search
main
0

Широкое обсуждение. Роль и модели управляющего совета в образовательной организации

​Избран новый Общественный совет при Департаменте образования города Москвы. Председателем Общественного совета избрана Татьяна Вадимовна Минеева, вице-президент «Деловой России». В состав совета вошли активные, профессиональные граждане. Создаются комиссии по важным направлениям деятельности.

Создана Комиссия по развитию государственно-общественного управления в образовательных организациях г. Москвы, руководителем комиссии стал Андрей Николаевич Алферов. На первом заседании обсуждалась роль управляющих советов образовательных организаций.Роль управляющего совета:    стратегическая:- разработка стратегии развития государственно-общественного управления в своей образовательной организации;- участие в реализации программы развития образовательного учреждения;- определение целей и задач в качестве социального партнера образовательной организации;- выработка принципов образовательной политики не только своего образовательного учреждения, но и района;- наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования;    ресурсная – создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов (внебюджетных средств), а также участие в финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, то есть качество условий для образования;    информационная-координирующая – обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами (участниками образовательного процесса) с целью содействия развитию образования, то есть качества процесса образования.Создание управляющего совета вызвано необходимостью преодолеть «закрытость» образовательного учреждения и его отчужденность от общества.Управляющий совет создается:- для привлечения дополнительных организационных и административных ресурсов из внешнего окружения;- для легализации разных способов получения внебюджетных денег, привлечения средств спонсоров и родительских денег;- для более активного привлечения общественности и родителей на выполнение текущей работы (благоустройство, мелкий ремонт, организация мероприятий);- для защиты всякого рода педагогических инноваций (получения обратной связи от родителей и старшеклассников по вопросам организации учебного процесса в школе).Полномочия управляющего совета:    Управляющий совет появляется в образовательной организации не для того, чтобы подменять директора или принимать решения, требующие профессиональной педагогической подготовки. Основное поле деятельности управляющего совета – стратегия, коллегиальная выработка в ясной и понятной для всех форме, цели, к которой должны стремиться все образовательные учреждения. Управляющий совет и его отдельные члены не вправе давать указания учителю, как вести урок, завучу – как составлять расписание уроков или кем заменить заболевшего учителя.    Управляющий совет создает проекты «школьных законов» (нормы и правила, по которым школа и будет работать), согласовывает их для администрации образовательного учреждения. Управляющий совет контролирует выполнение установленных государством и администрацией образовательного учреждения законов, норм и правил. Решения управляющего совета в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми участниками образовательного процесса.Современные требования к образованию, представленные Концепцией модернизации российского образования, идеями национального проекта «Образование», определяют современную школу как объект государственно-общественного управления, в котором главной составляющей является управляющий совет. Происходит расширение управленческих полномочий органа со-управления и самоуправления образовательного учреждения, что способствует развитию социального партнерства и открытости образовательного пространства.Государственно-общественное управление – это особый тип управления, предполагающий определенное соотношение государственной и общественной составляющей в управлении образованием, нацеленный на достижения согласованного взаимодействия между государством и участниками образовательного процесса.Однако большинство норм уклада школьной жизни до появления управляющего совета формировалось представителями администрации и педагогического коллектива школы. С развитием общества на демократических началах родители, обучающиеся все больше и больше хотят не только принимать де-факто сформированные без них школьные порядки, но и участвовать в их создании. Пришедший в школу ребенок и его родители имеют право знать все писаные и неписаные правила школьной жизни.Не все родители пока понимают, что такое система со-управления, они привыкли, что все делается без них, поэтому считают, что нужно просто требовать свое. Следовательно, возможность реализовать свое право на управление и защиту должно быть у всех участников образовательного процесса. Управляющий совет становится местом реализации этих прав.Перед образовательным учреждением стоит вопрос об объединении усилий коллектива родителей, обучающихся, педагогов, общественности по созданию необходимых условий для полноценного образования и воспитания подрастающего поколения. Без широкого обсуждения социального заказа родителями и общественностью невозможен выбор образовательных программ, решение вопроса воспитания нравственных и гражданских качеств личности. Есть существенные отличия управляющего совета от других, ранее создававшихся в школе органов самоуправления. Это его право принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, окончательные управленческие решения, которые становятся обязательными для участников образовательного учреждения, включая директора школы.Олег БЕЛЯЕВ, Комиссия по развитию государственно-общественного управления в образовательных организациях г. Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте