Мировой опыт свидетельствует, что к началу ХХI века сложилась парадоксальная ситуация: из-за быстрой смены технологий за время своей трудовой деятельности человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда следует, что перед началом новой работы каждый человек должен иметь широкий кругозор, быть ознакомленным с различными видами деятельности, правильно оценивать свои способности и уметь осознанно выбирать направление будущей профессии.
Поэтому сегодня актуальна задача перехода на старшей ступени общеобразовательной школы к профильному обучению. Анализ существующих в сфере практик вскрывает ряд проблем. Среди них недостаточная проработанность учебно-методического обеспечения для системы профильного обучения, несистемность использования в практике профильного обучения методик, опирающихся на инновационные подходы к организации обучения. Еще одна сложность – силами обособленного педагогического коллектива отдельно взятой школы невозможно решить весь спектр проблем, связанных с реализацией профильного обучения.
В результате сегодняшняя методическая система профильного обучения не отвечает перспективным задачам, стоящим перед ней, а воспроизводит традиционную образовательную методику.
Дистанционно-сетевая форма организации процесса обучения предусматривает объединение, кооперацию образовательного потенциала и признается наиболее перспективной. Но при ее реализации возникает нетипичная для традиционной школы проблема координации учебного процесса: он распределяется не только во времени, но и в пространстве. Решить проблему можно, составив график перемещения групп учеников и учителей между образующими дистанционно-сетевую площадку учреждениями.
Однако, как показывает практика, это возможно только при близком расположении школ, образующих сеть. Очевидно, что разработка организационно-управленческих схем дистанционно-сетевого взаимодействия образовательных учреждений и методики их воплощения в учебном процессе невозможна без уточнения используемых при этом понятий «образовательная сеть» и «сетевое взаимодействие».
Применительно к сфере образования элементы образовательной дистанционной сети – это все субъекты образовательного процесса. К числу их следует отнести не только учителей и учащихся как индивидуумов, но и учебные группы, классы, методические объединения учителей, школьные педагогические коллективы в ситуации, когда они действуют в соответствии с общей целью, реализуя общую деятельность. Именно коллективные субъекты выполняют роль узлов образовательной сети. С другой стороны, элементы образовательной среды, порождающие в результате своего взаимодействия новые инновационные формы организации образовательного процесса, образуют кластеры, выполняющие роль локомотивов развития образовательной среды в целом.
Дистанционно-сетевое взаимодействие основано на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических, связей. По этим связям происходят обмен ресурсами, информацией и сетевое перемещение обучающихся. Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности. Обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). В идеале для реализации всех ИОТ учащихся школ, объединенных в образовательную сеть, необходимо говорить о полипрофильности обучения как необходимом и достаточном условии реализации всего спектра возможных ИОТ в форме индивидуальных учебных планов (ИУП).
Наиболее интересным и инновационным образовательным эффектом интеграции может стать возникновение новой формы организации образовательного процесса – образовательного сообщества. Поскольку дистанционно-сетевая организация обучения изначально ориентирована на развертывание образовательного процесса, опирающегося на совместную деятельность всех его участников, ее можно рассматривать как базовый механизм возникновения образовательного сообщества.
Организация учебного процесса в специально созданной коммуникационной среде может повлиять на условия возникновения образовательной общности в форме дистанционно-сетевой школы. В ней будут предусмотрены оптимальные возможности для осуществления профильной подготовки учащегося с учетом личностных особенностей наряду с профессиональным ростом педагога-организатора.
Все компоненты дистанционно-сетевой школы опираются на единую техническую инфраструктуру, в роли которой выступают инновационная дистанционно-сетевая школа и общая межшкольная коммуникационная среда. Подключение любой школы к такой среде автоматически интегрирует эту школу в единое образовательное пространство дистанционно-сетевой школы (ДСШ).
В перспективе это сделает возможным введение обучения на основе тонко дифференцированных индивидуальных учебных планов. Кооперация устойчива к внешним факторам (например, увольнению или болезни педагогов), так как ее элементы обладают высокой степенью взаимозаменяемости. Она повышает степень открытости образовательных учреждений для общественного контроля, способствует расширению и увеличению разнообразия профессиональных контактов учителей. Эта открытость создает особо благоприятные условия для профессионального роста и развития педагогических кадров.
Такой тип дистанционно-сетевого взаимодействия способен обеспечить полипрофильность обучения и предоставляет обучающимся широкие возможности для выбора профильных дисциплин и элективных курсов, создает условия для обучения школьников по ИУП. Интеграция кадровых и материальных ресурсов позволит сократить затраты на профильное обучение. При этом ДСШ как форма учебной кооперации и соорганизации образовательных учреждений, с одной стороны, позволяет каждому из них сохранить индивидуальность и самостоятельность, а с другой – значительно увеличивает их совокупные образовательные ресурсы.
В настоящее время модель инновационной дистанционно-сетевой школы (ИДСШ) «Микроскул» рассматривается как опытно-экспериментальная площадка для построения единого информационно-образовательного пространства. Она внедрена на базе научно-исследовательской организации «Международная академия педагогических исследований» (Российская Федерация, Северо-Западный регион, Санкт-Петербург).
В рамках ИДСШ исследуются возможности дистанционно-сетевой коммуникационной среды и эффективность ее реализации в разных формах. Это межшкольные сетевые методические семинары, учебные вебинары и др. Подобный опыт позволит сделать вывод о методической перспективности использования дистанционно-сетевых форм организации учебного процесса.
Александр ПАВЛОВ, кандидат педагогических наук, член-корреспондент МАНЭБ, заслуженный деятель науки РФ
Комментарии