Есть истины, которые на протяжении многих лет подтверждают свою неизменность. Одна из таких истин: «Кадры решают все». Экономический и технологический прорыв невозможен без качественно подготовленных специалистов. В Петербурге к пониманию этого пришли давно. Не случайно Северная столица еще 4 года назад включилась в международное движение WorldSkills. Какие изменения в развитие системы среднего профессионального образования это внесло и почему конкурсы профессионального мастерства так важны, рассказывает начальник отдела профессионального образования комитета по образованию Владислав ФРОЛОВ.
– WorldSkills – это определенные правила, которые прошли апробацию временем, и эти правила инициированы международным сообществом, связанным с подготовкой профессиональных кадров, в основном по рабочим специальностям. В нашей стране движение WorldSkills появилось на рубеже 2013‑2014 годов. Сейчас, когда мы говорим о конкурсах профессионального мастерства, у многих это ассоциируется именно с международным движением WorldSkills, хотя на самом деле подобные конкурсы проводились всегда и на предприятиях, и в организациях, и в учебных заведениях.Нужно заметить, что уже с 2000‑х годов петербургские профессиональные учреждения самостоятельно в порядке живого обмена выезжали в разные страны, например в Финляндию. Это ценно тем, что в нашем городе конкурсное движение начало реализовываться самими образовательными организациями, теми подвижниками среди мастеров и директоров, которые этим движением заинтересовались. Затем эта инициатива была поддержана на государственном уровне. Полноценно город включился в движение WorldSkills в 2014 году, и тогда же был создан координационный центр на базе Дворца учащейся молодежи.- Владислав Викторович, возникает закономерный вопрос: что интересного в этом конкурсном движении не только для каждого индивидуального участника, но и для всей системы профобразования?- Прежде всего мы поддержали движение WorldSkills, потому что оно дает нам несколько направлений, связанных с модернизацией системы подготовки квалифицированных кадров.Во-первых, конкурс – это, по сути, новая шкала независимой оценки качества подготовки кадров, которая основана на мировом опыте и соответствует международному регламенту. Ведь на любом предприятии конкурсы проводятся на том оборудовании, какое есть, и на том уровне, который достаточен для этого предприятия. Здесь же задана определенная мировая шкала достижений, и в соответствии с ней экспертами из разных стран разработаны задания. Конечно, они соответствуют более высокому уровню подготовки специалистов. Условно говоря, вместо 3‑4‑го разряда уровень заданий предполагает 5‑6‑й разряд. Дотянуться до этого уровня непросто, и для этого человек, который серьезно участвует в движении WorldSkills, готовится по дополнительным программам и в дополнительное от учебы время. Важно, что мастер, который разрабатывает эти задания, совершенствует их, смотрит за их выполнением, также повышает свой квалификационный уровень, поскольку овладевает более широким спектром профессиональных умений, а также педагогических компетенций.Кроме того, в системе WorldSkills оценивается не только конечный результат, но еще и процесс подготовки. Не только важно, что ты сделал, но и то, как ты делал изделие или осуществлял услугу: сколько времени потратил, как в производственной цепочке разложил свои действия и т. д.Движение WorldSkills также требует иного подхода к культуре производства. Сейчас на уважающем себя производстве уже не встретишь специалистов в грязных куртках. Каждый обязан ухаживать за своим рабочим местом. Важно и то, что все участники берут на конкурс свой «приработанный» инструмент.- Сказалось ли движение WorldSkills на стандартизации системы СПО?- Да, можно сказать, совершенно изменились федеральные стандарты. С сентября 2017 года 25 профессиональных образовательных организаций комитета по образованию реализуют ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям (Топ-50) и специальностям (например, «мастер отделочных строительных и декоративных работ», «мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства», «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» и др.). В соответствии с распоряжением комитета по образованию в 2018 году уже в 30 ПОО будет осуществляться реализация 22 ФГОС СПО по Топ-50.В связи с внедрением новых ФГОС СПО изменились подходы к проведению государственной итоговой аттестации, к оценке уровня овладения выпускником необходимыми компетенциями. Определена новая форма проведения государственной итоговой аттестации в виде демонстрационного экзамена в рамках новых ФГОС СПО.Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру ГИА обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур. В предлагаемой модели экспертное участие, в том числе представителей работодателей, требует подтверждения квалификации по стандартам WorldSkills Россия.Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена, получают следующие возможности:а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями, и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию и признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами WorldSkills Россия.С целью получения опыта проведения ГИА в новой форме Санкт-Петербург вошел в число субъектов, участвующих в пилотной апробации по организации и проведению демонстрационного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования. Все профессиональные образовательные организации, вошедшие в пилотный проект, аккредитованы Союзом WorldSkills на статус площадки по проведению демонстрационного экзамена. В 2017 и 2018 годах в пилотной апробации демонстрационного экзамена приняли участие 351 студент из 16 ПОО.В период с 11 апреля по 28 июня 2018 года 243 студента сдали демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills и показали хорошие результаты освоения профессиональных компетенций.Понятно, что изменение подготовки кадров и как следствие включение в мировое конкурсное движение процесс небыстрый. Но важно подчеркнуть, что это тенденция. Независимая оценка качества помогла нам определиться, на каком уровне мы готовим кадры относительно мировой системы, далее мы пошли по пути тренировки, чтобы наработать навык и использовать его, и теперь мы выходим на новые стандарты, которые расширяют планку компетенций и соответственно возможности трудоустройства выпускника.
Нельзя утверждать, что завтра все рабочие будут соответствовать 5‑му разряду. В наукоемком и высокотехнологичном производстве нужны лучшие, и, если таких будет 15‑20%, это вполне нормально. Много сфер приложения усилий, где нужны специалисты 3‑го разряда, но и для них важна качественная профессиональная подготовка. Кроме того, если в учебном заведении создаются соответствующие условия, присутствует соревновательный дух, то даже ребята, выбравшие профессию случайно, могут увлечься и принять участие в конкурсе. История современного профессионального образования знает много примеров, когда благодаря включению в мировое конкурсное движение ребята достигали новых жизненных вершин.
Из опыта участия в чемпионате WorldSkills РоссияИван ШУМИЛОВ, победитель национального чемпионата WorldSkills Россия в 2016 году по компетенции «Ювелирное дело», мастер производственного обучения Художественно-профессионального лицея имени Карла Фаберже:- Когда я был студентом лицея, мне предложили принять участие в конкурсном движении WorldSkills Россия. Поскольку в рамках повседневного обучения на мировой уровень выйти трудно, потребовались дополнительные занятия. Поэтому поначалу я воспринимал все как занятия в кружке. Затем уже пришло сравнение со спортивным состязанием и понимание того, что конкурсное движение словно расширяет границы профессии.В 2016 году я впервые поехал на чемпионат WorldSkills Россия и победил в своей компетенции, разделив 1‑е место с участником из Москвы. Таким образом, попал в состав национальной сборной, правда, в качестве запасного игрока. Но тем не менее тот опыт, что я приобрел на соревнованиях, мне очень много дал. Это новая ступень развития. Тебе все время хочется учиться и идти дальше. Тем более что на соревнованиях очень высокая конкуренция. Например, всем нужно выполнить в течение определенного времени определенное изделие, но сколько участников, столько оригинальных изделий и получается. Просто у кого-то оно получается самым лучшим. Если ты в числе этих лучших, то у тебя заметно повышается самооценка и хочется добиться еще большего успеха.
Статфакт Численность обучающихся в 49 ПОО на 1.01.2018 г. составила 38972 человека (в том числе обучающихся по договорам на платной основе – 1555 человек), что на 4,6% выше, чем в тот же период 2016 года. В ведении комитета по образованию находятся 49 профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. В 42 из них ведется подготовка квалифицированных рабочих и служащих, в 43 – осуществляют подготовку специалистов среднего звена, в 26 – проводится профессиональная подготовка, 22 учреждения реализуют весь спектр профессиональных программ от рабочего со 2‑м разрядом до техника (технолога). С 2014 года планомерно расширяется спектр реализуемых в ПОО профессиональных программ: в 2014‑2015 учебном году реализовывалось 133, в 2015‑2016‑м ‑ 146, в 2016‑2017‑м ‑ 168. В 2017‑2018 учебном году реализовывались образовательные программы и программы профессионального обучения по 181 профессии и специальности, в том числе осуществлялась подготовка по 73 профессиям квалифицированных рабочих, 71 специальности специалистов среднего звена и 37 профессиям программ профессионального обучения.
Комментарии