Центр образования «Технологии обучения», выиграв конкурс Всемирного банка и Министерства образования и науки, будет работать не только в Москве, но и в других регионах России. Три года назад не было на карте столицы такого учебного заведения, но сегодня центр «Технологии обучения» – одна из самых известных и перспективных школ города. О том, как работает это образовательное учреждение, рассказывает его руководитель Елена Булин-Соколова, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования.
Принцип настоящего образования для каждого ребенка был основополагающим для Любови Петровны Кезиной с самого начала ее работы руководителем системы образования Москвы. На это было направлено и создание школ надомного обучения и школ здоровья во всех округах города, прекрасно оборудованных школ и интернатов для детей-инвалидов, классов интегрирующих детей с разным уровнем способностей, с ограничениями здоровья. И вот задача, за решение которой в таком масштабе пока брались немногие в мире, – школа индивидуального дистанционного обучения для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Эту задачу при поддержке многих структур правительства Москвы Департамент образования начал решать четыре года назад – тогда и возник наш центр.
Мы очень скоро поняли, что система приоритетов для наших детей и их родителей иная, чем в обычной школе. Задачи, которые там решаются попутно или откладываются «на потом», у нас оказываются наиболее животрепещущими, «на потом» приходится иногда откладывать обычную учебу. Задачи, о которых мы говорим и которые центру приходится решать с неменьшим приоритетом, чем учебные, это: во-первых, социализация, установление связи ребенка с соучениками, со сверстниками, с миром, во-вторых, это профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, перспектива получить профессию (программиста, переводчика, дизайнера, телефонного оператора), не быть обузой для семьи и общества – важнейшая жизненная цель для наших детей, в-третьих, это дополнительное образование, занятие искусством, поэзией, мультипликацией, бисероплетением.
Ученики школы имеют дома современнейшее компьютерное оборудование: ноутбук, прочный и надежный по отношению к самым разным физическим и информационным воздействиям (можно гулять по интернету годами и не встретить вируса), дополнительное учебное цифровое оборудование: сканер и принтер, измерительные приборы (датчики), графическую панель, цифровой микроскоп, веб-камеру, набор компьютерно управляемого «Лего» с микропроцессором, высокоскоростной канал-интернет. Помимо этого дети могут всегда получить цифровую фото- или видеокамеру, музыкальную клавиатуру… Естественно, учащиеся получают и необходимое программное обеспечение: цифровые инструменты учебной деятельности, виртуальные лаборатории, энциклопедии и т. д.
Постепенно сложился педагогический коллектив виртуальной школы более чем из 200 учителей, они сегодня обучают около 1100 детей. У нас уже более 260 выпускников, 240 детей поступили в вузы, много талантливых, одаренных детей, они побеждают в предметных олимпиадах, конкурсах, турнирах. В этом году среди учеников нашей школы есть победитель городской математической олимпиады среди девятиклассников, призер международной олимпиады по робототехнике, победитель городского шахматного турнира.
Нашей школе приходится открывать новую педагогику школы, базирующуюся на взаимодействии через интернет, открывать, изобретать и правила жизни школы, создавать ее уклад. Нужно разрабатывать новую нормативную базу, позволяющую измерять и справедливо оплачивать труд учителя. В российском Законе «Об образовании» есть только одно упоминание о том, что образование может предоставляться с помощью интернет-технологий. Даже такой формы, как «школьное дистанционное образование», в федеральных документах нет.
Движение ребенка в процессе обучения во многом индивидуальное, но, кроме того, есть еще и работа в группе, которая организуется иначе, чем работа в классе. Учитель здесь, а его детская аудитория разбросана по сети, он не один актер на этой сцене. Когда учитель с опытом приходит в дистанционное сетевое образование, ему нужно перестраиваться. Часто наиболее эффективной и естественной в дистанционной педагогике оказывается позиция учителя, который в ходе учебной дискуссии направляет нить разговора, поддерживает его, вбрасывает вопросы для обсуждения, но при этом остается не центром дискуссии, а стоит немного в сторонке и не мешает детям поговорить. При этом оказывается возможным услышать, понять идеи, мысли ребенка, что невозможно в классе, где есть ограничения по времени и где ребенок, который не смог собраться, сконцентрироваться, так и не высказывает свою мысль, остается непонятым другими. Все это – реальный шанс достижения индивидуализации обучения, обучения по индивидуальным траекториям, программам, с учетом интересов каждого ребенка.
В школе легко и естественно реализуются модели исследовательской педагогики, метод проектов, работа разновозрастных групп. Нет проблемы с тем, как ввести в жизнь школы «цифровой портфолио» – коллекцию всех работ учащегося. Каждая работа ребенка сохранена и лежит в интернете. На мощном сервере школы хранятся все работы детей за все годы обучения: сочинения, записи устных выступлений, решения алгебраических задач и рисунки… Что особенно ценно здесь для педагога, так это возможность увидеть не только окончательный вариант работы учащегося, но и этапы его создания в диалоге с учителем и товарищами. Становится понятным, удалось ли нам научить ребенка учиться.
Система оценивания достижений ребенка также естественно перестраивается. Во-первых, как мы уже говорили, она основана на развитии ребенком его собственных достижений, на сравнении того, что есть сегодня, с тем, что было вчера. Во-вторых, как во всех цифровых технологиях, исчезает невозможность исправить ошибку, помарку, исчезает страх ошибиться, исправление вносится легко и непосредственно оценивается. В-третьих, работа может оцениваться раздельно по многим критериям и несколькими учителями.
Образовательный процесс становится открытым, прозрачным. Проблема в том, что сегодняшний учитель пока еще не готов работать под стеклянным колпаком, когда его коллеги или начальство могут заглянуть и посмотреть, как он рассказывает учебный материал ребенку, как выстраивает взаимодействие с учащимся, каким образом оценивает ребенка, видит его личностные особенности или нет. Но к этой прозрачности и открытости образование все равно должно двигаться, интернет-технологии позволяют это делать. Поскольку все, что происходит в нашей школе, хранится в компьютере, то в любой момент можно увидеть и видеозапись беседы учителя с ребенком, и рецензию на работу ученика, и ход обсуждения того или иного вопроса в форуме…
В течение всех лет существования центра наш педагогический коллектив шел к тому, чтобы люди осознанно открывали свои материалы, открывали не под административным давлением, а по внутреннему побуждению. В этом году с нами это произошло, мы реально начинаем учиться на материалах друг друга, осваивать искусство дискуссии в сети. Мы коллективно совершенствуем возможности разговора с ребенком и продвижения его к успеху в учебе. Учитель видит, что удается сделать коллеге с тем ребенком, с которым у него не получается контакт. Технология сегодня позволяет достичь нового качества методической работы.
Одно дело, когда вы пришли на открытый урок и посмотрели на учителя в рамках одного подготовленного урока, другое дело, когда можно проследить, как учитель с тем или иным ребенком двигался в течение месяца или года. Важным становится и то, что у учителя всегда есть возможность анализировать свою работу, что-то менять в подходах, учиться у коллег. Возникает реальный шанс повысить качество образования, меняется характер труда учителя. При этом возникает другая цена работы учителя, потому что совсем другие усилия ему нужны для такой работы.
В рамках методического объединения учитель имеет доступ не только к материалам, которые другие учителя выложили для изучения, но и видит, как те организуют процесс обучения, ведут форумы и коллективные дискуссии, насколько умело они это делают, что замечают, а на чем не концентрируются, как реализуется индивидуальный подход к ребенку. Учитель может изучить рецензии коллег на детские работы, понять, в каких терминах они оценивают эти работы, поспорить с ними или изменить свое отношение к деятельности учащегося в целом.
Для того чтобы дистанционное образование было успешным, нужна серьезная работа с учителем. За четыре года каждый из наших педагогов прошел повышение квалификации в объеме более 500 часов. Они все время учатся, им приходится осваивать не только быстро меняющуюся технологию, но и новые методы, новую практику, а по существу – новую педагогику. От учителей требуется хорошее знание письменного русского языка, потому что письменная и устная речь существенно различны. Требуется и беглый компьютерный набор текста. Но самое главное – требуется формирование внутреннего образа десятка детей, которых ты видишь лишь раз в несколько недель. А ведь они – очень разные, намного более разные, чем даже очень разные дети в обычном классе.
Для нашей «особой» педагогики понадобилась и особая технология – программная среда, которая настроена под наши потребности и отражает всю специфику нашей школы. Основой для этой среды послужила система Мудл. Система эта предназначена для поддержки учебного процесса, прежде всего дистанционного. Замечательна ее черта – так называемая открытость кода. Открытость в данном случае означает, что написанная профессионалами программа легко понимается другими профессионалами и может быть изменена. При этом систему каждый может получить бесплатно, и результаты ее изменений также доступны всем желающим. В нашем случае команду профессионалов-программистов организовал и возглавил известный в городе методист и учитель русского языка и литературы, победитель конкурса «Учитель года» Виктор Мяэотс.
Мы начинали работу с трудной категорией детей, но в результате оказалось, что система работы подходит и для обучения одаренных детей, и для организации профильного обучения, о котором в стране так часто говорят сейчас, и для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, и для дополнительного образования. Многие регионы уже очень удачно продвигаются в этом направлении, например, Красноярский край и другие. Москве это тоже очень интересно.
Что делать с ребенком, который хочет углублять свои знания в каких-то предметных областях, которые не выделены как предметы, углубленные в его в целом хорошей школе. Его устраивает уровень образования в этой школе, он не хочет переходить в другую, но знания по некоторым предметам ему нужны на ином уровне. Дистанционная форма обучения дает возможность поддержать ребенка на каком-то направлении или в нескольких направлениях, создать для него коллектив (пусть виртуальный, но коллектив единомышленников) для совместной работы, в который войдут ребята, интересующиеся тем же и глубоко изучающие гуманитарные или технические дисциплины, иностранные языки или искусство. Для профильного обучения здесь есть большие возможности.
В этом году наш центр выиграл в консорциуме с МЭСИ и австрийской фирмой BitMedia конкурс Всемирного банка и Министерства образования и науки РФ на создание системы интернет-образования на профильном уровне для 10-11-х классов. Сегодня мы уже готовим материалы по 14 предметам и начнем в рамках этого проекта обучение старшеклассников в двух регионах – Хабаровском и Красноярском краях, выразивших желание провести такой эксперимент. Для них дистанционное обучение – реальная необходимость при реализации модели профильной школы, возможность дать доступ к качественному образованию для ребят как из городских, так и из малочисленных сельских школ.
Для Москвы опыт нашей школы может оказаться ценным еще и потому, что у столичного Департамента образования есть планы разворачивать и развивать программу создания школ информатизации, в которых компьютеров хватит на всех учащихся и учителей. Как организовывать жизнь в таких школах, что такое электронный журнал, как устраивать расписание, выкладывать и собирать все ресурсы, которые важны для изучения учащимися того или иного предмета, как создавать разновозрастные группы, которые совместно продвигаются по одному уровню, а в своей образовательной траектории время от времени перемещаются из одного виртуального класса в другой, как отследить это движение по всем работам ребенка? Наша школа – городская экспериментальная площадка. Одна из задач нашего эксперимента – понять, как организуется жизнь и учебный процесс в образовательном учреждении с ИКТ-насыщенной средой. На многие из возникающих вопросов можно ответить, изучив опыт работы нашей школы.
В следующем году мы предложим нашу систему дистанционного дополнительного образования всем желающим. Например, ребенок во второй половине дня может в своем школьном компьютерном классе или в школьной библиотеке, где есть доступ к интернету (а в Москве его имеют все школы), сесть за компьютер и осваивать какой-то курс дизайна или программирования, пройти курсы нашей художественной школы или курсы по подготовке к ЕГЭ. Мы хотим, чтобы все это было доступно и детям с проблемами и ограничениями в здоровье.
Думаем, что принципы работы и механизмы нашей школы могли бы быть использованы и при организации помощи отстающим или просто детям, затрудняющимся в выполнении того или иного задания.
Нам кажется, что опыт Москвы в организации дистанционной школы будет полезен и для Министерства образования и науки РФ, ее модель получения образования актуальна для многих регионов страны, тем более что в рамках национального проекта все школы будут подключены к сети «Интернет» и всем детям можно давать реальное качественное школьное образование.
Комментарии