Школа XXI века… Как мы себе ее представляем? Интерактивные панели с высоким разрешением и множеством функций вместо обычной доски, электронный дневник, журнал, планшеты и другие инновационные решения в области образования. Московская электронная школа возникла как ответ на запросы всех участников образовательного процесса. Всего лишь пару десятилетий назад система столичного образования находилась если не в инновационной стагнации, то по крайней мере ничего принципиально нового в плане технологизации образовательного пространства долгое время не возникало. На сегодняшний день такие мировые тренды в области образования, как ubiquitous connectedness, bring your own device, gamification, стали ежедневной практикой во многих столичных школах.
В рамках проекта «Московская электронная школа» осуществляется техническое переоснащение школ. Каждый учитель получает ноутбук, во всех школах столицы организовано wi-fi-подключение, классы оснащены многофункциональными интерактивными панелями с высоким разрешением. В школах функционируют отечественные программные разработки: электронный журнал, дневник и библиотека электронных материалов, которая содержит разнообразный образовательный контент – сценарии уроков, электронные учебники, пособия и тесты, разработанные учителями, дополнительная литература.Московская электронная школа является средством оказания электронных услуг населению города, таких как сведения о текущей успеваемости обучающихся, ведение электронного журнала и дневника, предоставление информации о реализации основных образовательных программ.МЭШ глубоко интегрирована в другие информационные системы города. В частности, из облачной бухгалтерии в систему поступают кадровые сведения, из системы «Контингент» – информация об учащихся, из системы «Единый сервис записи» – сведения о кружках и детских объединениях, сведения о зданиях школы – из реестра зданий. В рамках МЭШ через систему «Проход и питание» обеспечивается функционирование протокола безопасности. Электронная карта обучающегося является средством информирования родителей и учителей об отсутствии или присутствии учащегося в школе, времени прохода в здания школы, покупке обедов в столовой. В перспективе карта может использоваться в качестве проездного в транспорте, читательского билета в библиотеках столицы, карты участника независимых диагностик, входного билета в московские музеи и технопарки.В основе концепции Московской электронной школы лежат потребности жителей города. Сегодня москвичи могут свободно использовать доступные электронные учебные материалы, оперативно получать информацию об успехах и зонах риска в обучении детей, своевременно узнавать о возможностях столичного образования, событиях и мероприятиях.МЭШ создает новые условия для работы учителей. Сегодня столичные преподаватели используют, создают и редактируют электронные сценарии уроков, планируют свою работу при помощи надежных инструментов без отчетов и формальных справок, эффективно взаимодействуют с учениками и родителями при помощи электронных сервисов.Такие программные решения, как электронный журнал и дневник, не просто дают возможность выставлять оценки и прописывать домашнее задание. Это прежде всего цифровая образовательная программа, система коммуникации между школой и семьей, а по сути – электронный завуч, который обеспечивает функционирование школы или фактически является серьезным цифровым механизмом управления образовательной организацией.Библиотека электронных учебных материалов представляет собой огромное хранилище образовательного контента. Ежесекундно ее банк пополняется новыми материалами.Какой контент должен содержать современный сценарий электронного урока? Видео, аудио, текст, интерактивные элементы, тесты, изображения. Материалы библиотеки называются атомарными объектами. Представим, что в системе таких объектов порядка 400000. Это не просто хаотично разбросанные материалы. В основу библиотеки легла определенная структура, в соответствии с которой все атомарные объекты, а также сценарии уроков упорядочены определенным образом. Эта структура представляет собой дерево элементов содержания образования (КЭС) по предмету на каждый уровень образования. Любой учебный материал в системе привязан к КЭС, что существенно облегчает поиск. Иными словами, если на уроке английского языка в старшей школе необходимо отработать такой контролируемый элемент содержания, как «Понимание основного содержания звучащих текстов», используя поиск по КЭС, без труда можно найти необходимый контент.Любой учитель столичной школы может загружать образовательный контент в систему, которая наполняется по принципу Web 2.0, что открывает безграничные возможности для педагогического творчества. Создавая сценарии уроков, учитель может либо использовать их исключительно для себя, не отправляя на экспертизу, либо пробует пройти экспертизу, которая позволит в случае положительного решения открыть урок для использования всеми педагогами Москвы. Модерацию осуществляют методисты Городского методического центра. Каждый урок сопровождается комментариями методиста и рекомендациями по его улучшению.С недавнего времени в столице функционирует система грантов, в рамках которой учителя, привнесшие значительный вклад в развитие Московской электронной школы, получают денежное вознаграждение. Чтобы получить грант, столичный учитель должен разработать целую серию сценариев, так называемый модуль, покрывающий блок тем в рабочей программе. Любой сценарий электронного урока, претендующий на грант, должен соответствовать определенным критериям, которые были озвучены на селекторе Департамента образования города Москвы. К модулю уроков предъявляется целый ряд дополнительных требований. Несмотря на достаточно непростую задачу, некоторые столичные учителя уже получили гранты.Московская электронная школа – проект, реализующий все современные тренды не только в образовании, но и в сфере информационных технологий. МЭШ позволяет каждому московскому учителю сделать личный вклад в развитие системы столичного образования, поделиться опытом с коллегами, вывести образовательный процесс на качественно новый уровень.Василий МУРЗАК, старший методист Городского методического центра
Комментарии