Там хорошо, где нас нет. Вроде бы извечная истина, но каждый проверяет ее на себе. Текучесть кадров в школе – процесс совсем не новый и очень болезненный. Учителя меняют место работы в надежде на лучшие условия, повышенный заработок, прочие светлые стороны медали.
то-то потом с восторгом рассказывает своим бывшим коллегам о прелестях новой жизни, преимуществах “теплого” места, горячо пытаясь переманить старых знакомых поближе к себе. А кто-то помалкивает, втайне жалея о шильно-мыльном обмене. Ведь жалобы на трудности в новой школе равнозначны признанию ошибочности своего выбора.
едавно зашел в свою старую школу. “Вадим Иванович, а вы к нам вернетесь? Будете вести биологию?” Приятно и горько, потому что знаю: обратной дороги нет. Уходя – уходи. Как бы ни было тяжело, решение принято, все взвешено. Пусть упрекают в легкомыслии, даже предательстве (!), есть нечто выше обид и упреков. Уйти в неведомое, сняться с насиженного места, где тебя все знают и понимают, – тут есть над чем подумать. Свято место пусто не бывает, на твое место найдут другого, может быть, гораздо более сильного и достойного, имя постепенно забудется, заслонится, поблекнет. А в новой школе столько времени нужно отдать самоутверждению, налаживанию контактов с детьми и коллегами, благоустройству в новом кабинете…
коро уж буду с трудом вспоминать имена прежних учеников – их заслонят новые “звезды” и новые “черные дыры”. И скорее всего в ближайшем будущем трудно будет не сравнивать ТЕХ и ЭТИХ. И все же они останутся в памяти, ведь они научили меня многому, может быть, большему, чем я их. Говорят, чтобы чего-то достигнуть, нужно от чего-то отречься. И все же я попытаюсь сделать это, не отрекаясь от своих учеников.
Вадим МЕЛЕШКО
Вкратце
ГИС идет в гору
На титульных листах ряда педагогических изданий можно встретить надпись: Москва, издательство “ГИС”.
Прежде всего расшифрую. ГИС означает героика и спорт. Название довольно странное для учреждения, занимающегося выпуском педагогической литературы.
Генеральный директор Александр Свиридов так не считает. Тем более что обьемы производства “ГИСа”, в том числе и по педагогической тематике, сравнимы с крупным издательством.
Так, в 1996 году вышли в свет “Самоучитель английского языка” (ГИС – ВШ), “Деловой английский” (ГИС – ВШ), “История России” (Издательство Московского университета – ГИС). Стоит также перечислить издания, которые “ГИС” выпустило, так сказать, без соавторов. Это всем хорошо знакомый орфографический словарь Ушакова, учебное пособие по английскому языку для учащихся школ и студентов вузов, а также серия книг для чтения на английском и французском языках. И главное, на рынке книги идут хорошо. И не только в Москве.
Как и у всякого предприятия, у издательства “ГИС” есть свои проблемы. Главным образом – это ненадежность банков, где книгоиздатели держат свои средства. В частности, крах Тверь-универсал банка сильно подточил финансы издательства. Сгорел к тому же ангар с книгами и печатными машинами.
Впрочем, такого рода неприятности, кажется, никак не отразились на планах “ГИСа”, ибо уже в следующем году издательство собирается выпустить учебник английского языка для юристов, а также совместно с Издательством Московского университета – серию книг “Женщины России”. Кроме того, планирует продолжить выпуск английской и французской литературы и, по всей видимости, вскоре начнет осваивать другие европейские языки.
Думаю, что среди читателей “Учительской газеты” немало тех, которые мечтали бы издать свои произведения. Вообще, надо сказать, приятно держать в руках книгу в твердом коленкоровом переплете, на обложке которой стоит твоя фамилия. Так вот, издательство “ГИС” приглашает к сотрудничеству авторов учебников, самоучителей по иностранным языкам, а также другой развивающей литературы для детей дошкольного и школьного возраста и ждет ваших предложений по адресу (для писем): Москва, 129010, а/я N 31, изд-во “ГИС” или по телефону (095) 281-67-60.
Дмитрий ЕГОРОВ
ТЕМА:Сиротливое детство
Больше половины всех детей России находятся “в особо трудных условиях”
егодня, увы, в России существует трагический разрыв между детством как самоценностью, нашими идеалами о представлении детства и реальным положением детей. Нельзя сказать, что ничего не делается для исправления положения. 14 сентября 1995 года принят Указ Президента РФ за N 942 “Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)”; приняты федеральные и региональные законы по защите прав ребенка; продолжают расширяться и выполняться Президентская программа “Дети России”, а также комплексные и целевые региональные детские программы; увеличилась сеть неправительственных организаций и фондов, оказывающих адресную материальную помощь нуждающимся детям; весомей стал вклад средств массовой информации, способствующих обьективному вниманию к детским проблемам.
Для обеспечения взаимодействия органов государственной и исполнительной власти, выработки единого подхода к решению проблем детства созданы специальные структуры при Президенте РФ, Государственной Думе РФ, при Правительстве РФ – специальная Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации, в Министерстве социальной защиты населения есть специальный Департамент проблем семьи, женщин и детей. Аналогичные структуры существуют и в субьектах Российской Федерации.
Разрабатываются и представляются в правительство начиная с 1994 года ежегодные государственные доклады о положении детей.
Таким образом, как бы сформирован механизм реализации государственной политики в интересах детей.
Однако наши многолетние наблюдения позволяют сделать достаточно серьезный и, может быть, небесспорный вывод: с каждым новым поколением мы теряем генофонд и интеллектуальный потенциал нации, ибо каждое последующее поколение по основным параметрам социального положения и развития слабее предыдущего. Оно менее здорово физически и психически, менее развито умственно и духовно, интеллектуально и культурно, более безнравственно, активнее криминализировано, отчуждается от образования и знаний, от участия в общественной работе и заработке честным трудом. Постепенно оно перестает верить государству, по существу бросившему его. Детство стало на самом деле “сиротливым”, ибо находится в общественном кризисе, последствия которого непредсказуемы, а перспективы урегулирования неясны.
Это кратко характеризуется такими показателями: доля семей, имеющих детей в возрасте до 16 лет и относящихся к категории “хронически бедных”, возросла за год с 32 до 55%; не улучшилось здоровье детей по основным показателям (причем с резкой дифференциацией по регионам), растет число заболеваний туберкулезом, увеличилось число детей-инвалидов, не уменьшается число детей, подверженных наркомании, алкоголизму, бродяжничеству, правонарушениям (причем преступность все больше молодеет и феминизируется); остаются острыми проблемы образования, воспитания и отдыха детей; усиливаются негативные процессы в брачно-семейной сфере (в 1995 г. на 1000 заключенных браков приходилось 619 разводов); сокращается число дошкольных учреждений при имеющейся очереди в них в 295 тыс. детей; по-прежнему остаются острыми проблемы социального сиротства; особая проблема – детство Чечни: в результате военных действий многие дети погибли, более 150, получив тяжелые ранения, стали инвалидами, сотни – сиротами, все дети испытывают посттравматический синдром и т.д.
Есть такой ООНовский термин: “Дети, находящиеся в особо трудных условиях”, к ним обычно относят категории детей, которые мы упомянули, – сирот или оставшихся без попечения родителей; социально дезадаптированных, безнадзорных; преступивших закон; беженцев, жертв межнациональных конфликтов; подвергшихся жестокому обращению или насилию; находящихся в зонах экологических бедствий и т.д.
Подсчитать, сколько же детей России относятся к этой категории, сложно, попробуем, однако, сделать специальную “прикидку”.
Детей-сирот и оставшихся без попечения родителей – 483 тыс.чел.; детей, имеющих определенные отклонения в психическом, физическом или умственном развитии, но обучающихся в специальных школах или коррекционных классах обычных школ, – 908 тыс.чел.; детей-инвалидов, состоящих на учете в органах социальной защиты, – 453 тыс.чел.; детей-беженцев – 282 тыс.чел.; совершивших правонарушения – 922 тыс.чел.; совершивших преступления – 208 тыс.; находящихся в ВТК (заключенных) – 21,2 тыс.; состоящих на учете в ИДН – 423 тыс.; доставленных в органы МВД в нетрезвом состоянии – 260 тыс.; проживающих в районах экологически неблагоприятных – 600 тыс.чел.; детей школьного возраста, не учащихся и не работающих, – более 1,5 млн.чел.; детей, оставшихся без одного из родителей после развода, – 600 тыс. (только за один год); рожденных вне брака – 288 тыс.чел. Таким образом, общая численность по этим категориям составляет более 5 млн.чел., или 8%, да добавим сюда 46% детей, проживающих в семьях, доходы которых ниже прожиточного минимума. Итого 54% российских детей, т.е. больше половины, находятся в “особо трудных условиях”, но мы еще не включили в эту численность тех, кто относится к различным группам физически нездоровых (по данным Министерства образования РФ, до 85% выпускников 11-го класса имеют те или иные нарушения здоровья). Вот и получается, что российское детство иначе как “социально депривированным” не назовешь!
Этот термин, напомню, подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и развития всех и каждого.
Наши дети постоянно попадают в ситуацию социальной депривации и в сфере общественного воспитания и образования, и в семье, и на улице. И вина в этом прежде всего государства, ибо оно не выполняет взятых на себя обязательств: в Конституции Российской Федерации записано: “Материнство и детство, семья находятся под защитой государства” (ст.38), а в Указе Президента России “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы” от 1═июня 1992 года N═543 сказано “…обеспечить приоритетность решения задач по выживанию, защите и развитию детей на федеральном и региональном уровнях…”
(Кстати, об указах. Я более 30 лет связан в практическом или научном плане с проблемами детства и могу с уверенностью заявить, что высочайших указов, законов, постановлений и решений за последние 3-4 года тут было принято в несколько раз больше, чем за предыдущие тридцать лет).
Более конкретным путям и мерам посвящен очередной государственный доклад, который (вот уже в третий раз) был подготовлен в июне 1996 года временным творческим коллективом, созданным на базе нашего института. Он рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии и направлен правительству. Важно, чтобы на самом высоком уровне его прочитали. А выводы Президент РФ и премьер-министр сделают, надеемся, сами – вариант выхода из кризиса в докладе может быть предложен опять в виде дополнительных указов и постановлений.
В этом варианте намечены пути по корректировке государственной социальной политики в интересах детей; внесены предложения и для Государственной Думы РФ, которая должна принять необходимые меры по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, обеспечить принятие соответствующего государственного бюджета, учитывающего нужды детей. Дума также должна рассмотреть пакет законопроектов, затрагивающих права и интересы детей (варианты их подготовлены), а к первоочередным для принятия мы отнесли бы следующие законопроекты:
“Об основах государственной политики по защите прав ребенка”, “О дополнительных социальных гарантиях по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-инвалидов и инвалидов с детства”. Важным также, на наш взгляд, было бы принятие специального постановления, проект которого подготовил и внес Российский детский фонд по программе “Фронтовые дети Чечни”.
В порядке контроля за выполнением Президентской программы “Дети России” Правительству России необходимо принять специальное постановление по проблеме социального сиротства, коренному улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бездомных и беспризорных; о дополнительных социальных гарантиях по их защите.
Было бы целесообразно Генеральному прокурору России в этот кризисный период принять решение по проведению специальной комплексной проверки по одиннадцати экономическим регионам (одна территория в регионе) о соблюдении прав ребенка на образование, бесплатную медицинскую помощь, получение денежных пособий, а также обеспечению гарантий детям-сиротам на получение образования и профессии, предоставление жилья и трудоустройства по окончании учебного заведения или выпуску из интернатного учреждения.
…Есть такая расхожая установка: “Дети – наше будущее”. Да, это так. Но прежде всего дети – наше настоящее, и их жизнь нельзя поставить на “режим ожидания”, пока взрослые обдумают свои обязательства и решения по отношению к ним.
Евгений РЫБИНСКИЙ, исполнительный директор НИИ детства РДФ, кандидат педагогических наук
Статфакт
Численность россиян составила к началу 1996 года 149,0 млн. человек, за последние 4 года уменьшилась на 728 тыс.человек. За последние пять лет численность детского населения уменьшилась на 2,2 млн.чел., а в 1995 г. родилось на 44 тысячи младенцев меньше, чем год назад. Численность детей и подростков до 18 лет на начало 1995 года составила 38,3 млн.чел., или 25,9% от общей численности населения.
Комментарии