Нет, не дано нам знать, как запомнится, аукнется то или иное событие.
жизни бывают встречи, о которых сначала забываешь, а через некоторое время понимаешь, насколько важна и нужна была для тебя эта встреча. Несколько лет назад со мной произошло нечто подобное. В одном из подмосковных госпиталей познакомилась я с занятным старичком. Имя его не запомнила, да и рассказу его тогда, честно говоря, значения не придала. А сейчас нет-нет да и вспомню его речь, поэтичную, плавную. Услышишь краем уха разговоры молодых людей, обильно сдобренные матом, и всплывет в памяти рассказ того старичка о его детстве. Вот что он мне поведал.
тпуская ребят на летние каникулы, учитель дал каждому по маленькому ведерку и наказал: “После прочтения каждой книги бросайте туда горсть земли. Только честно. Осенью посмотрим, у кого ведерко будет полнее”. За время каникул у кого-то напрочь вылетел из головы наказ учителя. А два мальчика просто из любопытства решили посоревноваться, кто больше книжек прочтет. Одним из них и был мой давний собеседник. После летних каникул учитель стал экзаменовать ребят. Больше всего земли оказалось у тех двух мальчишек. Начав с двух-трех книг, ребята настолько полюбили чтение, что все каникулы не могли оторваться от книг.
ного лет прошло. Но с тех пор мой собеседник ни дня не прожил без книги. Книга стала его спутником, учителем, другом. Он по совету мудрого педагога всегда кратко конспектировал прочитанное. Словно в доказательство старик показал мне толстую тетрадь, в которую записывал все, что прочел за время пребывания в госпитале. И через много лет после тех памятных каникул мой собеседник вспоминал своего учителя с большой благодарностью.
Татьяна МОСКАЛЕНКО
Вкратце
Ужесточается контроль
В средствах массовой информации Латвии все чаще появляются материалы, направленные против “сексуальной революции”, захватившей общество, которое озабочено не только ростом проституции, венерических заболеваний, бесконтрольной пропагандой населения порнографии, насилия, но и тем, как падение нравов и вседозволенность сказываются на детях и учащейся молодежи.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало мероприятие в дискоклубе “Супер FM”, завершившее конкурс на лучший школьный рисунок или сочинение на антиспидовскую тему. Молодежная антиспидовская дискотека поразила всех тем, что на ней девочки 14-16 лет по приглашению ведущего выходили на сцену для участия в конкурсе на “сексуальное раскрепощение”, соревнуясь в скорости сбрасывания лифчиков и в умении оставлять на себе как можно меньше одежды.
Вскоре после этого события члены “Русского общества в Латвии” и Русского культурного центра “Улей” направили открытое обращение президенту Гунтису Улманису. Озаглавлено оно броско: “Растлению юных – нет!” Проблемы, затронутые в этом документе, чрезвычайно серьезны:
“Беспокойство учителей и родителей связано не только с деформацией менталитета учащихся, но и с учащением случаев исчезновения, похищения детей и подростков, совращения, изнасилования несовершеннолетних”… – говорится в документе. Вызывает тревогу и то, что создается почва “низменных инстинктов, массового развращения и растления учащейся молодежи”.
Обеспокоено общество доступностью эротических и порнографических изданий. Причем распространением порнографии грешат не только торговцы печатной продукцией, но и работники телевидения. Как правило, на телеэкран попадает только лицензированная продукция, а вот нелегалы в видеосалонах и видеопрокатах сбывают молодежи такое, что даже вообразить себе трудно. И чужое – зарубежное, и свое – самиздатовское. Нет четких законодательных актов, регламентирующих необходимость получения лицензии на эротические шоу-программы и другие аналогичные представления. Полиция нравов ведет расследование по поводу информации о том, что в Латвии подпольно записывают фильмы, популяризирующие педофилию и зоофилию.
Глубоко озабочено таким положением дел и правительство Латвии. Создана и приступила к работе правительственная комиссия, цель которой – добиться осуществления контроля за распространением порнографической продукции, запрещения ее продажи несовершеннолетним. А также подготовить поправки к Кодексу административных нарушений, предусматривающие конкретные и немалые штрафные санкции за нарушение в сфере распространения, пропаганды эротики и особенно порнографии.
Татьяна ЯНСОНЕ
ТЕМА:
Половое воспитание –
“за” и “против”
Статфакт
По данным Госкомстата, в 1996 году количество браков, заключенных в России на одну тысячу населения, составило 5,1 против 6,1 в 1995 году;
заболеваемость сифилисом на сто тысяч женщин возросла с 4,9 в 1990-м до 167 в 1995-м;
количество абортов на тысячу женщин (в возрасте от 15 до 49) в 1995 году составило 74; в 1990-м – 114;
в 1995 году на тысячу родов осложнения анемией были в 210 случаях, в 1990 году – в 65 случаях;
процент детей, родившихся с врожденными пороками, за последнее пятилетие увеличился с 1,8% до 2,6%, процент недоношенных за тот же период увеличился с 5% до 6%.
“…Мы до сих пор не восстановили русское население после войны, мы так и не восстановились как русский народ… А чего – по одному ребенку на 100 семей, 4,5 млн. холостяков. Миллионов 40 импотентов, 9 млн. онанизмом занимаются в тюрьме. Что они родят? Что это, общество?!
Почему не восстановили? Потому что деревня наша оказалась выбита. Мы государство, извините, деревенское, земляное, значит, из-под нас была выбита скамейка главная, на которой мы сидели”.
(Из интервью Виктора Астафьева “ЛГ” N 3, 22.01.97).
ес рубили – щепки летели. Вековые дубы и золотистые сосны пошли на блиндажи и лагерные частоколы. Березы – на распил и растопку.
Министерство образования в последние годы озаботилось половым воспитанием школьников. Подобрались к подлеску. Мичуринцы. Садоводы…
Наше министерство – самое послушное, самое бескорыстное. Оно помогает верховной власти проводить в жизнь федеральную программу “Планирования семьи” (принята по инициативе Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) и движения “Женщины России”). “В плановой экономике – корень всех зол!” – кричала в пору гласности прозорливая интеллигенция. Теперь, когда взялись планировать семью, все молчат.
В прошлом году появляется сборник программ для общеобразовательных учреждений “Половозрастное воспитание учащихся. Основы сексологии”. Управление развития общего среднего образования МО РФ и экспертный совет федеральной программы “Планирование семьи” рекомендуют для использования в урочной и внеурочной работе эти программы. Посмотрим, что именно предлагается изучать нашим детям.
Самые безобидные моменты, на которых фиксируется детское сознание, – это “Брачные игры животных”. Правда, авторы одной программы адресовали необходимость получения такой информации детям 6-7 лет, другие сочли возможным рассказать “про это” аж в 5-м классе. Но авторский коллектив Анастасовой Л.П. считает, что “чем раньше дети получат правдивую и нравственную информацию о взаимоотношениях между полами, тем правильнее будут их взгляды”. Поэтому ничего страшного, если дети 8-9 лет в подробностях (10 часов) изучат “Особенности строения мужского и женского организмов. Признаки пола. Краткие сведения о строении и функциях половой системы. Роль мужчины и женщины в процессе зачатия ребенка. Общее представление о развитии плода в материнском организме. Оптимальные условия для вынашивания ребенка. Процесс рождения. Значение благополучных родов и периода младенчества для дальнейшего развития ребенка. Участие всех членов семьи в уходе за новорожденным”. Потом учитель остановится на заболеваниях половой сферы и мерах их предупреждения. Потратив следующий год (курс преподается с 1-го по 11-й класс) на изучение того же самого, учитель напомнит о “важности доверительных отношений между родителями и детьми”. Зачем? Чтобы, когда вы спросите своего 12-летнего сына, что он сегодня проходил в школе, он вам “доверительно” выдал: “Мастурбация как средство, позволяющее снять и смягчить проявление физического дискомфорта, вызванного биологической потребностью. Ранняя мастурбация. Подражательная мастурбация”. Ребенок этого возраста, обученный по программе Анастасовой, вполне может просветить родителей насчет здоровой сексуальности и планирования семьи, а также толково рассказать про искусственный аборт. Разумеется, если дети следовали логике изложения тем, то, пройдя “огонь и воду” в “школьные годы чудесные”, они будут очень нуждаться в заключительных уроках по курсу (11-й класс) “Понятие об импотенции. …Понятие о фригидности”.
Но подлинные “ягодки” украшают очень научную программу “Основы сексологии и семейной жизни” (5-й-11-й классы, 238 часов, авторы С.Т.Агарков, И.И.Лунин, консультанты А.М.Щеглов, В.И.Попова). В 5-м классе все начинается, как водится, с животных: “Копулятивное поведение у животных. Понятие копуляции, интромиссии, фазы копулятивного поведения: стадия привлечения, стадия возбуждения (“ухаживание” самца), “дразнящее” поведение (“подставление” самки), консуматорная стадия (спаривание), рефрактерная стадия”. И т.д. Не для ветеринарной ли академии все это? Пятиклассникам полезно также узнать, считают авторы, про инцест, гомосексуализм и прочие отклонения в животном мире. Понятно, что после таких уроков изучать тургеневское “Муму” или сказку “Кто в тереме живет?” можно будет на принципиально новом научном уровне.
Вообще сила курса “Основы сексологии” – в межпредметных связях. Например, с историей. Дети уже в 5-м классе узнают о гетерах, баядерках, гейшах – жрицах свободной любви; о сексуальных оргиях правителей, праве на сексуальное насилие как военный трофей, гомосексуальных отношениях как институте социализации мальчиков воинами (средневековье). Касаясь феодализма, как обойтись без темы “Расцвет проституции”? И XX век – “теория “стакан воды”, “вторая мировая война – естественный стимул для оживления любовной романтики”. Как сказал поэт, “вспомним о тех, кто командовал ротами, кто умирал на снегу”…
Не успели учителя и родители переварить ведомственную озабоченность, как Правительство РФ запросило у Ассоциации по планированию семьи (АПС) ООН 750 тыс.долларов на реализацию проекта “Половое воспитание российских школьников”. Этот проект – “прямой ответ на нужды российской молодежи” (с 7-го по 9-й класс подростков 12-15 лет быстро – за 30 часов – обучат “безопасному сексу”) . Проект реализуют Минздрав и Минобр. Головные организации – АПС ООН и ЮНЕСКО. Для эксперимента выбрано 16 пилотных школ в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и др. В текущем учебном году в школах запланированы подготовительные работы, в следующем – введение полового воспитания в учебную программу. Организации – субподрядчики проекта (им выделяется 345 тыс. долларов) – Институт здоровья и профилактики болезней (Нидерланды) и Институт социологии РАН.
А теперь – фрагмент экспертного заключения по проекту. “По сути, основная цель проекта (“главной целью программы является поощрение практики безопасного секса”) сводится к дегуманизации полового воспитания и сексуального поведения, не говоря уже о том, что “половым воспитанием” такой проект вообще не должен называться, ибо это полный отказ от принципов гуманистической педагогики. …Рассматриваемый проект посвящен не вопросам полового воспитания, а избранным вопросам сексологии. Он составлен людьми, не владеющими знаниями возрастных психофизических особенностей ребенка и подростка и направлен на ослабление принципов половой морали, что в сочетании с недостаточной компетенцией в вопросах воспитания пола может стимулировать самые негативные процессы, первыми жертвами которых окажутся дети и подростки” (председатель Проблемной комиссии “Физиология растущего организма” РАМН профессор З.В.Любимова, ведущий научный сотрудник научной лаборатории возрастной физиологии профессор Г.И.Рожкова).
Заметим, что в тексте проекта ни разу не упоминается о контроле за возможными вредными последствиями его внедрения и о том, кто будет нести ответственность в этом случае. По мнению кандидата медицинских наук Юрия Сандалова, “функциональный анализ обязанностей участников проекта показывает, что единственной инстанцией, осуществляющей реальное руководство проектом, является голландская неправительственная организация”. Остальные участники (включая два министерства) выполняют сугубо технические функции. В случае принятия проекта Россия, рождаемость в которой и без того находится на катастрофическом уровне, будет превращена в нерегламентированный рынок и бесплатный полигон для исследований крупных фармацевтических фирм, производящих контрацептивы”.
а трех основных институтах – церкви, семье и школе издавна лежала обязанность полового воспитания детей. Советское время устранило церковь, постсоветское активно разрушает семью, никак не поощряя нравственность и здоровый образ жизни. Инстинкт самосохранения общества сработал – школа, напрягая последние силы, взвалила на себя храмовые и семейные функции. Школе настойчиво рекомендуют отказаться от того и от другого: заменить воспитание усвоением “содержания образования”, а если и заниматься воспитанием, то половым. Учитель и школа как социальный институт все еще воспринимаются детьми носителями норм и нравственности. И местом, где о “малых и больших половых губах”, “пенисе” и “коитусе” по должности, а не от кровной личной заинтересованности в тематике спокойно и научно рассказывал до сей поры учитель-биолог. Мне кажется, не школа должна вводить новые курсы “безопасного секса”, а власть обязана изменить свою губительную политику. Решать проблему падения нравов в Отечестве заморским методом “сексуального просвещения” – все равно что тушить пожар керосином. Кто будет хозяином на пепелище русского леса? Монстры, производящие контрацепцию, вроде “Шеринга” и “Органона”, спешащие поделить российский рынок сбыта?
В России обязательное преподавание курса “Половое воспитание” – это худший вид тоталитаризма и насилия. Таково мое мнение.
Лидия СЫЧЕВА
Комментарии