Творчество
Почему-то представляется, как он идет по бульвару под моросящим дождем. Немного ссутулясь, задумавшись. Еще у Делакруа он вычитал, что прежде чем рисовать других, нужно изучить себя. С тех пор не написал ни одного чужого портрета. Только собственное лицо. То веселое, то грустное, мрачное. Годами ловя оттенки настроения, сам себе так и остался неизвестен.
Мы едем к нему в старом троллейбусе вместе с ректором местного института усовершенствования учителей Алексеем Лялиным. Я все думаю, что меня ждет встреча с юрким седеньким старичком, однако у входа в гимназию стоит высокий худощавый мужчина с аккуратной черной бородой.
– Знакомьтесь, – говорит Алексей Федорович, – это наш мордовский армянин Валерий Варданян. Преподаватель изобразительного искусства, кандидат педагогических наук.
В тесном помещении на первом этаже школы уютно. Гобелены, картины. Шкафы заставлены расписными фигурками. Пахнет краской. Валерий угощает нас чаем.
– Почему Саранск? – улыбается он на мой вопрос. – Я – армянин, жена – молдаванка, пришлось остановиться на чем-то нейтральном. Сюда приехали с дочкой, поселились в общежитии. В университете мне предложили должность учебного мастера, жене – лаборанта. Проработал полгода, чувствую – задыхаюсь. Если бы не случайно подвернувшееся место в школе, не знаю, что и было бы.
Так, с 1984 года, началась его педагогическая деятельность. Ученики, бесповоротно влюбившиеся в учителя, сочиняли двустишия: “Самый лучший из армян – наш Валерий Варданян”. Пока жена училась в аспирантуре, устраивали график заплетения кос маленькой Люде. Гости мало обращали внимание на то, что он живет в помещении, предназначенном для туалета, забегали сюда по любому поводу. Любили пить чай из старинного тульского самовара, вести беседы о живописи.
Иногда он рисует прямо на занятии. Урок – картина. Сзади, не дыша, сидят дети. Ученики художественных спецклассов 20-й школы-гимназии.
Валерий показывает нам экзаменационные работы старшеклассников. Эскизы, фрагменты росписи, рисунки готовых изделий. Рябит в глазах от сочных красок. Резной стул, шкатулки, сундучки.
– После гимназии все, наверное, стремятся стать профессиональными художниками?
Валерий качает головой.
– Нет, социальный статус художественного училища невысок, ему предпочитают вуз. Но это не значит, что люди, выходя из наших стен, забывают об искусстве. Они соприкоснулись с рукотворной красотой. Поверьте, это не забывается.
Он говорит практически без акцента, на встречах с друзьями пьет водку, а не коньяк, учит ребят владеть палехской, хохломской, городецкой росписью. На родине не был около восьми лет. Но он гордится тем, что армянин, еще любит бродить по деревням, собирать старинные вещи: Варданян приоткрывает занавеску, и груда пыльных горшочков, лаптей, чайников едва не сваливается со школьного подоконника…
Вечером мы прощаемся. Все еще рассказывая о ребячьих работах, он отчаянно жестикулирует (вот где проявляется кавказский темперамент). Провожая нас, Валерий показывает в сторону.
– Там мой дом. Квартира. Но я пишу в школе, дома трудно сосредоточиться.
И теперь представляется ясно, как он идет по бульвару под моросящим дождем. В школу. Учитель и Художник.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Саранск – Москва
Комментарии