Тучи повисли над школой. Мелкий дождь застучал по стеклам. Тоскливо зашумели за окнами деревья. А в третьем классе – оживление и суета…
ережа, которому вечно до всего есть дело, бегая около школы, нашел ежика. Откуда взялось это животное в шумной, загазованной Москве? Может, кто-то из заезжих торговцев привез его на потеху детям? Теперь ведь торгуют всем: обезьянами, змеями, крокодилами.
ети внимательно рассматривали колючий клубок. Каждому хотелось дотронуться до него, разглядеть острые колючки, маленькие черные глазки, холодный мокрый носик. Откуда ни возьмись, появилась коробка. В нее положили мокрую осеннюю траву и поставили блюдце с молоком. Ежик понюхал молоко, но пить не стал. За несколько дней, что еж жил в классе, дети поделились на два лагеря: одни хотели оставить его, другие требовали немедленно отпустить на волю.
рудный спор решился необычно просто. Во время продленки ежа понесли гулять. Сережа был на стороне защитников свободы ежика. Он убеждал ребят, что ежику хочется гулять, есть грибы и ягоды. Наконец, когда не хватило этих доводов, третьеклассник заявил: “Да как вы не поймете, его же жена ждет…” Так в 3-м “А” не состоялась попытка завести живой уголок. Ежик побежал к жене, а может быть, к детям в какой-нибудь, еще экологически чистый, уголок большого города.
Алексей АЗЕВИЧ
Вкратце
День семьи
Сегодня ни государство, ни семья не могут четко сформулировать социальный заказ школе. Пока общество на перепутье, учителя на свой страх и риск лепят облик нового поколения, ориентируясь при этом на общечеловеческие ценности.
В 22-й средней школе начали проводить по очереди собрания учителей, а потом родителей на одну и ту же тему. Недавно прошли такие собрания в форме деловой игры под девизом “Культура как система взаиморазделяемых ценностей”. Учителя попробовали поставить себя на место детей и потом сформулировали ценности школы. Осмыслили, что же они воспитывают в детях. Спустя неделю в том же школьном зале собрались родители. Им предложили назвать ценности, которые сегодня воспитывает семья, и те, которые, по мнению родителей, должна воспитывать школа. Кроме того, мамы и папы ответили на анкету, до этого проведенную детьми. Анкета выясняла, с кем советуются дети в трудную минуту, у кого ищут защиту, с кем им комфортнее, с кем лучше отдыхать, кто в семье сохраняет мир. В таком духе разработано 11 вопросов. Родителей очень удивило, что их мнения не совпадают с ответами детей. Значит, в семье тоже нужно от монолога родителей перейти к диалогу с детьми.
Воспитание только тогда и возможно, когда в школе сложится целая система диалогов: “родители-учителя”, “родители-дети”, “учителя-дети”, “учителя-учителя”… Все должны научиться понимать и разделять ценности друг друга. Добиться этого нелегко. Но кропотливую работу с семьей педагогический коллектив осознает как главную задачу нынешнего учебного года.
Татьяна ГРУЗДЕВА
Калуга
…А получилось, как всегда
В Екатеринбурге в осенние каникулы состоялась конференция учителей истории. Речь шла о новой концентрической системе преподавания истории в школе. Вряд ли кто из присутствующих не понимал преимуществ такого подхода к изучению этого предмета. Но, приветствуя новый подход, многие преподаватели недоумевают: как можно скомпрометировать хорошую идею совершенно неприемлемыми методами внедрения ее в жизнь… Ведь назначить дату внедрения, издать приказ, вручить его каждому учителю – далеко не главная цель.
Но именно этот сценарий разучивается в Екатеринбурге и окрестных школах. Есть план-сетка, но нет программы. Есть старый учебник, но учебный материал в нем значительно превышает то количество часов, которое отныне отведено в школе-девятилетке истории. В итоге базисный план никак не стыкуется с региональным компонентом.
В общем, хотели как лучше, а получилось, как всегда.
Людмила ДОРОХОВА
Екатеринбург
Комментарии