Недавно одна опытная, заслуженная учительница пожаловалась: “Родители заботятся только об отметках, переживают, спрашивают, почему “четыре”, а не “пять”? Но никто не спросит о том, что я думаю о характере ученика, что волнует в его поведении”.
роходят годы, забываются школьные оценки. И уже в других университетах экзаменует нас жизнь. Уходят из памяти школьные учителя, забываются переживания по поводу отметок. Зато помнится другое.
нашем маленьком поселке была только начальная школа. С пятого класса ждала нас школа в соседнем селе. Как скучали мы по своей спокойной, доброй первой учительнице! А в новой школе все было непривычно. Историю вел директор. Он буквально врывался в класс и на уроках не стоял на месте. Спрашивал всегда строго, попробуй забудь какую-нибудь дату. Но сам рассказывал интересно, увлеченно. Обращался с нами как со взрослыми. Внушал: “А вы, ложась спать, спросите себя о том, как прожит день, что полезного сделано”. Или неожиданно в конце урока читал стихи: “А как у вас с величием души? Все остальное, кажется, в порядке, но, не играя в поддавки и прятки, скажите, как с величием души?” Однажды на выходные дни директор поручил мне передать какое-то сообщение нашей первой учительнице. И надо же было мне забыть об этом! Зимним утром в понедельник директор отправил меня за пять километров домой, чтобы передала все-таки поручение.
е один десяток лет прошел с тех пор. А та дорога помнится. Помнится, как на следующий день директор подошел ко мне, положил руку на голову и стал говорить какие-то серьезные слова. Изо всех сил старалась я тогда не разреветься. Когда сейчас мне кажется, что весь мир ополчился против меня, я припоминаю ту длинную зимнюю дорогу и глуховатый голос мудрого учителя: “А как у вас с величием души?” “Плоховато, – говорю себе, – но я постараюсь…”
Надежда ТУМОВА
Вкратце
А цены-то “кусаются”!
В подмосковном Троицке прошла VIII международная конференция “Применение новых технологий в образовании”, в которой приняли участие представители 59 регионов России, Украины, Белоруссии, Польши, Англии и даже самой компьютеризированной страны мира – Финляндии.
Восьмой раз представители образовательных учреждений и компьютерных фирм разных стран собрались в Троицке благодаря фонду поддержки новых технологий в образовании “Байтик”. Фонд был создан в 1986 году Троицким институтом инновационных и термоядерных исследований и занимается разработкой специальных проектов применения компьютерных технологий в средней и высшей школе.
На нынешней конференции были представлены более 50 различных докладов российских и иностранных участников. Тематика их разнилась от простого обучения школьников пользованию компьютером до применения мультимедиа и сетевых технологий в преподавании различных предметов.
Конференция сопровождалась выставкой обучающих программных продуктов и литературы.
К сожалению, она не принесла каких-либо новинок, а цены на программные продукты, что называется, “кусались”. Самый крупный в России производитель обучающих игр, компания “Никита”, отсутствовал в списке участников. Российское представительство ведущего производителя программного обеспечения, фирмы Майкрософт, выступило на конференции с докладом, но не сочло нужным представить на выставке свой стенд. Это может говорить лишь о том, что рынок образовательных компьютерных технологий у нас еще не развит, несмотря на солидную теоретическую базу.
“Применение новых технологий, Интернет и мультимедиа, – считает директор фонда “Байтик” Татьяна Кузькина, – может сделать школьное образование более увлекательным и более эффективным. Но в России это произойдет очень нескоро, и мы стараемся приблизить это время”.
Лев КАДИК
ТЕМА:
Концепция полового воспитания школьников
Тринадцать предложений академика
В настоящее время в Российской академии образования разрабатывается концепция полового воспитания школьников. Ее основные положения, сформулированные академиком Д.В.Колесовым, обсуждаются на Совете по половому воспитанию, образованном президиумом РАО. Председатель совета – академик В.В.Давыдов. Советом рассматривается ряд предложений, уточняющих позицию академии в отношении целей, задач, методов и средств полового воспитания школьников. Мы публикуем предложения, которые были сделаны академиком А.В.Петровским и переданы на обсуждение членам совета.
О половом воспитании “УГ” писала неоднократно (NN5, 12, 21 за 1997 г). На наших страницах мы стараемся представить мнения специалистов в этой области наиболее полно. На сей раз читателей газеты со своим взглядом на столь щекотливую проблему знакомит президент РАО.
По-видимому, было бы важным для совета узнать мнение читателей нашей газеты в связи с предлагаемой публикацией.
1. Ханжеская десексуализация, выхолащивающая все виды искусства и литературы, отвечала идеологическим принципам прошлых лет, выдвигая как безусловно приоритетные интересы общества, которое отождествлялось с государством. Личной жизни человека, а тем более интимным отношениям полов отводилось последнее место (если вообще об этом могла идти речь). Этот подход обобщен в сакраментальной формуле “в советском обществе секса нет”.
2. В советский период истории народного образования господствовала бесполая педагогика. Полностью игнорировались любые формы полового воспитания детей и подростков, которое сводилось преимущественно к запретам. Любовь в школьном возрасте рассматривалась как нечто предосудительное. Педагогическое “табу” накладывалось на упоминание анатомо-физиологических и психологических различий мальчиков и девочек.
3. В настоящее время наблюдается прямо противоположная тенденция. “Сексуальная революция”, которая началась в шестидесятые годы на Западе, во многом определяет общественную жизнь и в России. Это способствует возникновению и развитию многих негативных явлений (росту венерических заболеваний, СПИДа, фактической легализации проституции, распространению порнографической печатной и видеопродукции, ранним беременностям девочек, оправданию сексуальной вседозволенности и т.д.). Все это приносит огромный ущерб нравственному и физическому развитию детей и подростков и ставит перед семьей и школой задачу обеспечить блокирование этих вредоносных факторов.
4. Применительно к системе современного образования наметилось два, во многом альтернативных, варианта решения этой труднейшей проблемы, обозначенных: 1 – сексуальное просвещение, 2 – половое воспитание школьников.
5. Принципиальную основу дифференциации указанных подходов образует теоретическое разграничение 2 понятий: 1) социализация (понимаемая в широком смысле этого слова) – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта (как культуры, так и антикультуры, псевдокультуры), осуществляемого в общении и деятельности; 2) образование – целенаправленный, педагогически организованный процесс и результат социализации, осуществляемый в интересах человека и/или общества, к которому он принадлежит. Двумя взаимосвязанными сторонами образования являются обучение и воспитание. К примеру, обучая подростка гигиеническим навыкам, его тем самым воспитывают, добиваясь формирования соответствующей привычки и т.п.
6. Если в годы господства принципов коммунистического воспитания были основания говорить о сексуальном просвещении как оправданном компоненте социализации человека, то в настоящее время дело обстоит прямо противоположным образом. Поток печатной и видеопродукции в буквальном смысле этого слова захлестывает рынок и абсолютно доступен для представителей всех возрастных групп. Полный набор сведений о половой жизни и всего, что к этому относится, вплоть до всевозможных извращений, легко попадает в руки подростков и, бесспорно, вызывает их интерес, обеспечивая всестороннюю осведомленность. Подобное сексуальное просвещение развертывается не в интересах общества и развивающейся личности, а исключительно в целях, сугубо коммерческих. В этом отношении школа почти ничего не может добавить к решению задач сексуального просвещения и, по всей вероятности, ничего нового подросткам не сообщит.
7. Задачей школы является не сексуальное просвещение, а половое воспитание как комплексная педагогическая проблема. Сюда относится широкий спектр анатомо-физиологических, психологических, эстетических и этических знаний, формируемых установок, привычек и т.д. Единственное основание для развертывания в образовании системы полового воспитания – отнюдь не коммерческие интересы, а задачи полноценного развития личности человека в его собственных интересах и интересах общества, к которому он принадлежит.
8. Половое воспитание не может рассматриваться как специальный учебный предмет с указанием выделенных для него часов в школьном расписании. Как уже отмечалось в педагогической прессе, ответ на “вызов времени” не должен осуществляться в системе образования путем введения нового учебного предмета. Разумеется, при этом не исключена возможность реструктуризации дисциплин, входящих в базовый учебный план. Половое воспитание является общей задачей школы, в решении которой следует принимать участие педагогам, психологам, медикам. У каждого из них должны быть соответствующие их специальности цели и задачи, а следовательно, отведенные для этого учебные часы, возможности проведения консультаций. При этом необходимо учитывать возраст учащихся, их потребности, мнение, позицию родителей и многие другие факторы. Половое воспитание менее всего должно быть направлено на детализацию различных аспектов половой жизни. Важнейшим представляется внимание к полоролевой позиции мальчиков и девочек и вообще к проблемам половой идентификации.
Медикам в своей работе со школьниками нужно сосредоточиться на проблемах профилактики заболеваний, связанных с половой сферой, на формировании гигиенических навыков, а в необходимых случаях уметь информировать школьников о способах контрацепции. Трудно определить конкретный возрастной этап в анатомо-физиологическом и психическом развитии школьников, когда соответствующая информация оказалась бы предоставленной им своевременно. Это не может быть преждевременным (до того, как соответствующая потребность у подростков созрела), и вполне понятна недопустимость опоздания. Следовательно, речь может идти исключительно об индивидуальной, а не фронтальной работе.
Невозможность ввести специальный предмет “Половое воспитание” в значительной степени обьясняется тем, что нельзя подготовить учителя, в совершенстве владеющего всем комплексом необходимых для этого знаний. Это, впрочем, не исключает, а предполагает введение в высших педагогических заведениях курса, посвященного проблемам сексологии, и в частности детской сексологии, подготовке подростков и юношей к семейной жизни, профилактике ранней беременности, предупреждению абортов и заболеваний, передающихся половым путем. Необходимая информация о строении и функционировании половых органов должна даваться в курсе “Анатомия и физиология человека” без опасения о неуместности подобного материала на школьных уроках.
Разумеется, в случае необходимости врач или психолог должны давать исчерпывающие (хотя не обязательно излишне полные) ответы на вопросы школьников, касающиеся интимных сторон их развития. Однако не следует преподносить ответы без их вопросов. Верующим старшеклассникам может оказать помощь советом и наставлением священник, берущий в этом случае на себя права и обязанности духовника.
9. Итак, половое воспитание доступно для реализации в учебном процессе. Оно может и должно осуществляться при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, востребованности соответствующего учебного материала, компетентности педагога, врача, психолога. Оно отражает национально-религиозную специфику и учитывает позицию не только школьников, но и их родителей. Половое воспитание вместе с прочими его характеристиками – важнейшая сторона нравственного развития личности школьника. Это предполагает постановку соответствующих задач для преподавания предметов гуманитарного цикла: литературы, обществоведения, истории. Нет необходимости говорить о роли естественнонаучных дисциплин.
10. В отличие от этого сексуальное просвещение в основных своих чертах не управляемый, а стихийный процесс. Он в равной мере может включать элементы культуры и антикультуры. Все попытки его регламентации и коррекции в настоящее время обречены на неудачу (ограничение ознакомления подростков с обильной книжной, журнальной и газетной порнопродукцией, использование в домашних условиях видеокассет соответствующего содержания, доступность для особо “сексуально озабоченных” зрителей – среди них и подростков – в ночные часы эротических шоу и телефильмов). Сейчас нет законных путей пресечения проституции. Попытки прямого запрета пока практически невозможны и нередко вступают в противоречие с правами человека. Многочисленные призывы законодательного запрещения порнографии вполне понятны и в нравственном отношении оправданны, тем не менее явно не способны привести к благоприятным последствиям. Это связано с крайней затруднительностью при проведении границы между порнографией и эротикой. В частности, включение эротических эпизодов в подлинно художественные произведения. В результате подобных законодательных инициатив, которые выдвигаются из лучших побуждений, могут развиваться структуры, имеющие задачей цензурирование художественных произведений и создание своего рода “нравственной Управы благочиния”. В недавнем прошлом подобная “сексологическая” экспертиза (к примеру, отнесение некоего фильма к разряду “порнографических”) нуждалась в научной экспертизе работы самих экспертов. Кстати, уместно вспомнить драматические результаты кампании по борьбе с алкоголизмом – распространение наркомании и токсикомании у подростков. Напомню, что в результате принятия “антиалкогольных мер” были вырублены виноградники, дававшие возможность производить в подлинном смысле слова драгоценные сорта вин. Основной путь противостояния этой мутной волне сексуальной вседозволенности – повышение культурного уровня молодежи. Антикультуре, псевдокультуре может противостоять только подлинная культура – богатство, которым никогда не была обделена Россия.
11. Опасения по поводу применения законодательно утвержденных запретительных мер не должны вести к пассивности научных и общественных организаций и всей системы образования по отношению к использованию средствами массовой информации, прежде всего телевидением, рекламных и пропагандистских материалов, способных оказывать растлевающее влияние на подростков. Здесь оправданны все формы протеста против подобных антиобщественных явлений, возникающих на базе откровенной коммерциализации информационных каналов. Понятны опасения, которые высказывают педагоги, психологи и родители по поводу принятия парламентом законодательных актов, связанных с репродуктивной деятельностью и планированием семьи, включающих в себя аспекты полового воспитания.
По всей вероятности, необходимо в этой связи осуществить силами Российской академии образования, Российской академии медицинских наук при участии школьных педагогов и медицинских работников содержательный анализ документации, предложенной законодательными органами на рассмотрение и утверждение.
12. Как известно, РАО решительно опротестовала распространение в школах программ учебного предмета “Половое воспитание”, а также использование в психологическом и социологическом отношении безграмотных анкет, провоцирующих школьников вникать в тонкости половых сношений. Основываясь на постановлении президиума РАО, Министерство общего и профессионального образования приостановило реализацию проекта “Половое воспитание российских школьников” и отозвало упомянутые учебные программы. При этом РАО исходило из того, что в упомянутых материалах оказались механистически соединенными элементы сексуального просвещения и полового воспитания.
13. Для нас неприемлемо следовать по пути сексуальной революции (которая и на Западе идет на убыль), равно как и “сексуальной контрреволюции”, которая порождает кликушеские всхлипы “религиозного фундаментализма”, для которого, к примеру, слово “презерватив” заведомо табуировано. Школа должна найти свой научный и педагогически обоснованный путь, не впадая ни в одну из этих крайностей, и с этой целью в каждой школе желательно иметь комплексную программу полового воспитания.
Артур ПЕТРОВСКИЙ,
президент РАО
Комментарии