Мы много пишем о счастливых учителях, от которых, как от звезд, идет негаснущий свет. Мы нередко обращаемся к несчастным детям с исковерканными судьбами. И мы молчим о несчастных учителях, которые, как тенью, накрывают своей жизнью детские души.
Учитель – очень массовая профессия. С редкой ответственностью, как у космонавта. Или как у хирурга. Тропка – между жизнью и смертью. Но вот несчастный учитель, у которого существование поделено на черное – уроки, недели и четверти и светлое – выходные, каникулы, отпуска. Каждый звонок на урок – маленький набат. Каждый звонок с урока – большое облегчение. Перемена участи…
Можно сколько угодно рассуждать о природе несчастья: судьба, стечение обстоятельств, генетический код. У каждого своя дорога. У многих она мимо школы. К счастью. К своему собственному. Которое ни с чем не перепутаешь, хотя оно бывает тише школьного звонка.
Лидия СЫЧЕВА
Президент смог профинансировать cтроительство одной школы
Президент смог профинансировать cтроительство одной школы
“Президентской” же ее называют потому, что во время визита на Псковщину Бориса Ельцина глава государства нашел возможность выделить из своего резервного фонда необходимые средства для завершения строительства учебного заведения.
В торжественном открытии школы приняли участие глава администрации области Владислав Туманов и настоятель Псково-Печорского монастыря отец Павел.
РИА “Новости”
Кто ищет, тот найдет
Кто ищет, тот найдет
Около 200 педагогов и школьников из Углича, Владимира, Ярославля и других российских городов познакомят друг друга с летописью родных мест и интересными краеведческими находками. Доклады участников прозвучат во время работы трех секций: “Историческое краеведение”, “Экология” и “Культурное наследие”. А на выставке в ЦДЮТ разместятся фотографии предметов и ксерокопии документов, найденных краеведами, исторические и экологические карты, а также планшеты, рассказывающие о том или ином коллективе.
Все отчеты о деятельности приехавших краеведческих организаций, их исследовательские разработки участвуют в конкурсе конференции, а материалы о том, как все это пройдет, выйдут отдельным сборником.
Адрес: 109033, Москва, ул.Волочаевская, 38-а
Контактные телефоны: (095) 362-89-71, 362-82-33
“Витамин” проводит конкурс
“Витамин” проводит конкурс
Екатеринбургский детский музыкальный театр “Витамин” обьявил среди своих почитателей конкурс на лучший сценарий детской оперы. В нем могут участвовать “драматурги” до 15 лет. Сюжет может быть любой: от приключений “Сникерса” до тяжелой жизни на “Марсе”. Конкурс продлится до середины мая, а его победитель удостоится чести увидеть свое творение на сцене.
Юлия ПРЫТКОВА
Еще одна игрушка, или Новый способ развития интеллекта
или Новый способ развития интеллекта
То и дело, перетряхивая в последние годы учебные планы, программы, придирчиво оценивая роль каждого предмета в обширном багаже современного образования, никто, однако, не посягает на место в нем информатики. Компьютерная грамотность признана наконец столь же необходимой, как умение читать и писать, хотя и сейчас техническая база для этого далеко не в каждой школе. Может быть, поэтому преподавателей информатики до сих пор (несмотря на то, что предмет введен в учебные планы 12 лет назад) всерьез не готовит никто. Считается, есть годичные курсы, факультативы, и этого вполне достаточно. А когда выясняется, как плохо разбирается в современной технике испеченный таким образом учитель, приглашают по совместительству инженера: велика ли наука! Хорошо хоть ставка есть для него в средней школе – в начальной так и нет.
Вот и выходит, что мимо школы, мимо государственной системы образования катится сейчас стихия освоения детьми домашних компьютеров с игровыми программами, как когда-то – магнитофонов и видеотехники. Уже и пяти-шестилетние дети ведут азартные сражения на экране умной машины, попутно осваивая обрывки английского языка, терминологию борьбы с роботами и чувство упоения боем. Эти игровые программы, как правило, строятся на драках или теме военно-космического соперничества.
В некоторых детских садах Санкт-Петербурга – особенно экспериментальных, практикующих собственные методы развития и обучения малышей, появляется компьютерная техника. По сведениям Университета педагогического мастерства, “компьютеризованных” детских садов уже больше двух десятков. Техника в них разная, стало быть, единой методики – хотя бы в самом общем виде – быть не может. И роль наставника, приобщающего малышей к сложной игрушке, берут на себя люди с самой разной подготовкой: от медработника до инженера НИИ. Так что на сегодня можно назвать общим только требование, чтобы занятия дошкольников с машиной не превышали двух раз в неделю по 15 минут. Забота о здоровье – прежде всего.
Какова роль компьютера в гармоническом развитии способностей, которым так озабочена современная дошкольная педагогика?
До сих пор самым распространенным ответом оставались рассуждения о том, как необходимы будут каждому в ХХI веке навыки свободного общения с компьютерной техникой. В образовательные стандарты уже сейчас заложено непрерывное компьютерное образование, начальный этап которого может быть спущен и в первый класс, и в детский сад, если для этого создаются условия. Но даже самый неискушенный читатель почувствует тут явный пробел: между дошкольным детством и начальной школой разница преогромная. Методы школьного обучения для детских садов неприменимы. Как же возможно механическое передвижение начального курса компьютерного образования? Понятно, что только специальные исследования опытных педагогов, психологов, физиологов могут дать основания для разработки каких-то конкретных программ и методик. А таких исследований в стране пока совсем мало. И мы имеем дело с явлением, когда практика стремительно обгоняет теорию.
Стоит ли, впрочем, так уж умничать, искать особый смысл и влияние, не правильнее ли отнестись к технической новинке как к очередной игрушке? Ну были сначала стреляющие танки, машины с дистанционным управлением, автоматическая железная дорога. Теперь, нажимая кнопки, можно руководить боем на дисплее. Собственно, так и отнеслись к детским компьютерам в большинстве семей. Так и в некоторых детских садах считают: игры по Никитину, игры от фирмы ЛЕГО, компьютерные – все в одном ряду. Тем более что и программы, которыми иногда любезно снабжают наши детские учреждения спонсоры, к особым раздумьям не располагают. Там, где речь идет о дошкольниках, они трогательно просты и незатейливы. Если и подразумевается какое-то развитие, то разве что внимания, усидчивости, тренировка некоторых навыков. Но и на этом, как правило, авторы программ не настаивают: в конце концов всякая игра что-нибудь да тренирует!
И только в центре творческого развития “Талант” Красносельского района мне случилось увидеть совершенно необычное отношение к компьютерам. Неожиданное, как сейчас выясняется, даже для представителей фирмы “Макинтош”, подарившей детям замечательные машины марки (APPLE) вместе с несколькими программами. Работает на них вместе с малышами Лариса Кабулашвили, инженер-системотехник по образованию, мама двух мальчиков. Два года назад она была просто воспитательницей у ребят, с которыми потом пришла в компьютерный зал. Хорошо знала каждого. С инженерной серьезностью изучала литературу по детской психологии, читала все новинки, осваивала кубики Зайцева и другие популярные технологии. Без такой подготовки и ей, инженеру с пятилетним стажем, было бы непонятно, о каких таких развивающих возможностях компьютеров можно говорить. А заговорили здесь о них впервые нейробиологи лаборатории нейрофизиологических исследований Института образования взрослых РАО под руководством доктора биологических наук Тамары Хризман. Компьютеры и детство – тема для Тамары Петровны далеко не новая. Она участвовала в трех всесоюзных тогда еще конференциях, не раз выступала с результатами своих исследований перед нашими и зарубежными специалистами. И совершенно убеждена, что компьютер – это не еще одна игрушка, а техника, обеспечивающая малышу новый способ познания мира и самого себя. Способ, который был неизвестен прежде, поскольку ни рукоделие, ни счет, ни чтение, ни другие виды деятельности не могут активизировать те тончайшие механизмы мозга, вызвать такое взаимодействие разных его структур, какие активизирует грамотно выстроенная компьютерная игра. Именно в раннем детстве, когда наблюдается бурное развитие личности, формируются функции разных отделов мозга, складывается стиль мышления, игры с компьютером – настоящее волшебство. Как говорит Хризман, только здесь возможны визуализация процесса мышления, развертывание его во времени с участием цвета, звука, формы. Она называет это полифункциональным и полимотивационным воздействием на мозг ребенка, которое способствует развитию лево-правополушарных функций, создающих активное ассоциативное поле. В общении с такой машиной ребенок становится как бы архитектором собственного интеллекта. Пользуясь кнопочным устройством, он моделирует мир, в котором оказывается полным хозяином, творцом. Выстраивает логические цепочки, маленькие собственные программы, абсолютно не замечая этого, погружаясь в творчество со всей страстью души. Он смеется, визжит от восторга, ахает, получив неожиданный эффект. Все это – эмоции интеллектуальные, высший тип переживаний, знакомых далеко не каждому из взрослых. Мир, который так захватывает маленького исследователя, реально не существует, он опосредован и дополнен его воображением. Распоряжаясь в этом мире, ребенок учится сам оценивать свои действия, как бы видеть собственные шаги со стороны. Он и заказчик, и исполнитель, и контролер. Причем, как утверждает Хризман, в такой деятельности удается запускать обычно долго дремлющие механизмы самосознания при участии самых ярких положительных эмоций. А в раннем детстве это условие наиболее важное. Личность ребенка успешно развивается только в условиях радостного, непринужденного познания окружающего мира.
Неизвестно, как долго мнение ученых оставалось бы только достоянием узкого круга специалистов, если бы молодой директор центра “Талант” Ольга Гордеева не пригласила сюда и Тамару Хризман, и ведущего специалиста ее лаборатории кандидата биологических наук Валентину Еремееву, не взялась за создание мощной психолого-педагогической службы. Под руководством Хризман здесь начались исследования сразу в нескольких направлениях. Чисто психологическое: попытка понять особенности эмоционального статуса ребенка, особенности развития речи, стиля познания. Нейропсихологическое: наблюдение за развитием лево-правополушарных предпочтений в соотнесении со стилем познания. Психолого-педагогическое: отслеживание особенностей поведения и перемен, связанных с занятиями в компьютерном зале.
Самые первые простые наблюдения показывают, как поразительно меняются роли мальчиков и девочек в общении с техникой. Мальчики, которые до сих пор оставались в группе на вторых и третьих ролях, заметно активизируются, выходят в лидеры. Похоже, они и в целом совершенно по-разному осмысливают здесь свою деятельность. Им, например, предлагается раскрасить волшебный цветок со многими лепестками. Набор красок – самый богатый. Но один лепесток – заколдован. Как только художник до него доберется, он получит какой-то необычный сюрприз. Девочки – каждая на своем компьютере – начинают увлеченно расцвечивать лепестки, вроде бы вовсе забывая о сюрпризе. Мальчики же расцветкой почти не занимаются. Сразу начинают искать заколдованный лепесток. И когда уже после занятий всем выдается белый лист бумаги и предлагается красками изобразить волшебный цветок, девочки рисуют замечательные картины. Мальчики же в некоторых случаях совсем ничего нарисовать не могут. В их сознании остался лишь главный эффект: музыка.
С легкой руки Тамары Хризман в компьютерном зале теперь царствуют сказочные сюжеты. Если приготовленная программа связана, скажем, с обитателями подводного мира, то и по занавескам, и по стенам “плывут” медузы, рыбы, водоросли. Придумывается фантастическая история, создается контекст, в котором компьютерная игра становится намного эффективнее. Как говорят нейробиологи, передние отделы мозга, где идет главный процесс постановки смыслов, гораздо лучше активизируются при комплексном воздействии, сочетающем вербальный, визуальный и разные другие компоненты.
Интересно, что в работе с компьютером особенно отчетливо видна неэффективность авторитарного стиля отношений взрослого и ребенка. Если воспитатель требует от малыша в основном послушания, исполнительности, тот оказывается абсолютно беспомощным в общении с машиной. Нажмет кнопку – смотрит на педагога: правильно? А смысл всех программ – самостоятельный поиск, самоориентация, творчество.
Но в детском саду, считает Хризман, использовать машину следует только для такой деятельности, в которой она незаменима. Тамара Петровна постоянно подчеркивает, скажем, что рисунки, сделанные с помощью красок и фломастеров, гораздо интереснее, богаче набранных на дисплее. Мир звуков живее и разнообразнее, когда в руках малыша музыкальные инструменты, а не кнопки компьютера. К сожалению, и мир компьютерных героев в программах, которые мы получаем из-за рубежа, весьма специфичен, никак не связан с нашей культурой, фольклором, богатством языка. Для программистов тут целина непаханая. А программисты, увы, как правило, с педагогикой, а тем более – нейропедагогикой знакомы очень мало. И все надежды пока – только на Центр информационных систем обучения Университета педагогического мастерства, где под руководством Елены Петуховой впервые начал работать постоянно действующий семинар “Начальный этап развивающей информатики”. Семинар научно-практический и во многом экспериментальный, поскольку, как здесь уже говорилось, перед нами целина. Осваивать ее лучше не наскоком, а с учетом результатов первых исследований. А то ведь и навредить детям недолго!
Нина ПИЖУРИНА
Санкт-Петербург
Комментарии