Вот уже пять лет даю себе зарок – из школы ухожу. Только подрастут немного мои пятиклашки, выпущу очередной одиннадцатый, и все, хватит. Куда-нибудь в гувернантки, в разносчики газет или в рекламные агенты. Какая, собственно, разница, лишь бы деньги платили.
кола моя в пяти минутах от дома. Она видна из окон – старая, дореволюционная, в три этажа. Сейчас по этажам несется джинсовая лавина коротко стриженных мальчишек и девчонок. А когда-то была женская гимназия. Ходили по гулким коридорам степенные барышни в коричневых платьях с белыми бантами-бабочками в тугих косах. В начале сентября подруга позвонила: “Бросай свой монастырь, вам летнюю зарплату и к Рождеству не отдадут. У нас место референта освободилось, ты же хотела. Хватит, пять лет жизни подарила из альтруистических побуждений”.
о неожиданно для себя на следующее утро просыпаюсь в хорошем настроении. Сегодня 5-й “Б” по расписанию. На первой парте – Светочка с огромными темно-карими глазами. На каждый урок приносит мне по стихотворению, своему собственному. О летних каникулах, о желтых листьях, о школьных переменах, о моих глазах. Они, мои глаза, оказывается, зеленые, как вода морская. А я думаю – какие глаза! На перемене губы некогда подкрасить. Обступят со всех сторон. На уроке посмотришь в окно и тридцать пар сразу же за мной. А дома дневники бесконечные, как осенние дожди. И тетрадки с ошибками, кляксами, помарками, чертиками и куклами Барби на последней странице.
ахожу в 5-й “Б”. “Ура! – кричат мои ребятишки. – Сейчас сказки будем читать, любимые”. …А подруге я отказала. Никуда я из школы не денусь, пускай себе другого референта ищет. У меня завтра в 11-м Бунин – “Антоновские яблоки”, совсем недавно серебряный век закончили, а впереди еще столько судеб, впереди целое столетие, с которым так скоро придется прощаться.
Светлана РУДЕНКО
Луганск
Вкратце
Дар северянам
Вышла в свет еще одна небольшая книжка – “Национальная школа Надымского Севера”. Возможно, в масштабах страны этот факт малопримечателен: мало ли нынче выходит разной литературы.
Но выход этого издания свидетельствует о новой политике газодобывающих предприятий в районах, где раньше жили кочевые народы Севера – ханты, манси, ненцы. Интересен в этом отношении опыт “Надымгазпрома” – пионера в освоении месторождений природного газа на Крайнем Севере Тюменской области. На этом предприятии создан отдел по проблемам коренного населения, одна из главных задач которого – установление взаимовыгодных партнерских отношений с коренным населением. Сейчас газовики изучают его культуру, ремесла, быт, традиции, выделяют на их развитие немалые средства.
В частности, “Надымгазпром” взял на себя заботу о детях коренных народов Надымского Севера. В школах-интернатах этого региона газовики обеспечивают ребят всем необходимым. Так, одной только Ныдинской школе-интернату “Надымгазпром” выделил 92 миллиона рублей, 136 оздоровительных путевок, 7,5 тысячи новогодних подарков, приобрел автомобиль.
Выход книги “Национальная школа Надымского Севера”, спонсором которой является “Надымгазпром”, – еще одно свидетельство заботы о будущем коренных народов. В ней рассказывается об истории развития образования детей на Крайнем Севере, о проблемах сегодняшнего дня, о перспективах развития системы обучения и воспитания юных северян.
В приложении к этому изданию учитель-практик может познакомиться с творчеством народных педагогов Н.Д.Павловой из Ныды и Д.Н.Степанова из Кутопьюгана, которые помогают своим ученикам получить знания по традиционным ремеслам коренных народов Севера.
“Национальная школа Надымского Севера” – это уже третья книга, которую мэрия Надыма и научно-внедренческое предприятие “Горизонт” выпустили для педагогов и родителей за год. Несколько раньше увидели свет учебник надымской учительницы Ларисы Григорьевны Степьюк “Грамматический справочник по английскому языку” и альбом по истории физической культуры ненецкого народа Ивана Ядне “Хохорэй мин”.
Людмила ДОРОХОВА
ТЕМА:
Учитель в меняющемся мире
Древние киргизы верили, что Земля покоится на рогах огромного быка. Когда он устает ее нести, то начинает перебрасывать с одного рога на другой – и от этого она трясется. В сибирских сказаниях быка заменяет лось, в Японии – рыба, в Индии – слон, а у некоторых народов – дракон…
С тех далеких времен мир очень изменился. Поверья древних кажутся сейчас волшебными сказками. И то, что так образно описывали наши предки, современные люди легко обьясняют действием землетрясений. Теперь с помощью книг и компьютеров можно заглянуть в любое тысячелетие. История развития Земли и человечества доступны каждому. Прошлое изучают, переосмысливают, но изменить его не может никто. Именно поэтому людей так заботит будущее, до конца не определенное и не предсказуемое, бесконечно зависимое от всех перемен, которые совершаются в настоящем.
“Будущее еще не вписано в скрижали, и нынешнее поколение ответственно за то, что останется тем, кто будет жить на Земле завтра” – такова главная мысль, заложенная в основу Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы. Значительная часть стратегии посвящена учительству, его статусу, проблемам и положению в сегодняшнем непрерывно меняющемся мире. Образование считается решающим фактором, способным благоприятно повлиять на развитие происходящих перемен, обеспечить мир и терпимость, социальную гармонию и экономическое развитие. Но “для хорошего образования нужны хорошие учителя”, – говорится в докладе Международной комиссии по образованию для ХХI века. Именно учителя образуют самую большую группу подготовленных специалистов в мире. По данным ЮНЕСКО, 50 миллионов учителей работают сейчас в начальных и средних школах, и число это впредь будет увеличиваться. Воспитывая детей, учительство влияет на будущее, формирует его. Поэтому рассмотрение “будущего” стало центральным вопросом на сорок пятой сессии Международной конференции по образованию. Проходила она в Женеве с 30 по 5 октября и называлась “Укрепление роли учителей в меняющемся мире: проблемы, перспективы, приоритеты”.
Четыре основные темы рассматривались на конференции:
– новый профессиональный профиль педагогов и улучшение социального статуса;
– подготовка учителей (и другого педагогического персонала), предшествующая их профессиональной деятельности;
– новые информационные технологии: роль и функции учителей;
– участие педагогов в управлении изменениями в области образования, отношения с другими социальными партнерами.
Несмотря на то, что условия работы – важный фактор анализа роли учителей в обществе, эта проблема на конференции не затрагивалась. Подобные вопросы рассматриваются в МОТ (Международная организация труда), а также в обьединенном Комитете экспертов – МОК-ЮНЕСКО, которые содействуют выполнению Рекомендации о положении учителей, принятой 30 лет назад. Таким образом, основное внимание на конференции уделялось роли учителя в учебном процессе и социальных изменениях. Пришло время серьезно задуматься над вопросами: каким будет учитель ХХI века? С какими проблемами он столкнется? Как будет строиться образовательный процесс в будущем? И как происходящие сегодня перемены могут на это повлиять?
Публикуя сегодня основные тезисы состоявшейся на конференции дискуссии, мы продолжаем обсуждение поднятых там проблем на страницах нашей газеты и ждем откликов неравнодушных к данным проблемам читателей.
Ольга КУТАСОВА
Учителя и социальные изменения
Всемирное сообщество, которое стоит на пороге ХХI века, обьединяет абсолютная по своей значимости приоритетная задача: наличие системы образования, основанной на накопленном богатстве навыков, знаний, ценностных представлений и опыта, которые аккумулировались сотнями лет. Такое образование должно одновременно давать возможность людям принимать активное участие в жизни быстроэволюционизирующего информационно-технологического общества. Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависят от работы учителей, поэтому для всех стран мира одинаково важны проблемы подготовки учителей и их роли в обществе.
Несмотря на колоссальные различия между странами мира, существуют тенденции, обьединяющие всех. Люди осознают, что:
необходимо управлять неизбежными проявлениями напряженности в обществе и обеспечивать эволюцию образовательных систем;
нужно уметь приспосабливаться к меняющимся циклам жизни, когда учеба, работа и досуг уже не отделены друг от друга непреодолимыми перегородками, а перемежаются; а образование в течение всей жизни становится приемлемой для всех нормой;
с проблем, стоящих перед национальными сообществами, акцент переносится на проблемы всемирного сообщества – “глобальной деревни”, в которой многие явления взаимозависимы;
для поиска эффективных путей обеспечения индивидуальных свобод, интеллектуального и творческого развития каждого без исключения, для того, чтобы люди могли жить в гармонии и мире, необходимо, чтобы фундамент образования опирался на четыре столпа: учиться быть, учиться знать, учиться делать и учиться жить вместе;
важно, чтобы благами от развития могли воспользоваться все общественные группы и слои;
интеллектуальное развитие должно дополнять моральное и ценностное воспитание. Это особенно важно в то время, когда целые народы захлестнула волна насилия,когда они ищут пути разрешения своих конфликтов и когда отдельные люди в условиях обилия информации и наличия различных вариантов должны принимать ответственные решения.
Люди разных стран смогут справиться со многими проблемами и задачами будущего, осуществив реформу образования и изменив роль учителя. При этом наиболее важным будет следующее: децентрализация процессов принятия решений, предоставление учебным заведениям большей автономии; педагогическая реформа, касающаяся содержания учебных программ; изменение учебных методологий и переход от тех, где в центре стоит учитель, к таким, которые содействуют более широкой учебной автономии и независимости учеников.
Всем этим изменениям будут препятствовать: сопротивление некоторых учителей, отсутствие финансовых ресурсов, трудности, связанные с приспособлением к быстропроисходящим техническим и социальным переменам на фоне более медленно протекающего процесса образовательных и психологических перемен.
Рост населения
Ожидается, что в конце нынешнего века население мира приблизится к 6-миллиардной отметке. Это приведет к увеличению числа детей школьного возраста, которым потребуется как формальное, так и неформальное образование.
Так как содержание того, что люди знают, может быстро устаревать и должно пересматриваться или вообще “переворачиваться”, важно, чтобы образование развивало мышление. В учебных методологиях главное внимание должно уделяться развитию любознательности и диалога. Основа различных методологий будет заключаться в том, как научить людей учиться. С точки зрения своей продолжительности, образование будет ориентироваться на образование в течение всей жизни человека независимо от его возраста.
Общие проблемы
Убыстряющийся процесс перемен, который в настоящее время происходит в обществе, вызывает интенсивные дебаты в отношении знаний, навыков и ценностей, которые должны распространяться образованием. Несмотря на очень большое разнообразие конкретных ситуаций, существуют по крайней мере два общих аспекта, которым необходимо уделить особое внимание:
– умению читать, писать и считать, что является основополагающей предпосылкой для получения доступа к информации и знаниям;
– а также ценностям и мировоззренческим установкам, особенно тем, которые связаны с терпимостью, солидарностью, правами человека, миром и демократией.
Все страны пытаются найти ответ на вопрос: насколько широка должна быть автономия, предоставляемая школам и учителям с точки зрения их участия в принятии решений, касающихся содержания и методов преподавания, организации учебных программ? Каковы должны быть методы, используемые при профессиональной оценке результатов работы учителя? Каким быть учителю ХХI века?
Одна из наиболее распространенных стратегий, направленных на укрепление роли учителей, заключается в определении и предоставлении им моральных и материальных стимулов и поощрений, различных в зависимости от конкретных регионов.
Отношение между учителями и другими партнерами в рамках системы образования является важнейшей проблемой в контексте происходящих сейчас изменений в области образования. Необходимо установить новые виды отношений между учителями и семьями, общиной, средствами информации, предприятиями, правительствами и неправительственными организациями.
Помимо более общих проблем, необходимо обратить внимание и на более конкретные, свойственные ряду регионов мира: учитель должен быть подготовлен к работе в зонах конфликтов; среди населения, проживающего в условиях исключительной нищеты; к работе с учениками с особыми потребностями, выходцами из меньшинств и детьми беженцев.
Иной профиль
В странах, переживающих переходный период, в нынешнем десятилетии произошли очень глубокие демократические преобразования. У учителей появились новые обязанности, к которым они зачастую не были готовы. Пересмотр национальных учебных планов, разработка новых национальных образовательных стандартов и оценка качества образования подразумевают широкомасштабное участие учителя, особенно если эти реформы сопровождаются децентрализацией системы управления образованием. Эти первоочередные задачи требуют преподавания на высоком качественном уровне, т.е. профессионализма преподавателей. Педагогам нужны новые стимулы, они должны получить специализированную подготовку, только тогда они справятся с новыми требованиями, масштабы которых продолжают расширяться. От учителей ожидают, что они будут принимать активное участие во всех жизненных переменах, что они будут критически осмысливать и оценивать происходящие процессы, генерировать новые идеи и принимать активное участие в делах, связанных с управлением образованием.
Количественное расширение людей, занятых преподавательским трудом, иногда приводит к потере качества и к появлению значительных различий в качестве работы преподавателей. Например, во многих странах, для того чтобы работать учителем в начальной школе, требуется лишь несколько лет базового образования, в то время как в других странах для этих же целей необходимо наличие свидетельства о получении высшего образования.
Количественное увеличение числа людей, являющихся профессиональными преподавателями, во многих случаях приводит к серьезному подрыву престижа профессии учителя, его социального статуса и материальных условий жизни. Все эти факторы проливают свет на явление, которое может быть обнаружено во всех регионах мира: профессия учителя уже не привлекает к себе самую талантливую молодежь и во многих случаях представляет собой промежуточный вид деятельности для человека, который занимается поиском другой, более престижной профессии и места работы.
Статус и условия работы
Практически все, кто связан с преподавательской деятельностью во всех странах мира, согласны с тем, что следует повысить статус учителя, ибо после принятия в 1966 г. Рекомендации МОТ-ЮНЕСКО этот статус, по мнению многих, понизился. Учителя испытывают разочарование из-за того, что условия их работы не улучшаются, а спрос с них со всех сторон все растет. В результате этого они оказываются в состоянии все большего стресса.
Не все разделяют мнение, что ответственность за этот упадок статуса учителей несут власти. Одни считают, что учителя сами виноваты в том, что их статус понижается. Другие видят проблему в том, что учителя обьединены в энергично действующие профсоюзы, которые в первую очередь ищут выгод только для себя.
На всех континентах прослеживается четкая связь между статусом учителей и условиями их работы, заработной платой и условиями жизни. Но независимо от того, высока или низка заработная плата, хороши или плохи условия жизни, по-прежнему утверждается, что они или не соответствуют статусу учителей, или именно воздействием этих факторов в основном и обьясняется снижение этого статуса. Высказывается мнение, что более высокое вознаграждение являлось бы свидетельством повышения статуса учителей и роли образования в обществе. Необходимо также принять программы социального и пенсионного обеспечения, с помощью которых можно было бы создать хорошие условия жизни, более четко определить часы работы и ввести четкие различия между обязательными часами работы в школе и внешкольной нагрузкой.
Образование и подготовка учителей
“Для хорошего образования нужны хорошие учителя” – эта фраза означает, что в педагогические вузы должны подбираться самые способные люди, которые, получив образование, могли бы стать высококвалифицированными педагогами. Кроме того, им должна быть предоставлена возможность повышать свою квалификацию, знания и навыки на всем протяжении их профессиональной карьеры. Поэтому очень важно, чтобы в сфере образования учителей произошла коренная переориентация, позволяющая им получить необходимые знания и навыки, а также справиться с новыми требованиями.
Движение в сторону демократизации образования вызвало необходимость в значительном расширении количества образованных людей во всех странах мира.
Теперь по сравнению с прошлым нужно охватить более многочисленные и неоднородные контингенты учащихся. Школа перестала быть привилегированным местом для избранных, она перестала быть лишь местом обучения. Учителя должны иметь возможность удовлетворять образовательные потребности самого широкого круга людей, имеющих разный интеллектуальный, культурный и социальный уровень, проживающих в городах или в отдаленных местностях.
От учителя ждут, что он будет в состоянии:
– развивать навыки и умения в различных областях знаний;
– формировать мировоззрение, способствующее творческому, социальному, моральному и эмоциональному становлению личности;
– содействовать передаче культуры и знаний, помогать учащимся осознать проблемы всемирного сообщества;
– воспитывать творческий и критический подходы;
– содействовать развитию способности адаптироваться к динамично и постоянно развивающемуся обществу;
– помогать каждому ребенку ориентироваться на самостоятельную работу по обновлению своих знаний, чтобы стать полностью функциональным членом общества;
– сделать так, чтобы учащиеся и община видели в учителе-профессионале достойный восхищения пример;
– добиваться физического здоровья ребят;
– нести ответственность перед обществом и родителями.
По мнению экспертов, принимавших участие в региональных совещаниях для решения этих задач, учителям необходимо:
– обеспечить свое постоянное личное развитие, включая совершенствование знаний и преподавательских навыков;
– сознавать, какие ценности и мировоззренческие установки ведут к созданию здорового человеческого общества;
– принимать активное участие в делах местной общины и всего общества;
– обеспечивать эффективное управление учебной средой и ресурсами;
– уметь увязывать учебные программы школы с потребностями общества;
– уметь давать советы отдельным детям и управлять группами детей;
– уметь выбирать и использовать различные педагогические методы;
– уметь работать с родителями и с другими членами общины;
– уметь разбираться в разнообразных научно-исследовательских методологиях.
Страны во всех регионах мира выявили ряд основных проблем, связанных с образованием учителей, которые требуют незамедлительного решения:
Наем на работу. Во многих странах сейчас активно обсуждается вопрос: какой предшествующий опыт или квалификация необходимы для того, чтобы можно было претендовать на получение педагогического образования? В некоторых странах квалификация учителя главным образом определяется в зависимости от академической успеваемости, в то время как в других странах полагают, что личные качества тех, кто хочет стать учителем, имеют большее значение, и поэтому компонент, связанный с собеседованием, является важной частью процесса отбора будущих учителей.
Первоначальная подготовка. Во всех регионах эксперты согласны с тем, что учителя должны получать первоначальную педагогическую подготовку. По данным исследований, самая большая доля учителей, не имеющих свидетельств о педагогической подготовке необходимого уровня, наблюдается, как правило, на уровне доначального и начального образования. Учитывая желание большинства стран охватить всеобщим базовым образованием все неграмотное население (а также отсев учащихся и второгодничество, с которыми сталкиваются в некоторых странах), отсутствие такой подготовки учителей является серьезной проблемой.
Недостатки педагогической подготовки. Во многих странах можно отметить неадекватность подготовки учителей для обучения специальных групп населения, в частности, коренного населения или населения, принадлежащего к иным лингвистическим группам. Отсутствуют связи между учебной программой и повседневной жизнью. В учебных программах подготовки учителей недостаточно времени уделяется самостоятельному научному поиску или же педагогическая подготовка сводится к чтению лекций теоретического характера. Во многих курсах по подготовке учителей не предусмотрено изучение позитивной модели “наилучшего практического решения” задач, возникающих в сфере преподавания. Например, даже в странах, где будущим преподавателям и учителям помогают осваивать более прогрессивные, ориентированные на детей методы, сами учителя получают подготовку, как правило, в форме лекций, при этом экзамены являются основной формой оценки успеваемости, а те, кто читает им лекции, как раз и ориентируются на подход, в центре которого стоит учитель.
Во многих странах проводятся эксперименты с различными формами дослужебной подготовки будущих учителей, причем основная проблема заключается в том, как наилучшим образом увязать теорию и практику. Господствующий метод обучения, используемый во всем мире, при первоначальной подготовке будущих учителей является дидактическим, т.е. обучение происходит в рамках большой группы, причем упор делается на передачу будущим учителям максимально большего обьема информации. Зачастую это именуется подходом, “базирующимся на опыте”. Предполагается, что если будущий преподаватель посещает лекции и пишет курсовые работы по пройденному материалу, то эти знания он сумеет использовать на практике, во время занятий в классе. Однако во многих странах скептически относятся к такому подходу, сейчас все больший упор делается на работу учителя в классе.
В некоторых учебных заведениях проводятся эксперименты с различными вариантами сочетания теории и практики, причем практические занятия проводятся иногда гораздо раньше или одновременно с профессиональной подготовкой, которая разбивается на два или даже на три этапа, с перерывом в несколько лет.
Во многих странах качественная подготовка высококлассных учителей стала такой же приоритетной задачей, как разработка социальной, моральной, языковой политики или политики в области культуры.
Новые информационные технологии
Развитие новых информационных технологий в самое ближайшее время поставит серьезные задачи перед системами образования, школами и учителями.
Наступление информационных технологий видно невооруженным глазом: по оценкам экспертов, не пройдет и десятилетия, как обьем человеческих знаний вырастет в два раза. Школы и работающие в них учителя сейчас считаются единственными носителями знаний. Каков будет их статус через 10 лет? В школьную жизнь прочно входят компьютеры. Возник и спрос на навыки обращения с новыми технологиями. “Неграмотный” в компьютерном отношении учитель является балластом, и не только в плане собственных возможностей, но и с точки зрения статуса учителей в целом.
Время требует, чтобы учитель был динамичным человеком, носителем перемен. Именно ему придется научить детей жить в мире, где каждый день происходят перемены. Общая задача педагогов будет заключаться в том, чтобы дать учащимся возможность приобщиться не только к известной информационной технологии, но и к той технологии, которая придет на смену нынешней.
Новые информационные технологии настоятельно требуют укрепления и усиления роли учителей. Учителям нужно давать любые возможности для того, чтобы они смогли войти в новый век с достоинством и чтобы их статус был более высоким.
Эксперты отмечают положительные возможности дистанционного образования. Оно охватывает большое число людей. Появилась возможность проявить заботу о людях, которые не в состоянии покинуть свое местожительство в силу производственных, семейных или личных причин. Кроме того, дистанционное образование позволяет получить образование в соответствии с выбранными самим обучающимся темпами. Обратной стороной этих преимуществ являются две проблемы: способность учащихся справиться с решением образовательных задач именно дистанционным способом и способность учителей отказаться от старых методов и использовать дистанционные средства в целях образования.
Проблема рентабельности дистанционного образования с точки зрения развития преподавательских кадров требует более углубленного анализа. Расходы, связанные с дистанционным образованием, являются значительными, причем высоки первоначальные расходы по отношению к возвратному бюджету. Для небольших стран эти начальные расходы могут оказаться непосильным грузом. Отсюда возникает неотложная необходимость в проведении исследования, посвященного рентабельности различных подходов к дистанционному образованию. В рамках такого исследования должны быть рассмотрены не только вопросы, связанные с этим видом образования в многонаселенных странах, но и проанализированы различные подходы в разных ситуациях.
Партнерство
Если ответственность за обучение и управление школами будут переданы самим школам, каких результатов можно ожидать? Многие исследования в этой области дают основание утверждать, что более широкое участие педагогов в процессах принятия решений уменьшает у них ощущение беспомощности и изоляции, они перестают считать себя служащими, которыми управляет тяжеловесная административная машина. Принимая участие в процессах принятия решений, они смогут завоевать большую степень доверия у тех, кто связан с управлением школой.
Внутреннее партнерство между учителями (включая директоров и завучей) является важным условием для наиболее эффективного управления реформой образования.
Школы навсегда останутся сообществами обучающихся. Успех педагога зависит от того, насколько он признает партнерскую основу отношений с учениками, т.к. от этого будут в значительной степени зависеть отношения в классе и результаты обучения. Такое партнерство должно заключаться в установлении рабочих отношений, в рамках которых все стороны признают потенциальные возможности другой стороны.
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Комментарии