Малыша пугают всевозможными монстрами, старшеклассников – выпускными и вступительными экзаменами. Чего можно требовать от человека, бредущего на экзамен, как на казнь?
Тех, кому довелось писать экзаменационное сочинение, можно условно подразделить на три группы. К первой относятся счастливчики, обладающие памятью, способной вместить несколько десятков сочинений по наиболее вероятным и легко трансформируемым темам. Вторые кропотливо составляют всевозможные “шпоры”, “бомбочки”, “памятки”, отнюдь не брезгуя последними достижениями науки и техники. Наконец, третьи надеются на собственные силы, на вдохновение и счастливый случай. Вот они-то, решившие честно отнестись к работе, наиболее часто и оказываются в проигрыше.
Еще одна вполне реальная ситуация: справившись с эмоциями, сжав волю в кулак, опираясь на свои знания, опыт и иногда интуицию, человек пишет сочинение, в котором смело, грамотно и искренно излагает свое видение выбранной проблематики. Но в сочинении оказывается нечто такое, с чем принципиально не согласен некто из экзаменационной (или медальной) комиссии. Последствия вполне предсказуемы.
Некоторые из проблем можно частично устранить, сменив форму проведения экзамена. Например, заменив сочинение на изложение. У противников данной реформы, естественно, появятся возражения, связанные с тем, что исчезнет возможность проверить, насколько хорошо ученики владеют пером, способны ли к самостоятельному анализу и оценке различных исторических фактов, событий, литературных произведений. По этому поводу замечу, что правильно и красиво передать чужую мысль часто не менее сложно, чем синтезировать свою. Что же касается критического анализа текста, то, мне кажется, это не самая важная часть работы. Бывают ситуации, когда нет никакого желания делать детальный разбор поступков, мыслей и чувств определенного персонажа; творческая работа в этом случае превращается в скучное, нудное и бессмысленное занятие. В голове вместо мыслей – бред, на бумаге вместо слов – какие-то аморфные, абсолютно ничего не значащие штампы. Максимум, на что оказываешься способным в этом случае, – это написать стандартную типовую работу, где за множеством длинных цитат теряется сам автор. Неужели кому-то нужны эти безличные, похожие один на другой как две капли воды творческие шедевры? Зачем? Макулатурой такого содержания и так завалены все прилавки книжных магазинов.
Алексей ТОЛОЧКО,
ученик 10-го “В” класса гимназии # 1
Брянск
Учитель года – 98
Вода из Лимпопо
Урок географии – это романтика путешествий
B Воронеже завершился областной седьмой по счету конкурс “Учитель года”. Из 39 претендентов лучшим был единодушно признан преподаватель географии 7-й воронежской гимназии Владимир Александрович Блаженов. Приз зрительских симпатий тоже достался Блаженову. Ум, рассудительная простота, высокий профессиональный уровень и любовь к детям – вот те качества, которые, по общему мнению, помогли ему победить.
– Владимир Александрович, все испытания позади, вы теперь – заслуженный обладатель 23 томов сочинений А.С.Пушкина, приличной ежемесячной стипендии, премии, санаторной путевки… Вы счастливы?
– Наверное, я должен бы это чувствовать. Но мысли, честно говоря, о другом.
– О чем же?
– О географии, ее надо спасать. В московских школах она пропала в 6-х, 7-х и 10-х классах. Остаются только 8-е и 9-е.
– Но у нас-то, слава Богу, пока этого нет.
– Пока. Стоит Москве начать – потом и до нас дойдет… Кстати, вы заметили, что в литературе образ учителя географии почти всегда положительный? Вспомните, как Паустовский рассказывал о своем учителе Черкунове – авторе учебника географии в дореволюционной России. На урок он приносил песок из Сахары, воду из Лимпопо… И только после его смерти Паустовский узнал, что Черкунов никуда не выезжал, вода была из крана и песок – с берега пруда. Выходит, обманывал гимназистов? Нет, он делал свой урок наглядным, осязаемым для детей… География воплощает романтику дальних странствий, которая так необходима ребятишкам. А дело учителя – донести до учеников эту романтику, удовлетворить их интерес к путешествиям. Многие ли дети сегодня могут куда-то поехать? Получается, что путешествовать можно лишь на уроках. Как же можно отнимать у детей эту возможность?!
– Как вы стали учителем?
– В нашем классе все любили географию. Это заслуга учительницы Ираиды Кузьминичны Гордейченко. Но сам я не собирался быть педагогом. Тогда, в середине 70-х, я ходил в театральные кружки, и даже во дворе мы создали собственный кукольный театр. В общем, после школы я отправился в театральный, по пути размышляя о том, что не поступлю: средний балл аттестата – 3,3. Ну и свернул в пединститут. Поступил на свою любимую географию. И только потом вспомнил, как в 9-м классе проходил тестирование. Я тогда ответил на огромный список вопросов, и компьютер выдал мою будущую профессию – учитель географии и биологии. Это меня тогда совершенно убило!
– Давно работаете в школе?
– Пятнадцать лет в своей гимназии, а до этого три года по распределению в селе Пушкино Липецкой области и еще столько же в Верхнехавском районе Воронежской области.
– Во время конкурса вы обмолвились, что вели почти все предметы?
– Да, кроме математики и черчения. Учителя-горожане в сельских школах не задерживались, а детей учить надо. Вот и приходилось вести и биологию с историей, и химию с астрономией, и немецкий язык с физкультурой. К уроку немецкого готовился по восемь часов в день, а к географии – 20-30 минут. Но с немецким больших проблем не было: я не знаю, и ученики – тоже. Самое трудное – русский и литература.
– Большинство педагогов у нас – женщины. Как вы к этому относитесь?
– Думаю, что учителем должен быть мужчина. Женщины очень эмоциональны. Я если иду на конфликт, то твердо знаю, чего хочу добиться от ребенка. А женщины… У Евтушенко где-то в “Воспоминаниях” я читал, как любили они учительницу физкультуры. Очень любили! И однажды случайно он увидел, как она кого-то там ругала – искаженное, налитое кровью лицо. Все чувства вмиг пропали… Иногда эмоции очень нужны. Учитель должен уметь влиять на эмоциональную сферу ребенка – заставить согласиться, раскаяться. Но это очень трудный процесс. Мужчины все-таки более хладнокровны.
– Владимир Александрович, а вам не изменит выдержка, если, допустим, вы входите в класс, а ребята не приветствуют вас вставанием? Остаются сидеть на своих местах?
– У меня был такой случай. Самый первый урок в Пушкине. Они так меня проверяли. Я тогда вышел из класса, сказал, что не вернусь, пока не извинитесь. Молодой был… На самом деле так нельзя делать. В Воронеже, как водится, мне сначала дали самый трудный класс. Пять человек из него сейчас сидят в тюрьме. Знаю это, потому что не так давно ко мне в гости пришли почти все из их выпуска… А с теми пятерыми – сейчас понимаю: если б не был тогда таким безграмотным, по крайней мере двоих бы вытащил точно. С остальными труднее, там семья портила, а вот эти двое… И даже знаю, как вытащил бы, что надо было делать. А тогда не знал.
– Каков ваш идеал ученика?
– Никогда не думал… Нет идеала! Надо принимать детей такими, какие они есть, хорошего и дурак полюбит. А в нашей профессии, как в Библии, очень многое решает любовь…
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
На конкурс за праздником
Под председательством министра общего и профессионального образования РФ 5 июня состоялось очередное заседание оргкомитета конкурса “Учитель года России-98”.
1 июня истек срок приема документов на всероссийский финал от победителей региональных этапов. Тем не менее письма из самых отдаленных регионов России продолжают поступать. По предварительным данным, в Москву в октябре приедут свыше 50 человек. И впервые все полностью за счет оргкомитета. Командировочные расходы учителей будут оплачены из бюджета конкурса.
Это решение особенно актуально, если учитывать, что уже были случаи, когда региональные органы управления образованием денег на поездку в Москву не находили. Педагоги же так стремились принять участие в финале, что отправлялись в столицу за свои кровные. При том, что зарплата “Учителя года” ничем не отличается от зарплат коллег-педагогов. “У победителя всероссийского конкурса “Учитель года” В.Широтова 15-й разряд с окладом 441 руб. И даже этой зарплаты не выдают третий месяц” (газета “Красное знамя”, Республика Коми).
Конкурс, конечно же, не может решить финансовую проблему педагогов, но подарить мгновения радости, профессиональной гордости может! В этом году участников, как и прежде, ждут большой праздник, масса сюрпризов. До встречи в Москве!
Эдуард Образцов
Если обещание не будет выполнено…
В четвертый раз проведен в Карелии республиканский конкурс “Учитель года”.
И каждый раз ему сопутствует захватывающая интрига, даже две: сумеет ли наконец победить посланец столицы республики и сможет ли обыграть прекрасных дам представитель сильного пола. Первое не удалось до сих пор ни разу, а мужчинам однажды повезло: год назад победил учитель истории Повенецкой средней школы Эдуард Алехин.
В этом конкурсе, который прошел 19-21 мая в Кондопоге, петрозаводчане, вернее петрозаводчанки, взяли реванш за прошлые “обиды” родного города: участницы заняли первые два места. “Учителем года Карелии-98” стала преподаватель биологии средней школы ? 17 Ольга ХЮННИНЕН.
Церемония награждения принесла в этот раз одну неожиданность: был отмечен и… ученик. Семиклассник 6-й кондопожской школы Сережа Усатов получил приз “За интеллектуальную поддержку участников конкурса”. Он учится в классе, где давали уроки две участницы. И обе они сказали, что о таких учениках можно только мечтать – Сережа ответил на все вопросы, показал большой интерес к наукам.
Сережа рассказал мне, что ему просто было интересно на этих уроках. Он очень любит читать, стремится все время узнавать что-нибудь новое. Его страсть – информатика, мечтает стать программистом. Но, к сожалению, в нынешней его школе компьютеров нет.
Что ждет этого мальчика с горящими глазами и громадной тягой к знаниям? Его родители пять месяцев назад приехали в Кондопогу, оба безработные. Какой уж тут компьютер…
В этот раз на чествовании победителей не было председателя правительства Карелии. Недавно избранный Сергей Катанандов еще не вступил официально в должность. Во время предвыборной кампании он пообещал повысить учителям на 20 процентов заработную плату. Если это обещание не будет выполнено, нетрудно представить себе, как встретят Сергея Катанандова участники следующего конкурса.
Наталья МЕШКОВА
Петрозаводск
Америка выбрала Фила Биглера
24 апреля в Белом доме президент США Билл Клинтон по традиции назвал имя учителя года Америки. В1998-м им стал Филипп Биглер, учитель истории из штата Вирджиния.
“Выбирая единственного, Америка чествует всех учителей, которые каждый день демонстрируют свою преданность и любовь к профессии”, – сказал Гордон Эмбэч, исполнительный директор совета администраторов образования, одного из главных организаторов конкурса.
Уроки Биглера, по мнению его учеников, очень деловые и в то же время вызывают интерес. Дети, например, разыгрывали дебаты в греческом полисе; изучая историю и культуру ислама, совершили паломничество в Мекку, научились находить настоящую историю, интервьюируя ветеранов. “Уроки Фила живые”, – говорит Эрнст Флейшмен, вице-президент научно-образовательного общества.
У Биглера огромное количество научных званий, он автор многих исторических книг, обладатель престижных образовательных премий, среди которых есть и от наших коллег-журналистов из газеты “Вашингтон пост” и даже “Наиболее влиятельный учитель” (от учеников).
“Мой успех как учителя заключается в том, что я развиваю в своих учениках желание искать что-то интересное лично для них в истории. Мои ученики понимают, что цивилизация опирается на прошлое и его богатое интеллектуальное наследие”, – говорит Филипп Биглер, национальный учитель Соединенных Штатов Америки.
Джамиля Сайрамова
Комментарии