Школа
Школа у нас для одаренных детей. Стать ее учеником непросто – отбор. Поэтому и дети немного отличаются от других. Но не так уж чтобы очень. Я веду классы с 8-го по 11-й, начнем в обратном порядке. Старшие. Эти вроде бы знают, чего хотят, не то что мы в свое время. Бегают на подготовительные курсы, заняты по уши. Их вылет скоро состоится, и трудно найти хоть одного, не выбравшего вуз. Причем если выпускник мальчик, а в вузе нет военной кафедры, значит – белобилетник. Ну и правильно, это я одобряю, а почему, вы сами знаете. В то же время интересен выбор будущих профессий: экономисты, юристы, девочки – филологи, изредка – психологи. Ни одного врача, инженера, строителя, физика или того же педагога. Институт выбирают порой вопреки влечениям. Поменялась социальная ориентация…
В десятом почти та же история, что и в одиннадцатом. Зато девятый – самые приятные в общении. Они еще ничего не выбрали, ничего не наметили, а голова вовсю работает – им просто интересно жить. Поэтому и общаться с ними легко и весело. И уроки готовят хорошо, и предметом интересуются, и поиграть еще могут.
Половина класса кричит: “…Александр Борисы-ы-ыч, поставьте ему два, он списывал”. Это восьмой. Я порой их просто не понимаю. Когда мой друг в школе успешно списывал задание, я за него радовался. Больше того, мы добровольно решали на контрольных варианты за неуспевающих товарищей, а за “заклад” дрались прямо при учителе. А эти? Говорят, все они личности. Может быть, только как же они уживутся в человеческом обществе, хотя бы друг с другом?.. Ну да ладно, маленькие еще, если что, старшие поправят – девятый, десятый и одиннадцатый. Может, и нас послушают, время есть…
Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Уникальная компьютерная программа для каждой школы!
Уникальная компьютерная программа для каждой школы!
Региональный Центр Новых Информационных Технологий “Самара” предлагает “Комплексную систему автоматизации образовательного учреждения”.
“Комплексная система автоматизации учебного заведения”:
– работает и в самостоятельных бюджетных учреждениях, и в централизованных бухгалтериях;
– автоматизирует все стороны бухгалтерского учета, статотчетности и административно-хозяйственной деятельности;
– обеспечивает правильную организацию бухучета и отчетности в соответствии с действующими положениями и инструкциями;
– позволяет вести учет финансирования на всех уровнях;
– организует работу завуча с анкетными данными и сведениями об успеваемости учащихся;
– организует работу завуча – диспетчера расписания.
“Комплексная система автоматизации учебного заведения” работает на отдельных компьютерах и в сети Novell NetWare. Она построена по модульному принципу и включает в себя следующие модули: “Кадры”, “Тарификация”, “Заработная плата”, “Материалы”, “Касса”, “Платежные поручения”, “Выписки банка”, “Расчет с дебиторами и кредиторами”, “Расчет с подотчетными лицами”, “Кассовые расходы”, “Фактические расходы”, “Питание в детсадах”, “Родительская плата в детсадах”, “Питание в школах”, “Главная книга”, “Отчет по труду”, “Автоматизированное рабочее место (АРМ) завуча”, “АРМ завуча – диспетчера расписания”.
Специалисты РЦ НИТ “Самара” установят “Комплексную систему автоматизации учебного заведения” в ваш компьютер, на практике проведут обучение пользованию программой. В дальнейшем, в случае возникновения любых вопросов, вам всегда будет оказана методическая помощь и оперативная консультация по “горячей” телефонной линии.
Ждем ваших заказов!
125а, РЦ НИТ “Самара”.
Телефоны: (846-2) 42-18-09,(846-2) 51-54-18,
(095) 324-55-86, (095) 320-31-10, (095) 924-61-97.
E-mail program@rcnit.samara.su
Цари Тверского бульвара
– А я приведу сюда своих детей.
– Интересно было бы прочитать, что напишут через сто лет выпускники нашей школы.
И никто из одиннадцатиклассников не засмеялся: как будто век – не срок!
Во всяком случае не для 1520-й. Первые 100 эта самая что ни на есть элитарная столичная гимназия (самая близкая – территориально – к Кремлю) уже отстояла!
“Имею честь заявить…”
“…Отсюда не вытекает, что человеку предосудительно заботиться честным образом об улучшении своего материального положения. С другой стороны, необходимость зарабатывать насущный хлеб заставляет большинство людей при избрании жизненного поприща иметь в виду прежде всего приобретение средств для существования. Как часто эта печальная необходимость идет наперекор всем душевным стремлениям человека, который принужден из-за материальных соображений посвятить себя совсем не тому, к чему чувствует себя призванным. Но если есть ближние, связанные с человеком кровными узами родства или облагодетельствовавшие его и нуждающиеся в поддержке, то может ли он бросить их? Также, если Отечество требует от него совсем другой деятельности или нуждается в нем для своей защиты, то не должен ли он бросить свое призвание и стать под знамена Родины?”
Когда в последнем классе гимназии Николай Капцов писал сочинение “Чем следует руководствоваться при избрании жизненного поприща”, он, конечно, и не предполагал, что через сто лет оно – чудом уцелевшее, оцененное всего лишь “четверкой”, станет исторической ценностью. Превратится для нынешних его сверстников не просто в документ – в откровение. Как честно признались сами одиннадцатиклассники, эти несколько страничек “с ятями” заставили их задуматься над темами, казавшимися ненужными или давно закрытыми, над понятиями, считающимися если и не отжившими, то уж во всяком случае лежащими в стороне от их проблем и интересов. А может, все дело в том, что автором этого сочинения стал не просто какой-то безымянный гимназист, а сын основателя их гимназии.
…Назвался груздем – полезай в кузов. Первым местом, куда отправились Елена Константиновна Иванова и ее коллега, тоже завуч 1520-й Валерий Евгеньевич Гаврилов, была библиотека им. Ушинского. Последний инновационный взрыв в отечественном образовании – поиски альтернативы, разговоры о гуманизации, свободе выбора, плюрализме мнений перевели и их работу в экспериментальный режим. Новоявленная “гимназия творческих способностей на основе углубленного изучения ряда гуманитарных дисциплин” искала свой ответ на вопрос: что же такое гимназия? Ответы соседей не очень устраивали. Где-то отменяли химию и физику, сокращали количество часов на математику. Где-то насыщали учебный план нетрадиционными предметами, включая и “Дианетику” Хаббарда и “теорию” Муна.
Кто ищет – тот найдет: обнаружившиеся в Ушинке материалы видоизменили представление исследователей не только о модели гимназии. В недрах этой библиотеки совершенно случайно наткнулись они на неприметную брошюру со знакомыми контурами на форзаце. “Дрожащими руками открыли буклет, посвященный истории создания… нашей школы. Так мы узнали, что до сих пор жили… без имени”.
“Имею честь заявить городской Думе, что я желаю пожертвовать городу в память моего покойного отца Сергея Алексеевича Капцова капитал в сто девяносто тысяч (190000) рублей для устройства городского начального училища имени С.А.Капцова на 200 мальчиков”.
Архитектурный проект русский меценат заказал знаменитому московскому архитектору Д.Н.Чичагову. Учитывая место строительства (на Тверском бульваре, в Леонтьевском переулке, на территории бывшего Шведского подворья), мастер создал двухэтажное здание с элементами и мотивами скандинавского архитектурного стиля.
В 1895 году дошла очередь и до девочек: попечитель подарил городу женское училище. Это была не просто пристройка. Архитектор М.К.Гоппенер сумел сохранить общий стиль здания. По смерти устроителя попечительницей стала его жена Анна Михайловна.
– Мы с вами сейчас находимся как раз на территории женского училища – планировка второго этажа сохранилась.
…Потом, когда мы уже залезли в статистику, а надо сказать, что в дореволюционной России статистика по народному образованию поставлена была великолепным образом, выяснили, кто же учился в “Капцовках”. Главным образом это были горожане, дети солдат и мещан. Судя по количеству отказов в приеме, училище пользовалось большой популярностью. А по ведомостям, которые ежегодно издавал Московский департамент образования, мы можем проследить и за судьбой учителей. Скажем, такая говорящая запись, датированная 14-м годом: “ушел в действующую армию”.
Электрический стул для директора
– Вера Александровна, Аладдин! – умолял следующий посетитель, приоткрыв дверь директорского кабинета. Вера Александровна понимающе кивает. По временам эти странные, односложные “диалоги” продолжаются. Позже окажется – ничего таинственного. Для директора этот “обмен паролями” всего лишь “имя” очередной актуальной проблемы. “Сейчас – самые страшные дни, – вздыхает она, – подготовка к юбилейной неделе. Столько непредвиденного”.
– И бульвар – тоже? – вспоминаю последний “отзыв”.
– Ну Тверской бульвар – не просто юбилейная проблема – моя всегдашняя головная боль. В восемь утра его уже не пересечь – сплошной поток машин.
…Бульвар все так же лежит пластом между Пушкиным и Никитской. Но по несуетному Тверскому можно скорее понять суть происходящих перемен. Так, Вера Александровна помнит, как на бульваре продавали апельсины из республиканской Испании, а позже – китайские мячики и веера. Девочкой она жила на Малой Бронной, и Тверской, конечно же, был любимым местом прогулок. Проходя мимо так непохожего на типовые “коробки” здания, чуть замедляла шаг. Нет, она совсем не думала о том, что эта школа в центре Москвы, считавшаяся очень хорошей, будет связана со всей ее жизнью. (“Слово “давно” ко мне не подходит. В этом “электрическом стуле” – последние двадцать лет. А пятнадцать предыдущих была завучем”).
Заметила, с кем бы в школе ни говорили о школе, обязательно “замыкались” на Вере Александровне Степановой. Не удивилась. 131-я, 31- я, 1242-я, 1520-я – за последние сто лет у этой школы, конечно, не раз менялся номер. Но за весь послевоенный период здесь “правили” всего лишь три директора. О втором – Суворове – ходили легенды. Сейчас – время Степановой.
Елена Константиновна ИВАНОВА отмечает царственные качества своего директора – “умение нести бремя повелительницы легко и свободно. Вот именно так – легко и свободно, как нам кажется. (Потому что на самом деле я, завуч, знаю, какого труда это стоит Вере Александровне сейчас. Особенно сейчас, когда авторитет школы столь высок). Ей не приходится кого-то отчитывать, распекать: при ней, в ее присутствии, неудобно делать что-то плохо. Стиль директора – стиль школы. Рискну сказать, это стиль высокой педагогической и человеческой культуры”.
Валерий Евгеньевич ГАВРИЛОВ. Вера Александровна сумела сберечь не просто стены. (Кстати, именно при ней школа пережила ремонт-реконструкцию. Видели нашу знаменитую мраморную лестницу? Вы тоже решили, что она сохранилась с давних времен? Все ошибаются! Авторы последнего проекта, опираясь на архивные документы, подчеркнули в облике здания старинные черты, сохранили все оставшиеся элементы и вернули прежние цвета). Но Вера Александровна каким-то удивительным образом смогла сохранить и атмосферу, переданную нам замечательными предшественниками. Это и заставляет наших учителей, перебивающихся, как и все, оставаться здесь и дорожить своим местом и работать с душой.
Конечно, когда приходят новые люди, а у нас сейчас много новеньких, это уже новая школа. Но воздух остается старым!
И поверьте, быть администратором в такой школе чрезвычайно сложно. Сужу по себе. Ежедневно приходится общаться с учителями, которые действительно представляют собой сложившиеся, яркие личности. А чего стоят наши родители! Они не просто личности, но весьма известные люди не только в Москве, но и в стране.
Роза Николаевна ЛЮБАЛИНА, учитель обслуживающего труда и… успешная выпускница Театрального училища, успевшая поучиться и в Архитектурном институте. Работает с 59-го года, но до сих пор не может понять, как же это случилось. Впрочем… “Почитайте, что пишут мои ученицы: “милая старушка-гимназия”, “дорогая моя школа…” – столько любви, что я и сама не ожидала”. Что тут скажешь: повезло девчонкам. Шьют, вяжут, плетут, рисуют, интересуются историей театрального костюма…
Яков Абрамович ЗЛАТИН, заслуженный учитель школы РФ, учитель технического труда. Пришел сюда молодым парнем – и тоже в 59- м. Все его тогдашнее богатство составляли… 5 молотков. И помощи ждать не приходилось: в шефах ходили Консерватория, Московский телеграф. Сейчас ребята работают по дереву и металлу в комбинированных столярно-слесарных мастерских. Все создано своими руками. Как тут уйдешь! “Еду на работу с ощущением большого удовольствия. Как в родной дом”.
Старожилы вспоминают крохотный буфет, которым заведовала тетя Шура. Наверно, никто толком не скажет, как сегодня распределяются обязанности работников столовой. Но представить себе столовую без тети Шуры не могут ни учителя, ни гимназисты. Александра Ивановна ТАТАРУШКИНА почти сорок лет отвечает за все, что происходит во вверенном ей пространстве пищеблока. Она не просто вкусно кормит – знает вкусы каждого. Кстати, школьная столовая – и это заслуга Веры Александровны Степановой и Попечительского совета гимназии – бесплатно кормит всех учителей, учеников, сотрудников.
Наверно, в атмосфере этой школы и впрямь есть что-то необычное, если к ней так прирастают. Мне рассказывали о выпускниках 41-го года. Среди них есть и учительница английского, которая всю жизнь проработала здесь. И медсестра, которая, пройдя фронт, вернулась в свою школу и тоже трудилась до пенсии.
Все остается
Как удержались месяц назад, когда в Москве заговорили о предполагаемом “отсечении” от гимназий начальной школы. “В тот момент мы даже немножко пожалели, что стали гимназией: вся многолетняя работа пойдет насмарку. Поэтому решили всеми правдами и неправдами отстоять начальную школу. Я готова была буквально отсечь часть школы, заложив ее кирпичной стеной. Конечно, идея сама по себе хорошая. И в гостях у баварских коллег всегда присматриваюсь к плюсам и минусам их модели. Каждая начальная школа там, например, располагает не просто двором, огромной территорией, дающей возможность проводить все перемены на воздухе. Я прекрасно понимаю, как нужна такая разрядка маленьким детям. А вы видели наш дворик? Нас просто зажали каменные глыбы! Но дело даже не в этом. Мы дорожим всем, что здесь наработано. У нас очень сильное начальное звено. Английский язык начинается со 2-го класса. Школьная кафедра иностранных языков, которой руководит сегодня Людмила Михайловна Милованова, один из лучших педагогов и методистов Москвы, старается направить в начальную школу “сильных” учителей”. “И тут вы настояли на своем, Вера Александровна?” – “Вы же видели: идет набор в 1-е классы”.
– Свекла, морковь и капуста – это…
– Это борщ!
* * *
– Сьедобный круг!
* * *
– Для красоты.
Еще и не такое можно услышать в эти дни в школе. Директору совсем не обязательно присутствовать на прослушивании. Попробуйте сказать ей об этом! Она должна видеть лица будущих гимназистов.
Гимназия, имеющая право производить набор учащихся по Москве, за последние три года ни разу правом этим не воспользовалась, продолжая жить совсем не по гимназическим канонам. Учителям жалко расставаться со своими учениками. Выпускают практически всех, кого приняли в 1-м. А в 1-е классы, где, кстати, нет уровневого деления, традиционно принимают практически всех детей микрорайона.
Хотя, что лукавить, микрорайон-то особый. В этой школе всегда училась будущая художественная, артистическая интеллигенция. Люди, прославившие Москву и Россию, известные своим служением в самых разных сферах деятельности. Среди выпускников – поэтесса Ю.Друнина и главный режиссер Театра имени Маяковского А.Гончаров, дирижер Государственного симфонического оркестра А.Ведерников, известный общественный деятель, золотая медалистка школы Н.Солженицына (Светлова). Особенно много артистов театра и кино: Юлия Рутберг и Федор Бондарчук, Степан Михалков и Наталья Селезнева, Антон Табаков и Миша Ефремов и многие, многие…
– Вчера с режиссером Петром Штейном решали вопрос о ведущем на нашем празднике. Перебрали пять или шесть человек. Причем это все “теплые” родители.
– Вера Александровна, у вас есть такой термин?
– Конечно. Так называем родителей, которые принимают активное участие в жизни школы и разделяют с нами все тяготы. Но для нас тут важнее другое значение.
По-разному можно относиться к собственным детям. Когда мы видим нежность и заботу, которыми окружен ребенок в семье, – это всегда трогает.
По секрету от Веры Александровны назову некоторых “теплых”, которых все знают в лицо. Это Юрий Башмет и Сергей Шакуров, Виталий Соломин и, конечно, Георгий Тараторкин. Его Филипп уже блистательно закончил вуз – экстерном и, можно быть абсолютно уверенным, в ближайшее время скажет свое слово в российской исторической науке. А маленькую Анечку Георгий Георгиевич сам, не доверяя ее брату, каждое утро приводил в школу. И дальше было расставание, как будто предстоял отьезд на долгие времена…
Уже можно говорить о целых династиях, для которых стены 1520-й стали родными.
Какие печальные лица…
…Что же было потом? Семью постигла участь, вполне типичная для этого круга. Анна Михайловна Капцова, продолжавшая до ноября 17-го содержать эти и другие московские училища, умерла в 30-е годы, потеряв все, что было дорого ей на этой земле. Старший сын, окончивший Гейдельбергский университет, прошел по делу Промпартии и был расстрелян. Младший – погиб на Колыме. И лишь чудом уцелел Николай. Тот самый.
– А разыскивали мы долго. От учеников узнали о Музее купеческого быта – тогда он назывался Музеем московских меценатов. Явились туда: “Нас интересует Капцов”. Хранитель не удивился: “Меня – тоже. Очень интересная личность. То, что он сделал для Москвы, уникально. Но… – и он развел руками. – Хотя, постойте, где-то я слышал, жили потомки”.
Чтобы уцелеть, Николаю пришлось оставить семейное дело и уйти в “чистую” науку. Он стал известным физиком, всю жизнь проработал в университете, долгие годы – с Лебедевым.
– Теперь будете искать потомков?
– А мы с ними знакомы.
– То есть вы хотите сказать, что они живут в России и, может быть, даже в Москве?
– Более того, потомки Николая Капцова учатся у нас в гимназии.
…Несколько листочков из старой тетради с “ятями” и утраченными понятиями о чести, о служении, о пользе ближнего… Кажется, они достаточно полно рассказывают об авторе, о школе, о России. Или наоборот: хранят тайну – об авторе, о той школе, о той России?
“Нет, не только “темное царство”, как с легкого слова критика повелось у нас называть русского купца XIX века – излюбленного героя комедии А.Н.Островского в России – в Москве особенно, – жило и делало государственное и вообще великое жизненное дело воистину именитое купечество – “светлое царство” русское. Не о промышленности и торговле речь: российское купечество оставило добрую память по себе и в духовном строительстве России… Почтим, помянем”. Это – Иван Шмелев. И в его перечне знаменитых российских меценатов не было, к сожалению, одной фамилии, достойной занять это место. Ошибка исправлена. Московское правительство удовлетворило ходатайство 1520-й о возвращении гимназии имени семьи Капцовых.
…И пролетела юбилейная неделя с открытием новой, “исторической”, экспозиции в школьном музее и – именных аудиторий, посвященных памяти выдающихся учителей, работавших здесь, с открытыми уроками и научно-практическими конференциями…
А самый главный праздник гимназисты всех возрастов запомнят на всю жизнь. Ввиду многочисленности приглашенных ближайшие соседи – МХАТ им.Горького – предоставили школе свое помещение.
* * *
Леня ФЕДОРОВ. Я не задумывался, что будет, когда я уйду отсюда: уж больно не хочется уходить! Все в моей жизни прямо или косвенно связано со школой. Спорт. Я начал заниматься только благодаря нашему учителю физкультуры Вадиму Владимировичу Вишкареву. Дружба… Любовь.
Маша ЯРМАРКОВА. А я бы хотела когда-нибудь вернуться и показать учителям, чего я достигла в жизни. Мне кажется, им будет приятно.
Выпускники-96. Такие большие. Такие маленькие.
Елена КОМАРОВА,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Лингвистический цикл
С 1995 года в 10-х и 11-х классах – лингвистический цикл.
Английский язык изучают со 2- го класса. Обучение ведется по авторским программам, составленным на основе оригинальных учебных пособий, изданных в англоязычных странах и творчески переработанных на кафедре английского языка.
В 8-9-х изучают историю Англии и США с элементами страноведения. В 10-м и 11-м классах к основному курсу добавляется деловой английский, а также возможность углубленного изучения предмета в цикле “Лингвистика”.
Начиная с 7-го в гимназии предлагается для изучения второй иностранный язык – французский или немецкий – по выбору.
Гуманитарное образование в гимназии
Дисциплины гуманитарного цикла охватывают все возрастные группы учеников средней школы:
– в 6-х вводится историческое москвоведение;
– углубленный курс литературы преподается в 9-м классе;
– апробирована программа изучения древнерусской литературы в 8-м;
– всесторонне разработан и уже фрагментарно используется интегративный курс русской культуры ХII-ХХ веков (литература, живопись, архитектура, история).
Перспективы развития гимназии
Среди первоочередных задач:
– совершенствование системы выборных предметов и формирование стабильных циклов выборных курсов;
– разработка альтернативных гуманитарному циклов и совершенствование уровня естественно-математических дисциплин;
– пересмотр роли предмета ОИ и ВТ в гимназии, создание прогрессивных программ для соответствующих учебных дисциплин.
Комментарии