Почему люди не вступают в профсоюз? Во-первых, они не уверены, что их защитят, если первичка маленькая и слабая, а председатель неопытный. А во-вторых, они не видят тех преимуществ, которые имеют обладатели профсоюзного билета по сравнению с другими работниками. В какой-то момент возникает замкнутый круг. Разорвать его сумели в Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования. Проект «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков» открыл новые возможности для первичек образовательных учреждений столицы, позволил подтянуть их «успеваемость» и заручиться доверием работников образования.
Есть решение
Не секрет, что в постсоветский период многие отказались от членства в профсоюзах. Кто-то разуверился в их возможностях, кто-то просто охладел к общественной деятельности. С тех пор одной из главных задач Общероссийского Профсоюза образования стало наращивание числа единомышленников.
За последние годы профсоюз вновь обрел имидж стабильного и надежного партнера с огромными возможностями и большой сферой влияния. Но еще есть над чем работать. В первую очередь помощь требуется малочисленным первичкам, которые хотят крепнуть и развиваться, чтобы полновесно представлять интересы коллектива.
Специально для них Московская городская организация профсоюза и запустила в 2019 году проект «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков». Программа призвана помочь школам, где слабо развито профсоюзное движение, и школам с «молодой» управленческой командой. Проект помогает проанализировать деятельность первичной профсоюзной организации, провести работу над ошибками, создать команду единомышленников и сделать ее эффективной. В качестве дополнительного стимула Московский горком профсоюза выделяет грант для реализации новых инициатив первички.
Для кого и зачем
Почему люди не вступают в профсоюз? Во-первых, они не уверены, что их защитят, если первичка маленькая и слабая, а председатель – неопытный. А во-вторых, они не видят тех преимуществ, которые имеют члены профсоюза по сравнению с другими работниками. В какой-то момент возникает замкнутый круг. Разорвать его и призван проект, который для каждого коллектива-участника рассчитан на два года.
Решение об участии в проекте «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков» первичка принимает добровольно. Три обязательных условия: численность работников в организации должна составлять не менее 200 человек, из которых в профсоюзе состоят до 50%, а стаж председателя профкома не может превышать трех лет.
По условиям проекта по окончании первого года профсоюзное членство должно подняться до 51 процента, а по окончании второго – достигнуть не менее 70 процентов.
С чего же начать, чтобы выйти из профсоюзного тупика? В первую очередь провести внутреннюю оценку деятельности первички, выяснить, как работники школы относятся к ней, проанализировать болевые точки, выявить сильные стороны. Можно провести опрос или анкетирование, чтобы получить обратную связь от коллег, понять их запросы.
Реализация проекта – это настоящая командная работа! С первого дня участников курирует территориальная профсоюзная организация и Московский горком. Коллеги помогают в решении рабочих вопросов, обучают, поддерживают и направляют. Для профактива проводятся консультации по трудовому праву, охране труда, пенсионному законодательству.
Кроме того, перед тем вступлением в проект между руководителем образовательного учреждения и председателем первичной профсоюзной организации заключается соглашение, которое поровну разделяет ответственность за судьбу учебного заведения и его развитие.
Опыт участников
В пилотную группу проекта «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков» вошли шесть образовательных организаций столицы. Одна из них – школа №463 имени Героя СССР Д.Н.Медведева. Она располагается в пяти зданиях и объединяет семь детских садов! На момент принятия решения об участии в проекте в учреждении трудились более 400 человек. А профсоюзное членство составляло 45 процентов.
Анализ профсоюзной работы показал, что хромает информационное сопровождение деятельности первички. Потому первым делом было создано несколько чатов в различных мессенджерах, профсоюзные новости стали регулярно размещаться на сайте, появились объявления на стендах. И главное – профсоюзный комитет был усилен новыми людьми, молодежью. Коллеги стали активнее участвовать в конкурсах и мероприятиях. Огромная работа была проведена по консультированию и обучению профсоюзного актива.
Значительно повысило авторитет первички решение о выделении помощи семьям, в которых есть дети-инвалиды или дети с ослабленным здоровьем. Получив первый транш гранта в рамках проекта «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков», коллеги оказали финансовую поддержку каждой такой семье. Грантовые средства также пошли на договоры добровольного медицинского страхования членов профсоюза. Такой подход укрепил доверие к первичке.
– Было несколько конфликтов с родителями, когда требовалось защитить педагога от необоснованных обвинений. Вместе с председателем первичной профсоюзной организации Оксаной Покусаевой нам удалось мирно разрешить эти конфликты. Когда работники видят, что мы вместе стоим на защите их интересов, выступаем за соблюдение их прав, доверие к профсоюзной организации неуклонно растет, – говорит директор школы №463 Лидия Рузина.
По итогам первого года участия в проекте профсоюзное членство в школе №463 выросло до 55 процентов.
Отличные результаты продемонстрировал и коллектив школы №1360. Когда образовательное учреждение решило присоединиться к проекту «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков», штат насчитывал чуть больше 500 работников, и лишь 55 из них состояли в профсоюзе.
Однако, как выяснилось, несмотря на низкие показатели, огромное желание развивать профсоюзное движение у профактива было. Всего за год благодаря его усилиям уровень профсоюзного членства в коллективе вырос в пять раз! Это позволило организации в полной мере реализовать свои полномочия и заключить новый коллективный договор, который будет действовать до 2023 года.
Берите пример!
Особую роль в проекте играет председатель первичной организации. Это может быть молодой человек, а может быть мэтр с большим педагогическим стажем. Главное, что его избрали, ему доверили, и это доверие нужно оправдать.
– Председатель первички – это в какой-то мере профессия. Когда коллеги замечают его профсоюзную работу и благодарят, у него буквально крылья вырастают! А если в организации довольных и счастливых сотрудников большинство, то и школа будет эффективно работать, – говорит куратор проекта «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков» Наталья Давыдова.
Профлидер должен уметь слышать своих коллег, быть психологом и правильно выстраивать коммуникацию, разбираться в вопросах трудового законодательства, особенностях оплаты труда педагога. Это огромный пласт работы, который должен быть по достоинству оценен. Московскому горкому профсоюза в Отраслевом соглашении с Департаментом образования Москвы удалось закрепить пункт о доплате председателю первички за общественно значимую деятельность за счет средств работодателя. Как показал опыт, вознаграждение способствует эффективной работе как председателя, так и первичной профсоюзной организации в целом.
Подводим итоги
Сегодня уже можно говорить о первых результатах проекта «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков».
Пилотная группа участников, в которую входило шесть организаций, суммарно привлекла в профсоюз 1017 работников образования. Первоначально в этих организациях было только 957 членов профсоюза.
Во второй группе проекта, куда тоже входит шесть школ, только по итогам первого года профсоюзное членство превысило 50-70 процентов!
Проект востребован, он реально помогает пройти путь от малочисленной первички до профсоюзной организации, привлекательной и полезной для работников. Приведенные примеры это красноречиво подтверждают.
Однако расслабляться нельзя. Профкомам необходимо постоянно изучать мнение сотрудников, анализировать проблемы, которые мешают развитию первичных организаций, неустанно повышать доверие работников образования к профсоюзу.
В 2022 году к проекту подключилось еще шесть учебных заведений.
Марианна БАРИНОВА, заведующая информационным отделом аппарата Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования
Прямая речь
Иван ЧИКУРНИКОВ, председатель первичной профсоюзной организации школы №922:
– Уже второй год школа №992 реализует проект «Школа (вуз) без профсоюзных тупиков».
В начале своего пути в должности председателя первички я и не представлял, что возникнет столько сложностей: смена администрации, истекший коллективный договор, низкое членство в профсоюзе и так далее.
На первом этапе мы восстановили представительство ППО в каждом структурном подразделении школы, затем было решено оказывать материальную поддержку членам профсоюза, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Также мы организовали активную культурно-массовую программу для членов профсоюза (экскурсии по городам России, посещение театров и концертов, проведение новогодней кампании).
Мы успешно прошли первый этап проекта, получили первый транш гранта и теперь совместно с территориальной профорганизацией Восточного административного округа и МГО профсоюза движемся к финалу и боремся за каждый процент членства.
Оксана ПОКУСАЕВА, председатель первичной профсоюзной организации школы №463:
– Наша школа вступила в проект в сентябре 2020 года. Мы определили цели, выстроили планы по усилению роли профсоюза в образовательной организации, наметили точки роста.
Благодаря циклу онлайн-семинаров по различным направлениям профсоюзной деятельности мне удалось повысить свой уровень профессиональных компетенций. Затем мы провели анализ работы профкома, расширили спектр его деятельности, наладили информационное сопровождение. Надеемся, что в ближайшем будущем ряды первички будут пополняться неравнодушными людьми, стремящимися сделать жизнь коллектива интересной, насыщенной и яркой!
Комментарии