или Армия в школе
есколько лет назад в этой школе появились ребята в военной форме. Вместе с другими они ходили на занятия, а после уроков изучали военные дисциплины в районном Доме культуры, посещали близлежащие воинские части. Эти дети в форме десантников называли себя курсантами школы армии. А дело все в том, что в Киржаче вот уже 26 лет существует общественное формирование, в разное время именуемое то клубом друзей армии, то школой армии, возглавляемое директором РДК Валерием Караминым.
– Когда я приехал в Киржач, то увидел на улице ничем не занятых ребят. Предложил им создать военно-патриотический клуб: «Будем по тревоге подниматься, ездить в воинские части».
Так появился кружок, впоследствии переименованный в школу армии. Тогда же В. Карамин начал налаживать связи с военными. Руководителя клуба принял заместитель командующего Московским военным округом по вневойсковой подготовке. С легкой руки генерала киржачские юнармейцы получили военную форму, противогазы, другие спецсредства. А воинские части стали приглашать ребят для занятий на свои полигоны, в спортзалы и плавательные бассейны. Каникулы друзья армии проводили, посещая места боевой славы. Со временем школа армии приобрела большую популярность. За 26 лет в различные военные училища и институты страны, по словам В. Карамина, поступили 584 выпускника киржачского военно-патриоти ческого объединения, громко именующего себя школой армии. На 25-летие школы, отмечавшееся в 1998 году, был аншлаг и множество генеральских звезд в зале. Чествование прошло на самом высоком уровне. А сегодня в школе армии учатся ребята не только из района и области, но и из Владикавказа и Мурманска.
Чтобы упрочить приобретенную славу, В. Карамин начинает думать, как ребят собрать вместе, ведь все они учащиеся разных школ. Не добившись финансирования из областного бюджета, не мудрствуя лукаво, районный отдел образования, возглавляемый Валентиной Николаевой, создает на базе средней школы # 3 профильные армейские классы и интернат для юнармейцев.
В. Карамин, являясь в одном лице директором РДК и руководите лем военно-патриотического объединения, на страницах местной газеты объявляет прием в школу армии.
Первоначальная договоренность о профильных классах заключалась с бывшим директором третьей школы Владимиром Товаровым, вскоре благополучно перебазировавшимся в кресло ведущего специалиста райадминистрации. На должности директора школы его сменила Наталья Стуловская, которая должна была разгребать кучу проблем и решать массу вопросов. Ну, например, на каком основании в школе живут ни много ни мало, а 80 мальчишек? За счет каких средств они питаются в то время, как школьников кормить не на что? И куда, наконец, ее предшественник расходовал отпускаемые на ремонт школы деньги? Я, например, посчитала этот вопрос весьма резонным, пройдя по бугристому школьному полу с заплатками из кусочков линолеума, увидев мрачные, грязные стены и вселяющие уныние санузлы, покривившиеся двери классов и многие другие безобразия. Впрочем, бывший директор оставил о себе память – не весть на какие деньги построенную сауну, не имеющую разрешения на эксплуатацию ни от одной из ответственных служб. Хотя если где-то прибыло, значит, где-то убыло. Да, ладно, говорить об этом теперь – попросту сотрясать воздух. Сауну демонтировали (электрощиты на всех этажах залиты водой), а Товаров уже в другом кресле.
И вот на такое хозяйство с благословения руководителей районного образования были взвалены профильные классы и интернат. Более того, местный отдел образования заручился поддержкой главы районной администрации В. Старовойто ва, который издал постановление об открытии интерната при средней школе # 3 и поручил финансирова ние открывающегося интерната производить согласно сметы расходов в пределах средств, запланирован ных на образование в 1999 году. В октябре Н. Стуловская обратилась в районную прокуратуру с просьбой разъяснить правомочность приказа отдела образования, а также указать источник финансирования интерната. На это старший помощник прокурора района Л. Горбунова ответила, что все приказы отдела образования законны. Тогда Н. Стуловская обратилась в районный суд.
Может, В. Карамин и В. Николаева и руководствовались благими намерениями, открывая профильные классы и интернат при школе, но ситуация начала складываться, мягко говоря, не лучшим образом.
– Ночью с детьми надо было кому-то оставаться, – рассказывает Н. Стуловская, – стали просить ночных сторожей приглядывать за мальчишками. В октябре дети заболели чесоткой. Возникла проблема с их лечением. Ведь ребята иногородние и не имеют права лечиться на территории района. Упросили местную больницу. Положили ребят, но без питания. Одноклассники им в кастрюльках еду носили.
Не знаю, как вам, а мне после услышанного стало не по себе. Должны ребята привыкать к тяготам армейской жизни, но не такой же ценой. И об этом не могли не думать и директор ДК Карамин, и главный педагог района Николаева. В школе, где живут ребята, всю зиму не соблюдался тепловой режим, не было горячей воды и нормальных условий для подготовки домашних заданий. Ради чего такие жертвы?
Оказалось, все очень просто. Это было необходимо, поскольку у учителей появляется дополнительная нагрузка, сказала мне В. Николаева. Но, простите, уважаемая Валентина Петровна, никакая дополнительная нагрузка педагогов не может оправдать имеющиеся у вас безобразия и нарушения. Вы как руководитель отдела образования не могли не знать, что школа армии должна иметь четко определенный правовой статус. Знала! Поэтому и парировала:
– Мы к школе армии не имеем никакого отношения. Школа армии и профильные классы – две разные вещи. Школа армии как обществен ное формирование относится к комитету по культуре, а профильные классы – к нам.
Продолжая мудрствовать, В. Николаева вспоминает о 12-летнем образовании. Кроме дополнитель ных уроков физкультуры, по вашим же словам, учащиеся профильных классов ничего не получают. Дополнительно они занимаются в не подведомственном вам военно-патрио тическом объединении, которое, кстати, не имеет ни устава, ни лицензии. Нестыковочка получается.
Более того, отмечу, не мог не знать руководитель районного образования, что школа армии, не имея на то никаких оснований, выдает ребятам удостоверения курсанта и свидетельства об окончании школы. Что В. Карамин незаконно пользуется штампами с аббревиатурой Министерства обороны в то время, как областной военный комиссар генерал-майор Н. Сеньшов уже указывал на неправомочность использования документов с подобным штампом. Вместо того, чтобы решить все по закону и определить правовой статус школы армии, создать на самом деле, а не на бумаге нормальные условия для детей, чего в сущности и добивается Н. Стуловская, В. Николаева одолела третью школу разного рода проверками. Все это, а также жалобы родителей создали в школе явно нездоровую обстановку. Что принесло свой плачевный результат. Вместо трех первых классов в новом учебном году здесь планируют набрать только один. Не хотят родители отдавать детей в третью школу.
Но Валентина Петровна оказалась неумолима.
– Даже если суд отменит постановление главы районной администрации, – сказала она, – педагоги все равно не дадут убрать интернат из школы. На последнем педсовете 43 педагога из 44 проголосовали за профильные классы.
Одним словом, преданные руководителю районного образования педагоги под ее чутким руководством начали игру в «войнушку».
Иначе чем можно объяснить начальственный окрик Валентины Петровны: «Выключите диктофон! «Учительскую газету» должно интересовать содержание образования, а не вопросы финансирования!» Отчего же такая болезненная реакция на простой и очень резонный вопрос корреспондента: «А как расходуют ся средства, выделенные на питание юнармейцев?»
Недавно вступивший в должность и в сущности новый человек в районе прокурор Владимир Маркин разделил мои сомнения по поводу финансовых дел со школой армии.
Прокурор назначил ряд проверок, по результатам которых, он не исключает, может быть возбуждено уголовное дело.
Вот еще о чем хочется сказать в заключение. Согласно Федерально му закону «О воинской обязанности и военной службе», приобретение навыков в области гражданской обороны дается школьникам в курсе предмета ОБЖ. Региональным компонентом образования Владимирс кой области является разработан ная областным военным комиссаром программа о начальной военной подготовке, которая также изучается в курсе основ безопасности жизнедеятельности. Так зачем, спрашивается, образованию брать на себя не свойственные ему функции по устройству профильных армейских классов, попросту говоря, школу превращать в казарму? Если Министерство обороны заинтересовано в более глубокой и целенаправленной доармейской подготовке юношей, то оно, наверное, и должно как-то участвовать в финансировании подобных проектов и судьбе подобных общественных формирований. Что касается киржачской школы армии, то никто не задавался целью ее ликвидировать. Просто для образовательного учреждения это сегодня и непосильная ноша, и несвойствен ные функции. Отрадно было узнать, что помочь определить статус киржачской школе армии обещал губернатор Владимирской области Николай Виноградов.
Киржач – Москва
InterReklama Advertising Network
Комментарии