Закатится солнце за гору и пойдут плясать по траве да деревьям ночные тени. Кончится еще один день и смешается с теми, что уже прожиты. И я вновь поймаю себя на мысли, что время стало еще прозрачнее и незаметнее и все быстрее убегает вперед.
Мы с горечью говорим: “Время проходит!”. Но по сути дела его просто не существует, и движемся только мы сами. “Время за нами, время перед нами, при нас его нет” – говорили древние. “Прошлого нет, будущее не наступило. Настоящее есть бесконечно малая точка соприкосновения несуществующего прошедшего с несуществующим будущим. И в ней-то, в этой безвременной точке, и совершается истинная жизнь человека” – так писал о времени Лев Толстой.
Когда время, отпущенное человеку, проходит, остается сказанное и сделанное. Полистайте сегодняшний номер, в конце каждой странички вы найдете мудрые мысли о смысле жизни, об истине и знании, труде и совести, о силе слова и веры, о доброте и самосовершенствовании. Сказаны они были в разное время разными людьми. А собрал их в одну книгу Лев Толстой, сам читавший на нескольких языках и чувствовавший себя в ответе перед людьми, знающими только русский. В “Круге чтения” (Избранные, собранные и расположенные на каждый день мысли многих писателей об истине жизни и поведении) Толстой старался отразить мировую мудрость, созвучную его собственным духовным поискам. Здесь и мысли персидского писателя Саади, и знаменитые индийские поэтические афоризмы из “Дхаммапады”, и высказывания Конфуция, и тексты многих других авторов.
Газета не книга, и потому даже специальный номер, полностью посвященный методике, не смог вместить материалы по всем базовым и нетрационным предметам. И все же надеюсь, что в сегодняшнем выпуске “Методической кухни” вы, уважаемый читатель, найдете что-то полезное, нужное и интересное.
Ольга КУТАСОВА
“И корни мои умывает холодное море”
Множество разнообразных учебников и хрестоматий по литературе появилось за последнее время. На любой вкус – для гуманитарных и общеобразовательных школ, для классов с углубленным изучением литературы. Значительно вырос и список авторов, с произведениями которых должны познакомиться школьники. Теперь помимо своей родной классики ребята изучают и классику зарубежную разных эпох и народов. Учебный материал обширен, а читают ребята, что греха таить, не так уж и много. Поэтому сегодня от учителя, от того, насколько интересен будет его урок и увлекательны задания, зависит, смогут ли ученики полюбить литературу или остановятся на кино и видео.
В помощь учителям, ребятам и родителям в издательстве “Просвещение” вышла серия книг для самостоятельной работы по литературе под названием “Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе”.
Уже вышли три книги этой серии: для 6-го класса автора В.П.Полухиной, для 7-го – автора В.Я.Коровиной и для 8-го – авторов-составителей Г.И.Беленького, О.М.Хреновой. Это книги-практикумы. В них собран замечательный дидактический материал, с помощью которого можно анализировать произведения на уроке и дома, проводить внеклассные занятия. Каждая книга включает задания и вопросы, связанные с судьбой авторов и героев их произведений, высказывания современников. Книги-практикумы содержат литературные тексты изучаемых авторов. Чтобы лучше представить язык писателя или поэта, его мысли и чувства, ученик может сопоставить авторский текст с тем, что написано о нем в учебнике. Проверить знания ребят учителю помогут разнообразные кроссворды, викторины. Они сделают урок интересным и нескучным. В книгах приведены и иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Ведь сколько людей – столько и представлений образа героя, а все вместе дает возможность сопоставить, поспорить, порассуждать, высказать свою точку зрения.
Книги-практикумы – не учебники и не обычные хрестоматии. В них собраны рассказы, стихотворения, статьи, отрывки из черновиков писателей, мемуарные материалы и многие другие интересные дополнения.
Раздел четвертый Из литературы xix века М.[[smpbold]].ЛЕРМОНТОВ
Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово! Какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность!
В.Белинский
Впервые в седьмом классе вы познакомились с крупным произведением М.[[smpbold]].Лермонтова. Видимо, оно напомнило и народные сказки, и былины. Распевный строй “Песни про купца Калашникова…”, характеры героев, их взаимоотношения также близки русскому устному народному творчеству. Вместе с тем это поэма об историческом прошлом Руси, поэма, показывающая нам картины быта xvi в.
Подумаем над вопросами:
Что нового узнали о Лермонтове из рассказа Ираклия Андроникова? Какими талантами одарила поэта природа?
Какие характеры показал Лермонтов в “Песне…”, как о них говорит В.Белинский?
Какие особенности сближают поэму Лермонтова с произведениями устного народного творчества? Приведите примеры.
Что указывает в “Песне…” на то, что в ней рассказывается об историческом прошлом Руси? Какие картины быта xvi в. понравились и запомнились? Расскажите, как себе их представляете.
Вспомните определение поэмы. Приведите примеры поэм, которые вам знакомы. Какие приметы жанра можно найти в лермонтовской “Песне про купца Калашникова…”?
Прочитайте отрывки из книг, посвященных М.[[smpbold]].Лермонтову. Подумайте, какой из них подошел бы для начала рассказа о поэте:
“Недолгая, но яркая жизнь Лермонтова до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Как много успел совершить он, и сколько замыслов осталось не исполнено из-за преждевременной гибели поэта. К чувству восхищения его талантом примешиваются сожаление и горечь утраты…”
(С.В.Чекалин)
“Пушкин умер. Пушкин убит… Как гром, пронеслась эта страшная весть и вызвала бурю в человеческих сердцах. Скорбь и негодование сменяли друг друга.
В эти дни явилась к Лермонтову муза, полная гнева. И лавина строк сорвалась из-под пера поэта. Мысли, которые носились в воздухе, чувства, которыми были полны сердца, преображенные чудом поэтической магии, хлынули на бумагу…”
(Т.Иванова)
“Уже которую ночь сижу за письменным столом и при ярком свете настольной лампы перелистываю томик юношеских стихотворений Лермонтова. Внимательно прочитываю каждое, сравниваю отдельные строчки…”
(Ираклий Андроников)
Какое начало для своего рассказа о Лермонтове выбрали? Или, может быть, придумали сами? Тогда расскажите о нем. Продумайте план рассказа о поэте. Какие отрывки из стихотворений включите в свой рассказ или эссе, очерк или доклад?
Вспомните рассказ В.Белинского о Калашникове и Кирибеевиче. Подготовьте сравнительную характеристику Калашникова и Кирибеевича.
Семиклассники предложили такой план для устного рассказа:
Из какой семьи?
Внешний облик.
В чем печаль?
Как держатся герои перед кулачным боем?
Как характеризует их последний разговор?
Отношение автора и народа к героям.
Кто мне нравится? Чем?
Как вы относитесь к такому варианту плана сравнительной характеристики (Калашников – Кирибеевич)?
Попробуйте сами составить план и рассказ об этих двух героях.
Чем интересна фигура царя Ивана Васильевича? Вспоминается ли вам рассказ Пимена из “Бориса Годунова”?
Составьте небольшой словарик, обьяснив слова: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, фата, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать.
Понравилась ли вам статья Д.С.Мережковского о восприятии Лермонтова и его поэзии? Чем?
Прочитайте описание утра перед кулачным боем. Расскажите, какой вам представляется эта картина.
Подготовьте небольшое рассуждение на тему: “Авторское отношение к героям”, “Отношение народа к героям поэмы” (на выбор).
Подготовьте устный и письменный рассказ об одном из героев лермонтовской “Песни про купца Калашникова…” или отрецензируйте (дайте отзыв) рассказ товарища (письменный).
Подготовьтесь к конкурсу на лучшее инсценированное чтение “Песни…”.
Прочитайте самостоятельно стихотворения: “Когда волнуется желтеющая нива…” и “Беглец” Лермонтова, проанализируйте.
О чем эти произведения? Какие настроения автора выражаются в этих произведениях? Как можно обьяснить название? Как вы относитесь к поступкам героев поэмы “Беглец”? Какие художественные особенности используются автором при создании картин:
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей,чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани…
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь, преследуем, гоним?..
Кто из лермонтовских героев был “из роду” Скуратовых?
Какими словами начинается и завершается “Песня про купца Калашникова…”?
В каком произведении и кому поднес чарку меду пенного боярин Матвей Ромодановский?
Каких иллюстраторов произведений Лермонтова знаете? Расскажите о художниках В.Васнецове, Б.Кустодиеве, И.Билибине (на выбор).
Каких авторов памятников Пушкину и Лермонтову знаете?
Какие музеи Пушкина и Лермонтова вам известны?
Попытайтесь на память составить таблицы “Писатели-современники” с обозначением дат (год рождения и год смерти):
М.Ломоносов –
Г.Державин –
А.Пушкин –
М.Лермонтов –
Вспомните строчки из стихотворных произведений этих поэтов, в которых есть тропы (эпитеты, сравнения, гиперболы – на выбор), например:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет.
Он весь как Божия гроза.
Определите, из каких произведений эти строки. Чем интересны сравнения у каждого из поэтов?
Какие произведения Лермонтова так начинаются?
“Тучки небесные, вечные странники!..”
“Ночевала тучка золотая…”
“Дубовый листок оторвался от ветки родимой…”
“Ох ты гой еси…”
“В минуту жизни трудную…”
“Когда волнуется желтеющая нива…”
Какие произведения Лермонтова так завершаются?
“Тогда смиряется души
моей тревога,
Тогда расходятся морщины
на челе, –
И счастье я могу постигнуть
на земле,
И в небесах я вижу Бога…”
“С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…”
“Тароватому боярину слава!
И красавице-боярыне слава!
И всему народу христианскому
слава!”
“По небу я ветви раскинула здесь
на просторе,
И корни мои умывает холодное
море”.
Чем заинтересовало вас каждое из этих стихотворений? Какое из них понравилось больше других? Почему?
Учить или… развивать?
“Шаталовцы разбежались кто куда. Одни торгуют, но не своим опытом. Другие едут доживать свой век подальше от благодарного Отечества. Третьи, потеряв остатки здравого смысла, вложили все, что накопили за 17 лет учительского труда, в этот журнал”.
На Украине вышел 1-й номер научно-методического журнала “Педагогические технологии и психическая культура”. Можно познакомиться (на русском языке) со многими любопытными материалами. Тут и “По-шатнувшиеся” (методика и ее авторы: математика, химия, география), и вечные проблемы дидактики и воспитания – “Учить или… развивать?”, и философия просвещения в статье главного редактора Н.П.Мирошниченко.
Журнал будет выходить 6 раз в год. Желаем коллегам успеха и надеемся на сотрудничество.
Комментарии