Педагоги, методисты, специалисты и руководители образовательных учреждений с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по русскому языку. Причиной такой ситуации можно считать изменение психического, соматического и речевого статуса детей, поступающих в школу.
Увеличилось количество учеников со сниженными слухом и зрением, недостаточным уровнем развития познавательных процессов, высших психических функций. Негативную роль играют и некоторые средства массовой информации, публично искажающие русский язык.
В связи с этим меняется и роль логопеда в общеобразовательной школе. Логопедические занятия – это не дополнительная услуга, а работа, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному овладению знаниями.
Отчего же зависит эффективность работы учителя-логопеда? В первую очередь от взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса. Основными субъектами в работе по устранению речевых нарушений являются логопед, ребенок, учитель и родитель.
Бесспорно, эффективность работы зависит от образования, опыта, желания специалиста. Для успешного достижения целей школьный логопед должен хорошо ориентироваться в широком круге вопросов, касающихся развития детского организма, закономерностей формирования высших психических функций, особенностей поведения детей. Он должен быть знаком с программами обучения в начальной школе, которые обязан учитывать при планировании коррекционной работы. Тяжесть речевого нарушения, несформированность учебного поведения, особенности работоспособности ребенка тоже значительно влияют на успешность коррекционного процесса. Однако отдельно хочется выделить роль родителей. Именно родители должны быть в большей степени заинтересованы в результате проводимой коррекционной работы.
Если школьный логопед, учитель и родитель действуют согласованно, они становятся сотрудниками, коллегами, помощниками, решающими общие задачи.
Для этого логопед принимает активное участие в родительских собраниях, на которых знакомит с видами речевых нарушений, приемами правильного речевого воспитания в семье, основными направлениями коррекционной работы. В течение всего учебного года логопед поддерживает постоянный контакт с родителями. При работе над устранением нарушений звукопроизношения в обязательном порядке ведется тетрадь для домашних заданий. Эта форма взаимодействия служит «телефоном доверия». В тетрадь логопед записывает необходимые для отработки упражнения. Там же родитель может написать, какие задания не получились у ребенка, и задать все интересующие вопросы.
В ходе личных консультаций специалист сообщает об успехах и сложностях коррекционной работы с ребенком. Родители должны с пониманием относиться к рекомендациям логопеда, обращаться за консультацией к смежным специалистам (психологу, педиатру, неврологу, психиатру).
Сложная эпидемическая обстановка последних лет продиктовала необходимость расширить и обновить формы работы школьного логопеда с детьми и родителями. Все чаще в работе стали использоваться вебинары, видеоконсультации в WhatsApp, Telegram или Viber. При необходимости показать родителям фрагменты занятий или провести полноценное дистанционное занятие школьные логопеды используют такие программы, как Teams и Zoom, Skype. Специалисты понимают, что любой простой в работе может привести к распаду сформированных умений и навыков.
Полезные ссылки для эффективной организации дистанционной работы (самостоятельное создание образовательных ресурсов):
– learningapps.org – бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений;
– marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer – пошаговая инструкция по созданию интерактивных рабочих листов с сервисом Wizer.me;
– marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa – пошаговая инструкция по созданию викторин и тестов с помощью веб-сервиса Quizizz;
– eduneo.ru/kak-za-5‑minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej – создание онлайн-тестов;
– master-test.net – мастер-тест, онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования.
Таким образом, эффективная работа по преодолению и предупреждению речевых нарушений невозможна без сотрудничества всех участников – ученика, родителя, учителя и логопеда. Хороших результатов можно добиться при условии правильной организации помощи с учетом новых потребностей. Построенный таким образом процесс приведет к повышению качества всей логопедической работы и поможет обеспечить более успешное обучение детей в дальнейшем.
Ольга ШВАБСКАЯ, учитель-логопед школы №1542
Комментарии