Мы, то есть те, кто пришел работать в школу года два или три назад, учились в другой эпохе…
кольное утро начиналось с зарядки, по пятницам – с политинформации. А у дверей тебя встречали дежурные грозным окриком: “Сменка!” Школьный мир имел свой цвет, коричнево-черно-синий, и никто не властен был изменить эту гамму, лишь праздники иногда окрашивали школу в белый. Один день в году был совершенно особенный… – посещение городской комиссии. В моей школе тому событию из года в год было два верных признака. В заброшенном бассейне холла вдруг появлялась вода, и в ней – пластмассовая роза из флакона болгарского шампуня (были такие диковинки). А у столовой младшие школьники исступленно чистили зубы перед завтраком. Школьный завтрак был культом и полем брани за выживание. К нему готовились задолго до конца урока, потихоньку складывая вещички в портфель и принимая стойку готовности. Звонок был подобен звуку стартового пистолета – берегись, учителя, берегись, девчонки, – мальчики поскакали на охоту…
шли в прошлое и эти завтраки, картофельные котлеты и глазированные сырки, и зарядки, и политинформации, школьные фартуки и наивная показуха. И неожиданно то, что раньше вызывало протест, смешило, всплывает в памяти с грустью и ностальгией.
ейчас меня в школе встречают не дежурные, а охранники, появившиеся после ограбления в день учительской зарплаты. И требуют они не “сменку”, а дневник. Дневник с фото на обложке стал своеобразным удостоверением личности. Но дети, как им и положено, жизнерадостны и неутомимы. Мне очень интересно, о чем они будут вспоминать…
Татьяна ПУШКАРЕВА
Вкратце
В Армении восстанавливаются школы
Во втором по величине городе Армении Гюмри сдана школа N 1, здание которой было разрушено во время катастрофического землетрясения в декабре 1988 года. Полностью восстановлен былой облик здания, представляющего собой архитектурный памятник.
Работы финансирует общеармянский фонд “Айастан”. На средства этого же фонда восстановлены здания пединститута в том же Гюмри, одна из школ в городе Ванаджоре, более десятка детских садов в зоне бедствия.
Еще одна приятная новость: решением правительства Армении с 1 января 1997 года зарплата учителей общеобразовательных школ увеличится на 20 процентов.
Генрих ГРИГОРЯН
Как построить избу из бумаги
В старинном русском городе Шуя состоялась научно-практическая конференция “Народная художественная культура и образование”.
Знаете ли вы, что
разрабатываются учебные программы по художественному воспитанию детей дошкольного возраста в процессе освоения народной художественной культуры;
создан учебник нового типа и новый предмет “Введение в народоведение”;
в Ивановской области и городе Иваново открываются Дома ремесел;
администрация Белгородской области приняла решение об изучении народной художественной культуры родного края во всех типах учебных заведений;
в Архангельской области существует региональная программа по изучению народного искусства. На уроках народной культуры дети изучают традиционные северные обряды, делают макеты зданий северной архитектуры: колокольни, соборы, крестьянские избы – все из бумаги, но с соблюдением технологии русских плотников.
Обо всем этом шла речь на конференции в Шуе. Итогом форума стали “Рекомендации” по дальнейшему внедрению народной художественной культуры в систему непрерывного образования.
Подготовила Лидия СЫЧЕВА
Профессиональный разговор
Какой учитель нам нужен…
“Не секрет, что сегодня преподаватели в школе испытывают серьезную психологическую и интеллектуальную нагрузку. Учитель уже не является единственным источником информации – общество повысило свой уровень образованности. Мы должны подумать о том, как построить подготовку преподавателей”, – проблема, обозначенная в речи Владимира КИНЕЛЕВА на совещании
ректоров педвузов 28 ноября в Москве, волнует всех, кто имеет отношение к образованию. Свое мнение по этому вопросу сегодня представляют учитель и ученый. Мы приглашаем принять участие в профессиональном разговоре на страницах нашей газеты всех заинтересованных читателей: ректоров педвузов, сотрудников Министерства образования, директоров школ, педагогов, родителей.
опережающий…
зменения в современном образовании стремительны. Их нельзя обьяснить только отражением сложной социальной ситуации. Причина гораздо глубже. Включившись в общемировые процессы, наша страна форсирует семидесятилетнее (а может, и большее) отставание в собственном развитии. Это касается не только экономики, идеологии, образа жизни, сферы ценностных ориентаций, способа мышления и отношений, но, что для нас наиболее значимо, сферы образования. Это совсем не означает, что советское образование было хуже или лучше. Оно было другое. Другим во многом оно и остается по сей день.
Современная действительность требует ориентации на опережение. Только таким образом мы можем из страны “догоняющей” превратиться в страну “шагающую” на равных. Тем более что именно сфера образования, ценность интеллекта и культуры является сейчас чуть ли не единственным потенциалом для возвращения России в мировую историю в надлежащем статусе.
Таким образом, задача ясна: включить в систему образования нормы и ценности свободного общества, сохранить национальное своеобразие. Важно также анализировать глобальные историко-культурные процессы и моделировать перспективы развития.
Меняются время и страна, меняются дети, школа и учитель. В конце XX века все ярче проявляется тенденция к взаимодействию областей культуры. На первый план, естественно, выходит задача обьединения многочисленных предметов, стратегий, подходов, направлений.
Наше образование должно обеспечивать воспроизведение и развитие современной культуры и цивилизации.
Ушло время “педагогической самодеятельности”, когда талантливые одиночки-новаторы предлагали простыми способами перевернуть всю систему народного образования. Ушло время, когда блестящие педагогические идеи появлялись в тиши академических кабинетов. Сколько таких идей было реализовано? Понятно, что в образовании могут одновременно успешно существовать совершенно противоположные подходы, что идеи зачастую неотделимы от их творца и с трудом тиражируемы. Настало время создания образовательных площадок, создания “школ”, где “блестящие идеи” отрабатываются в реальной практической работе, передаются из рук в руки. Такие образовательные площадки должны существовать прежде всего под крылом не академической науки, преуспевающей фирмы или банка, а под эгидой ведущих педагогических вузов страны.
Уходит время жестокой предметной специализации учителя. Мир и культура едины, они не делятся на физические, математические, исторические, филологические аспекты. Сама наука теперь существует на межпредметных стыках, а учителю средней школы это единство просто необходимо, нужно не создание предметных программ с вкраплением сведений о других областях наук, а разработка целостных междисциплинарных предметов – это требование времени.
Происходит отход от школы “знания” к школе “способов деятельности”. Не передавать информацию о.., а учить. И современные школьники должны уметь соотносить любое понятие, проблему с максимально широким контекстом, схватывать любую ситуацию в ее целостности; мыслить, т.е. оперировать с любыми ментальными и концепционными элементами, применять стандартные и конструировать новые процедуры; действовать, т.е. наиболее эффективно использовать имеющийся потенциал, максимально учитывая условия и возможные последствия.
И, наконец, на все времена важнейшей чертой свободного общества всегда остается задача защиты личности, и личности ребенка в первую очередь.
Кирилл МИТРОФАНОВ, заведующий кафедрой истории Московской лингвистической гимназии
наступлении новой цивилизации свидетельствует возрождающаяся сегодня система образования. Нам посчастливилось жить в переломный исторический момент, когда старая школа с ее незыблемыми педагогическими технологиями уходит в небытие. На смену идет система образования, соответствующая эпохе информационной культуры.
Предвестники “просвещенческих” бурь – яркие, нестандартные индивидуальности, которым тесно и неуютно в изжившей себя образовательной системе. Они ощущают и оценивают ее как трагедию детства и нереализованных возможностей человека. Мы зачастую видим их индивидуальную трагедию и неоправданные муки творчества, но полу- стыдливо уходим от признания их пророческой миссии. Хотя каждый из них дает нам прообраз нового типа педагога – мастера интегративной системы образования.
Школа не концлагерь на один день, а Дом ребенка, Дом радости, Центр творчества. Именно таким конструировал Павлышский эксперимент В.А.Сухомлинский, для которого “просвещенческая” терминология была лишь прикрытием от наскоков назойливых комиссий всех рангов. Своим соратником Сухомлинский видел педагога-энциклопедиста, педагога-универсала ренессансного типа.
В восьмидесятые начал свой поиск Вячеслав Сафонов в Тольятти, сумевший создать Гуманитарный лицей нового типа на базе интеграции школы искусств и общеобразовательной школы. Да еще на таком уровне оснащения, которому может позавидовать любая европейская страна. Но и он вплотную подошел к отработке новых требований к учителю в интегративной системе образования, пытаясь создать вуз при лицее.
Итак, жизнь сформировала новые исторические требования к учителю. Энциклопедизм и универсальная образованность – лишь самые общие из них, заимствованные из прошлого педагогического опыта в его наиболее развитом и совершенном проявлении. Интегративное же образование, предлагающее максимальное совершенствование и самосовершенствование человека и подготовку его к выживанию в условиях новой цивилизации.
Даже при овладении навыками чтения, счета, письма в привычную систему “поучающий-воспринимающий” вторглась новая реальность – компьютер. “Поучающий” лишается всех внешних атрибутов авторитета. Единственная опора престижа учителя – совершенство информационного мышления, базирующегося как на исключительной и многоплановой эрудиции (недоступной фатально ограниченному уже в процессе подготовки “предметнику”), так и на мобильном владении всеми компонентами операционных систем.
Быстрому осознанию ребенком интеллектуальной мощи компьютера, мгновенному “добыванию” любой информации способствует новое эмоциональное поле. Именно это создает другую эмоциональную культуру индивида, новый тип реакций, интенсивности переживания и насыщенности воображения. Спокойно и фундаментально восседающий за учительским столом педагог, спрятавшийся за иллюзорное всеведение и власть наказания, оценки, – ныне фигура почти трагикомическая.
Безверие, скепсис и нравственный цинизм – неизбежное порождение просвещенческой модели школы. Отработке этих качеств способствует учитель-полуавтомат, твердящий по засаленным бумажкам заученные прописи по “предмету”. Даже самая робкая постановка вопроса о необходимости того или иного “предмета” вызывает в заурядной педагогической среде почти шоковую ситуацию. Но ведь ребенок вопреки всем ухищрениям думает о будущем, и в результате по неизбежности “сдает предметы” без веры в их надобность. Иное дело встреча ребенка с учителем-профессионалом. Встреча, которая должна состояться в профессионально-техническом училище, в спортивной либо художественной школе, там, где ремесло в любом из его бесчисленных проявлений есть символ общей веры и учителя-наставника, и вступающего в большую жизнь ребенка.
Владимир РАЗУМНЫЙ, академик
Комментарий
На вершинах цивилизации развивается новая действительность. Она связана с господством техники и информационных технологий. Мир, как никогда, взаимосвязан и ужасающе разобщен – давая человеку чувство планетарности земли, современная реальность наносит страшные поражения духовной жизни человека и прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. О формировании иного эмоционального поля пишет Владимир Разумный. Безусловно, это общемировая проблема, и для ее решения требуются усилия всех землян. Но “невозможно допустить автономию техники, предоставить ей полную свободу действия, она должна быть подчинена духу и духовным ценностям жизни”, – еще в 1933 году писал Николай Бердяев. Для школы будущего важно формировать духовные ценности. Носителем их, что ясно всем, может быть только учитель, учитель-личность, а не просто обладатель “совершенного информационного мышления” (В.Разумный). Но именно личности почти невозможно удержаться в нашей цивилизации, потому что как целое противоположно дробному, так и личность (естественное) противоположна машине (искусственному). Учитель будущего должен быть защищен и возвышен иерархией ценностных установок, которые он, помимо интегративных курсов, компьютера, иностранных языков и прочих необходимых (но недостаточных!) вещей, должен нести детям. Воспитать такого учителя очень трудно. Давайте подумаем вместе, что можно сделать.
Лидия СЫЧЕВА
Комментарии