search
main
0

Школа – большая сила

Киноискусство продолжает это доказывать

В российском кинематографе последних лет в отличие от советского нет фильмов о школе со специальной маркировкой «Для детей и юношества». Но зато есть картины для широкого круга зрителей, в которых тема школьной жизни – одна из главных. В этом плане мы подхватили мировые тренды. Немаловажно, что на экране эти учебные заведения, порой яростно критикуемые в жизни, не перестают подаваться как важнейший инструмент формирования личности. В этом легко убедиться, рассмотрев несколько достаточно свежих отечественных и зарубежных фильмов.

«Его же посадят, его же посадят за мертвых детей!»
Герой картины «Географ глобус пропил» режиссера Александра Велединского, когда-то подающий надежды аспирант, а ныне безработный житель Прикамья Виктор Служкин (Константин Хабенский), поначалу вызывает неприязнь: пьющий, гуляющий, не заботящийся о близких. Уровень личной ответственности у него снижен даже не до нуля – до некоей минусовой отметки. И вот такого человека принимают на работу в местную школу. «Не дворником – учителем географии!» – гордо сообщает Виктор жене Наде (Елена Лядова). Та незамедлительно иронизирует на тему учительской зарплаты (мол, надо же, на семь тысяч рублей она купит несколько пар детских колготок), обрушивая тем самым реноме не только мужа, но и местного учебного заведения.
Как ни странно, но именно в школе никчемный, казалось бы, Служкин проявляет свои сильные стороны: ум, обаяние, любовь к малой родине. В ряду его нескончаемых пустых шуток-прибауток появляются идущие от сердца философские замечания вроде: «Опыт, Маша, – это мудрость глупцов». А в противостоянии с антагонистом, отпетым хулиганом Градусовым (Андрей Прыткин), Виктор демонстрирует силу и редкостную интуицию.
Но полностью проявит и во многом изменит его, конечно же, путешествие – поход с учениками по лесам и рекам родного края. Здесь будет все: и полное падение в бездну алкогольного забытья, и презрение ребят, и новая волна их же уважения, и объяснение в любви. Блуждая с подопечными по глухим сосновым борам и сплавляясь с ними по бурной Каме, попадая в опасные ситуации, он наконец-то под бодрый хулиганский напев: «Его же посадят, его же посадят за мертвых детей!» – осознает, что он несет полную ответственность за этот доверившийся ему отряд юношей и девушек, которых он насмешливо называет «отцы». И это помогает ему удержаться от непоправимых ошибок – например, в отношении влюбившейся в него десятиклассницы Маши (Анфиса Черных). Служкин в итоге школу покинет, но уйдет он уже другим человеком от также изменившихся (в чем-то и благодаря ему) ребят.
Хочется отметить, что фильм, снятый по мотивам одноименного романа Алексея Иванова, хоть и несколько отступает от первоисточника, не проигрывает ему, а в чем-то даже и превосходит.

Училка Алла
Драма «Училка» Алексея Петрухина от начала до конца о школе, точнее, об ужасном инциденте, случившемся в ее стенах. Учитель истории Алла Николаевна (Ирина Купченко), не слишком любимая учениками педагог с сорокалетним стажем, на уроке видит у одного из парней настоящий пистолет, заряженный боевыми патронами. Отбирает у школьника оружие и отваживается на опасную игру – своего рода квест, который заставляет зрителя, до этой минуты беззаботно жующего попкорн, напряженно наблюдать за происходящим на экране.
Пистолет становится не только символом власти и силы, но и тестом на человеческие качества. Он будет переходить из рук в руки, отсылая к «Повелителю мух» Уильяма Голдсмита, где поначалу к закону приравнено правило «Говорит тот, у кого раковина» (здесь соответственно право голоса у человека с оружием).
Поначалу никто из сторон опасного баттла «педагог vs ученики» не вызывает у нас симпатию: одиннадцатиклассники агрессивны, грубы, не хотят учиться, предпочитая урокам либо теневой бизнес, либо работу, либо погружение в амурные дела, а преподаватель настолько высокомерна в своей идеологической правильности, что не способна разглядеть в школьниках хорошие качества. Но постепенно зритель эмоционально вовлекается, начинает поддерживать одну из сторон или обе попеременно. Безусловно, фильм держится на Ирине Купченко, ее опыт и талант не дают рассыпаться этой сюжетно не совсем внятной истории, завоевавшей, впрочем, немало поклонников.

Хороший мальчик Коля
Режиссер Оксана Карас в своей комедии «Хороший мальчик» показывает нам современного подростка со знаком «плюс», и демонстрация эта чаще всего происходит в школьных декорациях.
Десятиклассник Коля Смирнов (Семен Трескунов), с виду обычный паренек, каких в Москве тысячи, с самого начала завоевывает наше расположение хорошим чувством юмора. Так, в ответ на реплику учительницы английского языка Алисы Денисовны (Иева Андреевайте) «Надо же, ты сам купил самоучитель китайского» скромно пожимает плечами: «Да это просто – отдаешь деньги, получаешь учебник. Это магазин». Ну а потом в разговоре с одноклассниками цитирует Фрейда, после демонстрирует способность угадывать, какой стороной упадет подброшенная монета… И становится понятно, что с таким героем не заскучаешь.
Главная особенность Коли – его стремление к справедливости, но слово «справедливо» он в пылу юношеского максимализма приравнивает к понятию «правильно». Узнав, что Алису Денисовну, в которую он влюблен (кстати, тема чувств между педагогом и школьником, столь злободневная сегодня, подана очень грамотно), мучает ее любимый мужчина, он действует подобно Дон Кихоту. «Женитесь на ней!» – кричит он любовнику «англичанки», а ведь тот – человек, от которого во многом зависит Колино благополучие. Но парнишке в этот момент все равно, пострадает он или нет, ибо его душа не терпит лицемерия. «Если бы мои родители сказали, что разлюбили друг друга, я бы им первый посоветовал развестись, – искренне говорит он. – Потому что нужно быть с тем, кого любишь».
Несмотря на то что «Хороший мальчик» имеет весомые награды (в 2016 году получил Гран-при фестиваля «Кинотавр»), он не лишен шероховатостей. Однако небольшие погрешности не могут повлиять на благоприятное впечатление о фильме в целом, это отличное кино для семейного просмотра.

«Никто не будет спать с нашими детьми»
«Клуб «Школа 2018» Кайла Райдаутаона стоит рекомендовать к обязательному просмотру всем матерям, растящим в одиночку сыновей. Возможно, это убережет этих женщин от многих ошибок в воспитании будущих мужчин.
Здесь главный герой, пятнадцатилетний Лиам Хит (Дэниэл Доэни), вызывает интерес прежде всего не умом и стремлением стать ученым вроде Стивена Хокинга, а тем, что никогда не учился в школе. Весь необходимый курс ему преподавала его мама Клэр (Джуди Грир), которую в российских реалиях назвали бы «яжемать» – как всех родительниц, отличающихся гиперопекой. Клэр решила заменить мальчику учителей, друзей, подруг… это у нее получилось. Для Лиама она стала главной. Сначала это ее стремление максимально присутствовать в жизни сына воспринимается как нечто милое и немного смешное, но по мере развития сюжета начинает пугать. Особенно жутковато звучат слова Клэр, обращенные к подруге, тоже матери подростка: «Никто не переспит с нашими детьми, пока с ними спим мы. Рядом».
Супермама не предвидела лишь одного – того, что чадо, придя в школу на тестирование, как того требует порядок, очаруется атмосферой учебного заведения и сознательно завалит экзамен, что даст ему право некоторое время поучиться, а значит, побыть в кругу сверстников. И это сильно повлияет на его взгляды и установки, следовательно, на дальнейшую жизнь.
Интересное кино, о достоинствах которого можно говорить много, однако лучше убедиться в их наличии воочию.

Где учиться маленькому профессору?
Главная героиня мелодрамы «Одаренная» Марка Уэбба, семилетний вундеркинд Мэри Адлер (Маккена Грейс), однажды пугает своего дядю-опекуна Фрэда (Крис Эванс) заявлением: «Если евро не спасут, кризис неизбежен». Дядя спустя некоторое время после этого решает отдать девочку в обычную школу. Мэри бурно протестует, предчувствуя, что ей, уже настоящему математику, будет скучно за партой с первоклашками, однако Фрэд рассказывает ей, что ее мама, погибшая шесть лет назад, хотела, чтобы у дочки было нормальное беззаботное детство, хорошие друзья, отличные человеческие качества, например умение сострадать.
Мэри отправляется в школу и, конечно, сразу становится объектом внимания педагогов, которые начинают дружно убеждать Фрэда отправить племянницу в специальное учебное заведение для одаренных детей. Перед молодым человеком, казалось бы, неразрешимая задача: с одной стороны, нужно выполнить обещание, когда-то данное сестре, с другой – невозможно закопать талант маленькой племянницы, способной решать математические уравнения, над которыми бьются величайшие умы мира. На Фрэда давит его мать Эвелин (Линдси Дункан), бабушка Мэри, женщина амбициозная, мечтающая о том, чтобы дети или внуки воплотили в жизнь не реализованные ею замыслы.
Как в итоге все разрешится – на это стоит посмотреть, скажу лишь, что месседж «Даже гениям необходимо в нежные годы играть в детские игры и посещать обычную школу» здесь актуален. Этот лиричный, трогательный фильм не раз заставит прослезиться, но это будут светлые слезы.

«Я буду пытаться еще раз!»
«Вечерняя школа» Малкольма Д. Ли, относящаяся к комедиям категории «В» с шуточками про «испорченный кем-то воздух», тем не менее заслуживает внимания из-за участия в ней одного из лучших американских комиков Кевина Харта и наличия пары весьма актуальных идей (это не считая той, что «Учиться – всегда пригодится»).
Веселый парень Тэдди Уокер (Кевин Харт) в свое время не окончил школу: просто не смог, как он посчитал, сосредоточиться на выпускном экзамене. Не получил аттестат – ну и что с того? Спустя 17 лет после этого Тэд чувствует себя прекрасно: хозяин магазинчика, в котором он работает продавцом грилей, вот-вот сделает его своим бизнес-наследником и передаст ему бразды правления, а самая красивая девушка города станет его женой. Но увы. В один момент все не просто рушится – взрывается, и парень вынужден искать новую работу. И вот тут-то выясняется, что блага жизни при трудоустройстве доступны в основном тем, кто имеет аттестат о законченном среднем образовании.
Что делать? Уокер принимает правильное решение: доучиться в вечерней школе. Это своего рода приключение, в ходе которого герой выясняет, что у него есть целый букет нарушений, затрудняющих его обучение: дислексия, дисграфия, дискалькуляция, неправильное восприятие критических ситуаций. Но если мужчиной движет любовь, то что остановит его на пути к цели? Правильно, ничего.
«Вечерняя школа» напоминает о том, как важно, падая, подниматься вновь, не терять оптимизма и знать, что в каждом из нас есть изюминка, которой очень многие завидуют.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте