Третий конкурс «Учитель года Москвы» в номинациях проекта «Строим школу будущего» неожиданно стал международным – в нем приняли участие представители не только различных регионов России, но ближнего зарубежья.
Предлагая инициативу «Наша новая школа», Президент РФ Дмитрий Медведев о существовании проекта «Школа будущего», который к тому моменту реализовывали несколько лет лучшие московские школы – победители конкурса «Строим школу будущего», видимо, даже не подозревал. Не сообщили об этом президенту и его помощники – наверное, тоже ничего не знали о том, что в рамках нескольких модулей в столице разрабатываются интереснейшие школьные модели с расчетом на ближнее и дальнее будущее. А надо было бы знать, ведь в своем послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев как раз говорил, что каждая школа должна иметь стратегию выхода к школе будущего. Этим Москва и занимается, проект продолжается, в связи с чем школам-лидерам требуются учителя новой формации, которые в результате и появляются. Вот для этих учителей и предложил Научно-исследовательский институт инновационных стратегий развития общего образования конкурс в номинациях «Строим школу будущего».«Особенность нашего конкурса, – говорит председатель жюри, заместитель директора НИИ ИСРО Марина Половкова, – состоит в том, что помимо конкурсного, соревновательного начала в нем заложен проектный сценарий: завершающий этап посвящен складыванию целостной модели школы будущего. А складывают ее учителя-конкурсанты, демонстрируя и отстаивая свои подходы и технологические решения задач в рамках модулей проекта «Строим школу будущего».Надо сказать, что и конкурс учителей, и участники этого конкурса год от года содержательно меняются. (Неизменным остается только одно: участники конкурса – еще участники и проекта «Строим школу будущего», работающие на экспериментальных площадках, рекомендованных в качестве инфраструктурной платформы по результатам экспертизы в декабре 2008 года.) Например, первый конкурс был похож больше всего на некое фантастическое действо: в нем участвовали учителя школ, только-только победивших в конкурсе «Строим школу будущего», еще многое было непонятно, неопределенно, школы делали первые шаги в разработке своих моделей, поэтому трудновато было понять, что же предлагают педагоги-конкурсанты. Второй конкурс был более определенным, наверное, отчасти потому, что преобладающее число конкурсантов были выпускниками вовсе не педагогических вузов. Тогда школы накрыла волна самых различных видов проектной деятельности, руководили ею выпускники МГТУ имени Н.Баумана, МАИ, МЭИ и других технических вузов, это было и оправданно, и чрезвычайно интересно. Тем более что тогда министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко без устали говорил (и продолжает говорить), что работать в школе должны выпускники различных университетов, но не педагогических. Третий конкурс – нынешний – демонстрировал возвращение к исходным позициям: в нем опять участвовали педагоги – выпускники педвузов, что тоже логично, так как в педагогических вузах есть такая модель подготовки учителей, какой нет даже в таком престижном вузе, как МГУ имени М.В.Ломоносова.В этом году на участие в конкурсе было подано более 100 заявок. Конкурсанты конкурировали в рамках 10 номинаций на протяжении трех этапов. На первом этапе проходили экспертиза и анализ заявок. На втором – занятия по заявленной теме в гимназиях №№1554, 1572, в центрах образования №№1811, 324, в школах №№1900, 1270, 1058, 597. У жюри, в состав которого входили, в частности, директор научно-методического центра Юго-Восточного округа, победитель конкурса «Учитель года-2009» в номинации «Управление» Антон Баталов, проректор МГПУ по инновационной работе, директор НИИ СО Маргарита Русецкая, директор Центра образования №1679, лауреат Премии Президента РФ в области образования Владимир Просвиркин, директор школы №597 Елена Зайцева, была трудная задача, ведь непросто среди по-настоящему творческих учителей определить самых лучших.В результате решение жюри было следующим.Номинация «Русский язык. Искусство»Золотой призер – Татьяна Киселева, ЦО №2006.Серебряный призер – Ирина Шелунцова, гимназия №1549.Бронзовый призер – Ольга Зотова, ЦО №1458.Номинация «Содержание образования»Золотой призер – Юлия Лобова, ДЮЦ «Орленок».Серебряный призер – Анна Буквина, школа №756.Бронзовый призер – Мария Грабовец, школа №756.Номинация «Информатизация»Члены жюри номинации «Информатизация» решили первое место не присуждать.Серебряные призеры – Юлия Захарова, учитель математики школы №1980, и Ольга Варющенкова, учитель начальных классов ЦО №1458.Бронзовые призеры – Елена Маслова, учитель русского языка и литературы школы №509, и Галина Дверникова, учитель английского языка ЦО «Школа здоровья» №1071.Номинация «Здоровьесберегающая и дружественная среда. Уклад. Детско-взрослая образовательная общность»Золотые призеры – Вера Вишневская, школа №661, и Татьяна Тарасова, ЦО «Школа здоровья» №1071.Бронзовый призер – Нина Школьная, ЦО №1403.Номинация «Прорывные проекты»Золотой призер – Татьяна Хромкова, учитель химии гимназии №1572.Серебряный призер – Екатерина Разинская, учитель начальных классов школы №541.Бронзовый призер – Марина Сушко, учитель начальных классов школы №541.Номинация «Новый педагогический профессионализм»Золотой призер – Валентина Жорниченко, учитель английского языка №597.Серебряные призеры – Марина Кириллова, учитель математики гимназии №1572, и Ирина Третьякова, учитель ОБЖ школы №718.Бронзовый призер – Юлия Типикина, учитель английского языка гимназии №1554, и Вероника Кузьмина-Ерофеева, учитель русского языка школы №1252.Номинация «Развитие базовых способностей дошкольников и школьников»Золотой призер – Наталья Митрикова, воспитатель прогимназии №1709.Серебряный призер – Мария Бабичева, воспитатель ГПД НОШ №1703.Бронзовый призер – Надежда Киселева, учитель начальных классов №718.Номинация «Управление развитием образования»Золотые призеры – Александр Родионов, директор школы №93 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Тольятти, и Лада Силина, директор гимназии №1595.Бронзовый призер – Анжелика Пулина, методист Симферопольского городского методического центра управления образованием Симферопольского городского совета (АР Крым).Номинация «Эпистемотека»Серебряный призер – Алена Лысикова, учитель биологии гимназии №1576.Бронзовый призер – Наталья Костяева, учитель химии Центра образования №1409.Номинация «Воспитание и мировоззрение»Золотой призер – Василий Мазлов, учитель истории и обществознания Центра образования №1481.Серебряный призер – Александра Журавлева, учитель английского языка школы №56.Бронзовый призер – Лариса Дворжецкая, учитель немецкого языка школы №1222.Золотым призерам и предстояло скрестить интеллектуальные педагогические шпаги в финале за право стать «Учителем года».Первая пятерка на удивление спокойно выступала перед уважаемым жюри. Выпускница МГППУ Наталья Митрикова уже второй год ведет активную экспериментальную работу по теме «Мыследеятельностная педагогика, развитие способности воображения у дошкольников», результаты которой и представила жюри.Татьяна Киселева последовательно реализовала в своем выступлении свою позицию: «Маленькие открытия на каждом уроке помогают ликвидировать скуку. Учитель должен научить детей мыслить, создавая на уроке обстановку соучастия в событиях, моделируя такую организацию урока, которая вовлекала бы всех детей в активную деятельность, и помня: учение без творчества – мучение».Вера Вишневская, чья работа в мыследеятельностной педагогике тесно связана с научной деятельностью в аспирантуре Института этнологии и антропологии РАН, отстаивала позицию, заключающуюся в том, что создание в школах детско-взрослой общности, развитие способностей благоприятным образом влияет на взаимоотношения между детьми.Татьяна Хромкова ищет новые средства интеграции основного и дополнительного образования, в частности, она разработала курс «Химия и медицина», ученики Татьяны Сергеевны постоянно побеждают в окружных и городских конкурсах проектных работ.Вторая пятерка создала на финальном испытании немало острых ситуаций, продемонстрировав высокое профессиональное мастерство.Юлия Лобова работает над диссертацией «Феномен натурализма на европейской оперной сцене последней трети XIX века» (Франция, Италия), но свой урок она посвятила церковным распевам. В какой-то момент показалось, что ее «ученики» (а ассистировали конкурсантам студенты МГПУ) не справятся с трудными заданиями, но в конце концов педагог добилась поставленной цели, и теперь и «ученики», и зрители довольно спокойно смогут разобраться, почему, например, распевы звучат одноголосно, с определенной интонацией.Василий Мазлов выстроил свое выступление довольно своеобразно – в форме ток-шоу, что для урока по истории довольно смело. Так же, как и в обычном классе, в конкурсном уроке Василий Александрович предложил «ученикам» задавать самые различные, в том числе и острые вопросы. Оказалось, что учитель регулярно проводит в своей школе ток-шоу, это помогает раскрепостить ребят, вызвать у них интерес к предмету, сформировать гражданское мировоззрение и систему жизненных ценностей, приоритетов.Татьяна Тарасова вообще предложила тему здоровьесбережения при создании интегрированного подхода, который «связывает предметное и метапредметное содержание посредством математического моделирования, будет базироваться на принципе природосообразности, ценностным основанием которого будет культура здорового образа жизни, а инструментарием – мышление и творчество». Работа Татьяны Эдуардовны, видимо, показалась жюри столь интересной, что ей, серебряному призеру, предложили побороться в финале за первое место.Лада Силина интересуется управлением профессиональным ростом и развитием педагогов, что для процесса модернизации крайне актуально. Лада Владимировна – сторонница вариативных форм методов, ее педагогический коллектив включился в работу по реализации модели деятельностной школы, при этом сетевая организационная модель управления профессиональным ростом учителя дает возможность педагогам гимназии развивать профессиональные компетентности на основе постоянного общения и взаимодействия со своими коллегами из других образовательных учреждений, включая участие в сетевых сообществах и онлайн-конференциях.Апофеозом финала было выступление Валентины Жорниченко, посвященное новому педагогическому профессионализму. Валентина Ивановна, выпускница Рязанского государственного педагогического университета, с легкостью опровергла досужие утверждения, что педвузы в регионах дают слабое образование. Обладательница международных сертификатов CPE (сертификат о совершенном владении английским языком) и CELTA (сертификат преподавателя английского языка как иностранного) продемонстрировала и впрямь блестящее владение английским языком. Глядя на этого учителя, было понятно, почему педагогику сравнивают с актерским мастерством – так легко Валентина Жорниченко вела занятие, устанавливала контакт с учениками, сценировала учебную деятельность. То, что было продекларировано в заявке на конкурс, было подтверждено, потому что Валентина Ивановна доказала, что ее разработки занятий с использованием задачной формы и метода проектов на уроках английского языка помогают эффективному овладению иностранным языком. На вопрос членов жюри, как будет работать Жорниченко в том случае, если повышенная несколько лет в два раза зарплата учителей иностранного языка будет уменьшена, Валентина Ивановна сразу сказала, что зарплата на качество ее работы не влияет.Неудивительно, что учитель английского языка, руководитель методического объединения учителей английского языка, заведующая кафедрой проектной и исследовательской деятельности школы №597 Валентина Жорниченко стала абсолютным победителем конкурса «Учитель года Москвы-2011» в номинациях проекта «Строим школу будущего».
Комментарии