотъемлемой частью образовательного пространства, где, в том числе, проходят встречи с ветеранами. В музее народной культуры «Русская изба» гости буквально «путешествуют во времени» и узнают, как прясть пряжу и гладить белье без утюга. Есть экспонаты, которым почти две сотни лет, но их можно пробовать в действии: покачать резную люльку или достать старинный горшок ухватом из печи.
В течение года в конкурсах на лучший рисунок, лучшее исполнение песни или стихотворения, в танцевальных флешмобах и спортивных состязаниях участвуют все, кто хочет. Так, зимой работала 600-метровая лыжная трасса и каток, где проходили соревнования родительских хоккейных команд, а дошколята со всего района катались с горы на санках и ледянках. Дети и взрослые увлечены хореографией, легкой атлетикой, туризмом; занимаются в школе в секциях большого тенниса и художественной гимнастики, в Цирковой студии, мастерят руки различные предметы интерьера и украшения. Такого разнообразия кружков и секций раньше никогда не было! И эти активности – лишь часть масштабной просветительской программы, которая предлагает неординарные формы взаимодействия школы с разными аудиториями.
Школа поддерживает и «обратные процессы» – ученики выходят из стен учебного заведения на занятия, которые проходят в музеях и на производствах, в торговых центрах и парках, и даже в театрах. Так происходит взаимопроникновение школьной и социальной жизни. Наши ребята становятся участниками не просто уроков, а целых учебных дней в музеях и галереях, на культурных и образовательных площадках столицы. Старшеклассники проходят профессиональные стажировки, посещают лекции, мастер-классы и научные конференции в колледжах и институтах. Проект «Субботы московского школьника» дает ребятам возможность и выходные дни провести с пользой – за новыми знаниями, общественными мероприятиями, новыми знакомствами с единомышленниками, памятными встречами и расширением кругозора. Дети, погружаясь в городскую среду, овладевают жизненно важными навыками поведения в различных ситуациях, вплоть до экстремальных, и на практике постигают то, что нельзя выучить, сидя за партой.
Москва – это большое образовательное пространство, а современная школа – неотъемлемая его часть. Не только наблюдать непрерывный образовательный процесс, но и быть в центре становления нового подхода к обучению – важно и ценно, а хороший результаты и щедрый отклик всех участников – и детей, и взрослых – говорят о том, что все не зря и мы на правильном пути.
Об авторе:
Наталия Файдюк – директор московской школы №2065.
Комментарии