Проблема создания школы будущего становится в настоящее время все более актуальной. При этом для меня как учителя-практика складывается во многом парадоксальная ситуация. Педагогика как наука по своей сути и по той важнейшей воспитательной функции, которую она несет в обществе, весьма консервативна, и в то же время в современных условиях все понимают, что наступил момент существенного, конкретного обновления школы как таковой. Это вовсе не означает, что нужно немедленно вспомнить базаровский всепобеждающий нигилизм и начать разрушать то, что было создано лучшими представителями дореволюционной и послереволюционной педагогической мысли. Скорее наоборот, помня о том, что консервативность педагогики присуща ей по определению, нужно попытаться представить ее важнейшие составляющие в свете современных требований.
Примечательно, что современная программа развития «Столичное образование-4» ставит основной целью воспитание гармонично развитой личности, яркой индивидуальности и в то же время умеющей находить себя в социуме. Разве не такими хотели видеть своих детей наши предки? Многое остается неизменно в нашем представлении о мире, в том числе и о воспитании, но каждая эпоха берется за решение этой задачи по-своему.
За последние пять лет работы в школе я заметил и в общении с детьми, и с коллегами, что мы постепенно возвращаемся к тому, что поспешно разрушили в 90-х годах – к осознанию роли коллектива в воспитании личности. Никто не оспаривает сейчас, что индивидуально-личностный подход в образовании и воспитании необходим в современной школе, но коллектив – это микросоциум, отношения в нем моделируют ту взрослую ситуацию или ситуации, с которыми наш ученик столкнется на пороге взрослой жизни. Коллектив – важнейшее условие воспитания личности, и пренебрегать этим не стоит. Поэтому одна из основ школы будущего – разумный баланс в воспитании учеников между уважением к личности ребенка и оценки, понимания значимости коллектива в формировании жизненных ценностей. Вот, пожалуй, с этого важного наблюдения, совсем не нового, но хорошо забытого старого, я бы попытался заглянуть в школу будущего.
Каковы же принципы школы будущего? Я выделил бы следующие:
– природосообразность;
– культуросообразность;
– приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
– воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
– воспитание трудолюбия, ответственности, любви к природе, Родине, семье;
– единство федерального образовательного пространства;
– общедоступность и адаптивность образования к особенностям развития и уровню подготовки учащихся;
– светский характер образования.
На мой взгляд, важна не новизна самих принципов (некоторые из них давно уже «старожилы» в педагогике), а соблюдение равенства и обязательности всех принципов при построении модели школы будущего. Особенно хочется остановиться на том, что школа будущего должна четко представлять себе, что относится к базовому образованию, то есть это безусловный минимум образования, а что можно отнести к углублению и расширению учебного материала.
Школа будущего не должна быть сугубо профильной, скорее наоборот, она должна быть предпрофильной. Ранняя профильность обедняет кругозор ребенка. Трудно решить в 12-14 лет будущий профессиональный выбор. В школе будущего каждый ребенок должен попробовать реализовать себя во всех сферах человеческого знания: гуманитарной, естественной и технической.
Очень важно сегодня понять и признать тот факт, что школа перестала быть для ученика единственным местом получения информации. Необходимо пересмотреть само содержание образования. В современных условиях ребенок больше не получает информацию из одного учебника и от одного учителя. Источники информации весьма многочисленны: от большого количества вариативных учебников по одному и тому же предмету до современных виртуальных библиотек и других мобильных ресурсов интернета. Поэтому, мне кажется, принцип получения готовых знаний перестал быть актуальным, мотивированным для учеников. Школа должна показать и научить ребенка технологии получения знаний, работе с источниками информации, оценке качества и компетентности подобных источников.
В самом общем виде школа будущего сохраняет трехступенчатую форму обучения, где все-таки в основе лежит классно-урочная система. Начальная школа должна стремиться научить детей практическому освоению жизни, то есть восприятию и пониманию того, что происходит вокруг. В средней школе подростков следует обучать работе с источниками информации, контролируя и направляя процесс получения знаний. Старшая школа – это, говоря современным языком, рефлексия. Это своего рода демонстрация тех умений и навыков, которые ученик приобрел за предыдущее время учебы. Формы подобной работы применяются уже и сейчас: проекты, конференции, «круглые столы» и многое другое.
Воспитательный аспект – не менее важная составляющая школы будущего: учитывая невысокий уровень морали и нравственности в обществе, а также, как правило, низкую активность родителей в участии работы школы, что тоже понятно в современных условиях, возможно было ввести институт классных наставников, которые возьмут на себя заботу о воспитании подрастающего поколения. Для меня этот вопрос до сих пор неоднозначен. Нашим детям не хватает общения. И прежде всего общения с нами, взрослыми. В школе будущего обязательно надо решить так называемую проблему второй половины дня. Что делать ребенку после уроков? Прийти в школу. А вот зачем прийти, это вопрос. Я думаю, прийти за общением. Неформального общения между ребятами, педагогами, родителями современной школе не хватает. Школьное кафе, зимний сад, поход, да мало ли что можно придумать! Классный наставник, таким образом, становится главной фигурой в школе будущего, именно он будет осуществлять связь между школой и, говоря глобально, окружающим миром. Более того, в школе будущего воспитательный и образовательный аспекты должны быть органичны, ибо конечная цель едина, и она не нова: воспитать гармонично развитую личность, патриота, сознательного гражданина своей страны.
В последнее десятилетие как-то незаметно ушло такое понятие, как гордость за школу. Продумывая модель школы будущего, необходимо помнить, что ребенок должен гордиться именно той школой, в которой он учится. Для этого, видимо, школа должна быть более открыта для общества. Обмен учеников, педагогов с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, реализация школьной символики, топонимики, ведение летописи школьной жизни, клуб выпускников, освещение деятельности школы в СМИ – все это должно возвысить школу прежде всего в глазах ученика, его родителей.
Еще одна составляющая школы будущего – здоровьесберегающий фактор. Несмотря на чрезмерную словообразовательную длину этого слова, суть правильна: наши дети нездоровы, растут перегрузки умственной деятельности, не хватает грамотных программ физического оздоровления. Именно поэтому этот аспект школы будущего должен реализовываться во всей деятельности учеников с момента прихода в школу и до ее окончания.
Как может все это выглядеть в реальности? Проектов очень много. Как один из вариантов – школьный городок, в котором все реализовано по принципу самодостаточности: отдельное здание для каждого звена, здание для дополнительного образования, спортивный комплекс. Главное, думаю, нужна консолидирующая идея школы будущего, ее принципы и пути реализации, остальное приложится.
Марат АЛИМОВ, учитель года Москвы-2006
Комментарии