Извечный вопрос учителя: что поставить за ответ, как оценить знания, чтобы ни у кого не возникало сомнений в абсолютной беспристрастности и справедливости?
большинстве случаев оценка зависит от подхода учителя к выставлению оценок, а не от конкретных знаний и умений ученика. Один безжалостно “режет”, другой ставит хорошие оценки уже за одно только “Да” или “Нет”. Помните, как в том анекдоте: “Уж не в амперах ли измеряется сила тока?” Различные подходы в этом вопросе и приводят к тому, что, перейдя в новую школу, отличник может вдруг скатиться до троек, а середнячок – выбиться в хорошисты. Это еще и одна из главных причин, почему дети так болезненно воспринимают смену учителя. И вот уже идут к завучу возмущенные родители требовать найти управу на педагога, превратившего умного сына в посредственность. Однако “учителю виднее”.
школе мало более далеких от практики рекомендаций, чем те, которые советуют нам, как оценивать знания и умения учащихся. И не потому, что советуют плохо, просто это одно из противоречий, вызванное так называемой “гуманностью”. По сути дела, если ответ на вопрос не дан, это оценка “1”, то есть единица. Даже на двойку необходимо что-то наговорить. Вообще у нас сложилась не пятибалльная, а четырехбалльная система оценок, которую всеми силами, особенно последнее время, хотят сделать трехбалльной. Мотивация следующая: если поставить двойку, предстоит повторное обучение, а нужно ли заставлять государство тратить деньги, а учителей – нервы, если можно закрыть глаза и побыстрее довести человека до 9-го класса, а там заботиться о нем будут другие.
ругая проблема, связанная с оценками, – как сопоставить широчайший спектр знаний учеников, используя всего 4 балла? Тройка в классе коррекции и тройка в лицейском классе с углубленным изучением предметов – это не просто небо и земля, это космос и мантия. А получается, что в итоге оба человека получат аттестат одного и того же цвета, безо всяких пометок, “порочащих честь и достоинство”. Будь моя воля, я ввел бы дипломы и аттестаты цветов радуги, где Пятерка в Красной книжице – максимальный балл из существующих, а Единица в Фиолетовой – точка отсчета. Но это, так сказать, “радужные мечты”. А может, действительно взять за основу зачетную систему? Но думаю, что наши гуманные учителя к ней не готовы, ведь получится, как всегда: знаешь (хоть что-нибудь) – зачет, не знаешь – что ж поделать, тоже зачет, но с натяжкой.
Вадим МЕЛЕШКО
Вкратце
Великолепные пятерки
В Замоскворечье есть школа с замечательным номером – 555. Это “отличное” число было присвоено ей в 1937г. по единой нумерации московских школ. Нетрудно посчитать, что в этом году школе исполняется 60 лет. По счастливой случайности круглая дата совпала с 850-летием столицы, так что получилось два праздника в одном.
Готовиться к шестидесятилетию ребята начали заранее, года за два. Удалось найти не только списки учеников и учителей, но и разыскать свидетелей довоенной школьной жизни – первых выпускников 1940 и 1941 годов, многие из которых сразу после выпускного бала оказались на фронте.
С 1948 по 1954 г. 555-я была женской семилеткой, среди последних выпускниц было пять серебряных медалисток. В следующие десять лет школа была средней общеобразовательной трудовой политехнической с производственным обучением. Ее эмблема – шестеренка и ручка – родилась именно в этот период. Тогда же появился специальный педагогический 11-й класс, который готовил специалистов-преподавателей начальных классов.
За 60 лет прочно установилась традиция дружбы всех выпусков. Встреча с выпускниками, проведенная в марте, вылилась в грандиозный праздник – здесь присутствовали все выпуски и почти все учителя, которые работали в школе.
Заключительный этап состоится ближе к концу учебного года. На торжественном общешкольном собрании наградят особо отличившихся учеников. Номинаций планируется столько, что хватит, наверное, на всех. Кроме серьезных “званий”, намечаются и такие шуточные, как “самый популярный ученик”, “самый опаздывающий”, “самый шумный” и т.д.
В настоящее время в школе существуют лицейские классы экономического и юридического профилей. Школа является членом Американо-российской ассоциации образовательных учреждений. Открыто заочное отделение Евроколледжа.
Мария КОЗЛОВА
Профессиональный разговор
Система Занкова сегодня
Статфакт
Коллегия Министерства образования России в декабре 1996 года впервые наряду с традиционной признала существование двух параллельных систем в начальном образовании – систему Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова и систему Л.В.Занкова.
По данным коллегии:
по традиционной системе работают 60% учителей
по Эльконину-Давыдову – около 10% учителей
по Занкову – около 30%.
роизошла со мной недавно почти анекдотическая история. Я искала школу, где должны были состояться открытые занковские уроки. Зашла в одну, другую – точного адреса 438-й у меня не было. А на вопрос – не ваша ли школа работает “по Занкову” – учителя мне ответили: “Нет, Занкова у нас не работает…”
Напомню. Система Леонида Владимировича Занкова появилась и получила распространение в 50-е годы. Необходимость ее была вызвана тем, что школа, по мнению ученого, не раскрывала резервов психического развития ребенка. Л.В.Занков показал состояние дел в образовании и путь его дальнейшего развития. В его лаборатории впервые возникла идея развития как ведущий критерий работы школы.
В 70-е годы лабораторию закрыли – идеи Занкова пришлись не ко двору. Вспомнили о системе только в 90-е. В 94-м на базе бывшей лаборатории открыли Федеральный научно-методический центр имени Л.В.Занкова при Министерстве образования России.
Сущность системы и═методы
Главная педагогическая идея Л.В.Занкова – не общепринятые учебные успехи школьников, то есть сформированность знаний, умений и навыков, а развивающее обучение – так же, как у Эльконина-Давыдова (этим они коренным образом отличаются от традиционной системы). В обеих системах главенствующая фигура – ученик. В обеих большую роль играют теоретические знания. Обучение идет на высоком уровне трудности и в быстром темпе. Школьники учатся сознательно и увлеченно.
Особенность занковской системы – нацеленность на общее развитие учеников, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых. В системе же Эльконина-Давыдова речь в основном идет о развитии теоретического мышления ребенка. Теория идет по дедукции: от общего – к частному. Например, ребятам дают отрезок и говорят, что с помощью него можно измерять. До ученика доводят прежде всего мир отношений. Это великолепно, но ребенок, как правило, мыслит индуктивно: от частного – к общему. Хотя занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, все-таки доминирующее начало в их системе – путь индуктивный. Отсюда разница в построении учебников, заданий, в методах подачи материала, в формах организации.
Занковский урок, который остается основной формой обучения, хорош тем, что его нельзя заранее подготовить. Кажется, что ведут его сами дети, хотя, конечно, это не так. Правда, бывали случаи, когда занковцы, особенно начинающие, “уходили за детьми и не возвращались”.
В системе Занкова класс обычно сам предлагает план урока (я видела это на великолепном занятии математикой в 438-й московской школе). Занковских ребят часто не понимают в среднем звене. “А почему вы все время задаете вопросы? Разве вы не знаете ответов?” Поэтому одна из главных проблем – проблема преемственности. Она не только в том, что в среднем звене почти нет учебников, соответствующих занковским в начальной школе. Очень важны взаимоотношения учителя и учеников. В средней школе зачастую не представляют, какие ученики пришли к ним, чего от них ждать. А дети удивляются, что на вопросы нужно только отвечать. К тому же однозначных ответов на них нет. Учитель этого не требует.
На уроках в 438-й школе у Антонины Всеволодовны Остроумовой (кстати, она – один из авторов “Букваря”) у меня создалось впечатление, что ребята сами задали и домашнее задание: сравнить два рассказа. Хотя первую скрипку незаметно, ненавязчиво играл опытный учитель. Занковские домашние задания не однообразные, не перегруженные. И отметкам, кстати, большого значения не придается. Леонид Владимирович думал их отменить, но для его времени это было слишком уж смело.
Учителя часто заранее сообщают тему урока. Ставят задачу – заранее готовить материал. Поэтому сразу начинается обсуждение, обмен мнениями.
Занковцы считают, что сегодня именно в их программе – самое богатое содержание. Если работать именно “в системе”, перегрузки не происходит. Ведь география, история, естествознание идут в основном на устной основе. Домашнего задания фактически нет. Действительно, происходит знакомство с общей картиной мира.
Конечно, хорошие педагоги достигают великолепных результатов и в традиционной системе. К занковской системе надо привыкнуть. Если учитель выдерживает первые три года, он видит совершенно другого ученика. Но, как говорят учителя, нужно именно выдержать.
Учебная литература
Занковские учебники очень интересные. Яркие, красочные. Они приспособлены для главной цели, стоящей перед начальной школой, – дать ребенку общее развитие. Желательно соблюдение преемственности между курсами. Лучше, например, не отрывать учебник русского языка от “Букваря” – без “Букваря” русский язык работает на 50%.
Иногда учителя берут учебники Занкова, не работая по системе в целом. Это не запрещено, но полностью системой Занкова это считать нельзя.
Что таится за неверным ответом
Мнения последователей и оппонентов
Наталья НЕЧАЕВА,
доцент Федерального научно-методического центра имени Л.В. Занкова
Очень известный этнограф Лев Гумилев считал, что главный порок школы в том, что знания она дает статично. Дети выучивают какой-то конечный научный вариант. То есть мы не замечаем, как воспитываем догматиков. Ученик привыкает думать по формуле: все существует так и только так. Только работая с этим автором, я осознала то, что вижу каждый день. Например, только сейчас я поняла, что лишь дважды в год, в дни равноденствия, солнце восходит на востоке и заходит на западе. Дети могут наблюдать, что наш мир непрерывно изменяется. У нас полдень, весна, а где-то ночь и осень. Предмет географии помогает детям не свалиться в этот догматизм.
Аркадий Николаевич заложил несколько линий работы. Они структурируют содержание курса.
1. История путешествий. Движение. Все географические знания представлены через историю путешествий. Это практическое освоение мира. Ужасно, что только в шестом классе узнают, кто такие Магеллан и Колумб. Именно во 2-м, когда душа открыта для познания мира, и нужно давать эти захватывающие путешествия. А у нас получается, что до шестого класса изучают только средства географии – ориентирование, рельеф и т.д.
2. История географической науки: как человек открывал все эти закономерности. Очень важно показывать, как формировалось знание.
3. Собственно географические знания и средства.
4. Люди, творившие географию. В начальной школе обычно вообще нет ни практиков, ни теоретиков по учебным предметам. Например, мы ничего не знаем об авторе теоремы Ферма. Почему бы не узнать о нем в начальной школе? Не суть теоремы, а о человеке. Чтобы формировалось уважение к научному знанию. Чтобы во взрослой жизни уметь делать открытия.
Надо все время задавать вопрос, что будет, если… Что будет, если ось Земли будет под другим наклоном? Что будет, если вообще не будет оси? Я всегда поражаюсь множеству ответов детей, за которыми точные научные знания.
Однажды, работая по “Азбуке”, я попросила тех, кто не умеет читать, обвести предметы, где есть звук “э”. Нарисовала сыр, этажерку, эскимо, этикетку… Смотрю, у одного малыша обведены все предметы. Я удивилась и попросила его четко-четко произнести названия. И мальчик ответил: этажерка, этикетка, эскимо, …эдамский сыр. Так что всегда спрашивайте, что таится за неверным, с нашей точки зрения, ответом.
Мария ЗВЕРЕВА,
научный консультант Федерального центра,
Наталья НЕЧАЕВА
Сейчас у нас сделан полный комплект учебников I-III со всем “шлейфом” (методички, тетради на печатной основе, изучение результативности…). Начинаем активный переход на разработку нового комплекта I-IV. Конечно, актуальна проблема преемственности со средним звеном. Учителям трудно работать по нашей системе, не хватает знаний, глубины. Моя точка зрения (Натальи Нечаевой. – Н.С.) – нужно, чтобы учитель начальной школы перешел с шести предметов хотя бы на два-три. Ведь у каждого есть любимые, более близкие предметы. Учитель часто теряется в начальных классах, не может на что-то реагировать быстро. А он просто не знает как. Ведь у предметника все-таки одна область! Учитывая пристрастия учителей, пусть один возьмет, например, русский язык, литературу, естествознание, а другой – что-нибудь другое.
В системе Давыдова свои взгляды. Он предлагает, чтобы в начальной школе работали учителя-предметники. Это, на наш взгляд, неверно. У предметника нет такого заботливого отношения к малышам, как у учителя начальной школы.
Вечная проблема – изучение результативности. Как технологически измерить общее развитие? Конечно, мы ориентируемся на стандарт. Но наше содержание превышает его.
У Занкова обучение всегда было с семи лет и продолжалось три года (а везде в то время начальная школа была четырехлетней). Леонид Владимирович тоже начинал с четырех лет, но быстро выяснилось, что дети, как губка, впитывают материал и можно учить быстрее. Занков не выдвигал трехлетний срок обучения как признак его системы, просто так получилось. И против четырехлетнего он тоже не возражал, но хотел наполнить эти годы обучения своим содержанием.
Роза ЧУРАКОВА,
научный руководитель Федерального центра
Главная особенность нашей системы, мы не устаем это повторять, – общее развитие ученика. Как ее решать? Через новые отношения учителя и учеников. Через содержание предметов. Мы хотим дать общую картину мира. И она дана нашими предметами. Необходимо ввести понятие “экология”; ребятам необходимы знания о себе, о мире, значит, без естествознания мы не обойдемся. Нужна история. Нас пытаются обвинить в многопредметности. Это неверно. Не много предметов – один предмет: широкая картина мира, которая сегодня разбита наукой на разные предметы. Учебники разные, а система одна.
В учебный процесс широко вовлекаются и родители. Учитель говорит: “А какую задачу вы хотели бы папе с мамой предложить?” Обязательно на уроке найдется какой-то момент, где можно привлечь родителей.
Недавно в Самаре прошла олимпиада по математике среди учеников начальных классов. Все пять первых мест заняли занковские дети, третьеклассники. Убедительная победа! Занковских учителей, кстати, специально не взяли в комиссию, для честности.
Об учебниках. Учебники создавались, когда появилась теория Занкова. В 70-е годы были пробные книги, в которых отсутствовала стройная система. Нынешние переработаны в соответствии с современными требованиями. Раньше не было своей “Азбуки”, “Букваря”, не было географии, истории… Все это рождалось после Занкова, а он только наметил.
Чем он хорош, “Букварь” Занкова? Ребенок становится его соавтором, и это впервые. Каждый ученик по-своему раскрашивает, дописывает, отвечает на вопросы… Для него это событие.
Очень сильные учебники Аргинской по математике, и к тому же с тетрадями, а это решение всех проблем.
К программе I-III у нас есть все (и учебники, и пособия, и контрольные работы…) Но нужно переходить на I-IV. Сейчас отрабатывается программа. Думаю, к сентябрю будем готовы. Сделаем первый пласт. Будут отработаны русский язык, математика, естествознание…- основные предметы.
Мы очень нуждаемся в единомышленниках, в авторах. Приглашаем занковских учителей к сотрудничеству.
Почему учителя предпочитают занковскую систему? Она гораздо ближе, чем мы, к традиционной по содержанию и методам.
Существенное отличие от нас – у Занкова в представлениях – теоретических и практических – нет учебной деятельности. Вообще не встает вопрос о теории деятельности. Учебная деятельность начинается с того момента, когда мы вводим учащихся в освоение теоретического знания. Занков ввел в начальную школу преимущество теоретического знания, но в этом не разобрался.
Василий давыдов,
академик, один из авторов теории развивающего обучения
Новые занковские издания:
“Азбука” под редакцией Нечаевой Н.В. М.: 1996.
“История становления человека”. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методическое пособие. Издательство “Белорусский дом печати”, Минск, 1996 г.
Программа обучения по системе Л.В.Занкова, 1-3-е классы. М.: 1996.
Нечаева Н.В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III), М.: ФНМЦ, 1996.
Нечаева Н.В. Изучение результативного развития речевой деятельности младших школьников, М.: ФНМЦ, 1996.
Нечаева Н.В., Роганова З.Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах. М.: ФНМЦ, 1996.
Как хорошо уметь читать
бучение грамоте семилетних детей обеспечивается “Букварем” и тетрадями по письму (в 3 частях). И тетради, и “Букварь” впервые снабжены методическим аппаратом. Учитель понимает, что ему надо делать в каждом конкретном случае. Но это не должно ограничивать его деятельность – он может придумывать массу своих заданий. Первая часть “Букваря” и первая часть прописей заканчиваются обращением к учителю, даются методические рекомендации. Я полагаю, если грамотный учитель (необязательно в занковской системе) выполнит все задания “Букваря” и тетрадей, он сможет по ним работать.
К этому комплекту прилагаются вышедшие недавно методичка “Как учить грамоте читающих и нечитающих детей” и “Планирование периода обучения грамоте”. Планирование тематическое, постраничное, помогающее учителю ориентироваться. Кроме планирования содержания дано и планирование хода урока. В этой же книжке “Как учить грамоте…” есть и диагностические работы, которые помогают проверить степень готовности к обучению родному языку и определяющие достижения детей к концу обучения грамоте. Сейчас я работаю над развитием речевой деятельности (эта линия включена и в методику обучения грамоте, и в программу по русскому языку). Есть и подробная методика работы над текстом, предложением и словом, над литературным творчеством детей.
Сейчас перед нами задача – перейти на режим I-IV. Во-первых, педагогическое сознание родителей не созревает сразу. Во-вторых, все зависит от готовности малышей. К тому же год от года растет количество детей группы риска. Так что какой-то период, я думаю, дети будут учиться и с семи, и с шести лет.
“Азбука” для 6-летних принципиально отличается от “Букваря”, но учитель может работать и по ней, если у него будет в руках общая методичка. Главное назначение “Азбуки” – расширение кругозора детей, поэтому здесь представлена широкая картина мира. “Азбука” развивает психофизические функции, необходимые для чтения и письма, в игровых формах.
Прописи пока те же. Но к ноябрю, возможно, выйдут специальные – для шестилетних.
Обучение по “Букварю” для семилеток заканчивается примерно в декабре, как и в традиционной системе. Если срок обучения затягивается до января-февраля, не страшно. На старте лучше не суетиться.
Обучение грамоте по “Азбуке” может идти и в детском саду в течение года. Сейчас я работаю над книгой по русскому языку, на которую надо будет переходить в первом классе после “Азбуки”. А потом – на “Русский язык” А.В.Поляковой, “Чтение” З.И.Романовской. Вот в 5-м классе сложнее. Вышла наша книжка: Нечаева Н.В., Роганова З.Н. “Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах”. Очень подробное планирование, материалы к урокам, есть примеры самих уроков.
Чем отличается наш подход к обучению грамоте? Мы стремимся к достижению оптимального общего развития каждого ученика. А не к тому, чтобы всех подравнять. Это было бы катастрофой и для составителя учебника, и для учителя. Мы не отбираем детей. В 1-й класс приходят и те, кто умеет читать, и те, кто даже не знает букв, то есть фактическое различие может быть чуть ли не в два года!
Что такое сама процедура чтения? Быстрое просматривание и безошибочное озвучивание определенного порядка знаков. Поэтому нужно учитывать психофизиологические функции, которые участвуют в этой деятельности. Анализ показал, что “слабые” очень долго не читают потому, что у них нет опыта быстрого просматривания знаков (аналитико-синтетической деятельности), они просто не знают букв. Когда они это освоят, переходим на “Родную речь” или “Живое слово”.
Очень важно опережающее изучение букв. Скажем, ребенок придумал задание – какие буквы здесь спрятались? Я сначала ничего не увидела. А дети увидели тут огромное количество букв! Ведь если мы атмосферой обучения способствуем развитию творческой мысли ребенка, то мысли этой нет предела!
Или: как можно быстрее просмотреть строчки и подчеркнуть все большие и маленькие буквы “А”. Здесь важны скорость и правильность. Пусть кто-то найдет не все буквы. Все равно формируются функции, необходимые для чтения. И второй подход – перечитывание. Конечно, это не мотив – пять раз перечитать одно и то же. Тут поможет активное введение грамматики – не грамматики ради. Например, задание: бараны били в барабаны. Каждое слово можно интонационно выделить. Ситуация меняется, ребенок читает с интересом. Или: Саша гладит рубашку. Саша – он или она? Идет осознание языковых средств. Это есть и в “Букваре”, и в “Азбуке”.
После такой поисковой работы невозможно переходить на репродуктивный уровень, понадобится учебник Поляковой.
Наталья НЕЧАЕВА,
доцент Федерального центра, автор учебников и методик
Дидактические принципы системы Занкова
– обучение на высоком уровне трудности,
– высокий удельный вес теоретических знаний,
– быстрый темп изучения программного материала,
– осознание школьниками процесса учения,
– общее развитие всех учащихся.
Но все же, все же…
Развивающее обучение – это концепция, ставшая своеобразным “общим местом” психолого-педагогической мысли России второй половины XX века. Что же обращает на себя внимание при знакомстве с программами развивающего обучения? Стремление вести обучение непременно на очень высоком уровне обобщения, акцент на развитие научно-теоретического мышления, злоупотребление абстрактными моделями. Все это зачастую производит впечатление искусственности, догматической натужности. И не то чтобы мы сталкиваемся здесь с резкими нарушениями принципа доступности учебного материала, просто детям и подросткам чужды, неинтересны и непосильны в массе “теоретические обобщения”, “универсальные клеточки” и прочие изобретения. Нет никаких доказательств, что автоматическое заучивание маленькими школьниками многих правил тормозит интеллектуальное развитие детей, а та же самая премудрость, преподносимая ребенку семи лет в русле теории русской письменности, заставляющая его интеллект функционировать в режиме многочисленных “логических костылей”, благотворна для становления его ума. Думается, наши предшественники были не глупее нас и хорошо понимали, что для будущего полноценного функционирования интеллекта очень важно сделать в раннем детстве задел мыслительных штампов, которые в дальнейшем будут действовать как автоматизмы.
Теперь приведу мнения учителей и руководителей школ: “К детям средних и слабых способностей эта технология не подходит, но если детки умненькие, специально отобранные в классы, то все получается неплохо”. Неплохо в том смысле, что дети хорошо читают, пишут, считают, соображают и т.д. Но ведь известно, что умненькие детки обладают свойством “спасать” самую плохую технологию обучения. И невольно возникает ряд вопросов. Что обретает общество, бросая в “экспериментальное пекло” наиболее способных детей и лучших учителей начальной школы? Где границы применимости технологии? Вместо вразумительных ответов нас потчуют всякого рода априорными конструкциями и теоретическими рассуждениями о пользе содержательных обобщений.
В последнее время в недрах классического развивающего обучения, на волне повального увлечения всякого рода тренингами вызревает новое направление. Понятие “учебная задача”, которое долгие годы рассматривалось как хребет умственного развития, заменяется на понятие “поисково-творческая задача”. С помощью таких задач и собираются развивать детский интеллект. Никакого определения поисково-творческой задаче не дается, и за таковые предлагается принять представленные образцы различного рода головоломок.
Творцы новой технологии пишут: “Состояние современной начальной школы нельзя считать нормальным в связи с засильем деятельности по усвоению знаний и умений, которое существенно, на наш взгляд, тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь творческого мышления… Смысл нашего предложения состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых любые дети – с разной интеллектуальной подготовкой – могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом” (Методы развития интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Москва, 1994, стр. 6-7).
Где же взять время на занятия, не связанные с учебным материалом? Авторы предложения советуют изменить соотношение деятельности по усвоению знаний и “поисково-творческой деятельности” в пользу последней. Становится жалко детей.
У меня нет цели огульно отрицать изобретения и находки, сделанные в недрах проблемного, программированного, развивающего и прочих обучений. Но все же, все же. Хотелось бы призвать к большей сдержанности в абстрактных рассуждениях о соотношении обучения и умственного развития, о зонах ближайшего развития, о формировании интеллектуальных способностей.
Герман СТРЮКОВ,
зав.лабораторией диагностики Аттестационно-диагностического центра Нижегородской обл., кандидат психологических наук, доцент
Наш комментарий
Сегодня каждый третий первоклассник России учится по занковскому “Букварю”. В начальной школе многие Занкова принимают. А связь со средним звеном в большинстве случаев нарушается. Есть надежда, что когда-нибудь этот “обрыв на линии” будет восстановлен и учителя продолжат занковскую систему в средних и старших классах. Появилась серьезная заявка на создание системы преемственности.
И дело не только в появлении постоянных занковских учебников и методик (хотя долгие годы об этом приходилось только мечтать). Школа потихоньку, порой неуклюже, поворачивается в сторону развития, отходит от традиционной отработки умений и навыков. Подтверждение тому – не только школы, работающие по системе Занкова и Эльконина-Давыдова, но и многие другие (Монтессори, вальдорфские, школы “Диалог культур”…). Занковская школа одна из первых сделала шаг в будущее. За 40 лет существования, не изменив своим принципам, она обогатила свое содержание, приобрела сотни сторонников, воспитала людей, относящихся к себе как к ценности, уважающих себя, уважаемых другими и уважающих других. Согласитесь, это так необходимо, особенно в теперешней жизни.
Комментарии