Одна знакомая родительница все жаловалась, что ребенок растет замкнутым, необщительным. Мальчику уже двенадцать лет, а у него нет друзей. Через год, когда мы с ней случайно встретились, она радостно сообщила, что у сына появились приятели, а сам он увлекся игрой на гитаре в подростковом клубе.
– В наших клубах можно открыть в себе тысячу новых способностей, – подтвердила Ирина БОГОМАЗОВА, председатель Совета директоров подростково-молодежных клубов и центров Санкт-Петербурга, – и найти друзей.
Чем замечательна наша система? Районные подростковые клубы доступны всем. Контингент там собирается самый разнообразный: от 3 до 22 лет. Но, конечно, основные наши посетители – подростки. Хотя случается так, что ребенка приводят сюда заниматься еще малышом. В этом случае я всегда говорю родителям: вы сделали большое дело для ребенка. Направления разные – от спортивных кружков до клубов свободного общения для подростков, где они могут смотреть кино, играть на каком-либо музыкальном инструменте, танцевать.
– Клубы свободного общения, наверное, наиболее востребованы?
– Я бы не сказала. Тем более что наша задача – вовлечь подростка в какую-либо деятельность, будь то лидерский клуб или клуб любителей бардовской песни. Наша структура не обросла какими-то комплексами, здесь нет ничего формализованного. Очень часто мне рассказывают педагоги-организаторы, как к ним подходят учителя и удивляются, мол, они и не представляли, что хулиган Вася Петров способен на такое. «Он же у вас в клубе просто звезда! – изумляются они. – А мы не знаем, что с ним делать в школе».
– Почему?
– Потому что на Васю Петрова в школе повесили ярлык, что он хулиган, безобразник, грубиян и двоечник, что с него взять. А у нас Вася лучший организатор, лучший оформитель стенгазеты. Это звание «лучший» дает ему стимул для развития.
– Ирина Петровна, существует стереотип, что подростковый клуб не дает высокого уровня творческого развития…
– Дело в том, что ступень развития не должна быть высокой. Она должна быть широкой, куда могли бы поместиться все и разместиться там свободно. Когда ребенок приходит в образцовый хореографический коллектив, то ему там могут сказать: «Ой, ты толстенький, неуклюжий, сутулый, ты не можешь танцевать». А у нас говорят: «Иди и танцуй». Мы никого не отбираем. Сколько у нас было случаев, когда привели ребенка из музыкальной школы из-за того, что он так и не запел. А у нас он вдруг становится голосистым как соловей. Оказывается, все дело во внутреннем ступоре, что-то ему мешало, а у нас на него никто не давил, не требовал, и он распелся. Кстати сказать, на наш фестиваль «Гармония» мы всегда в качестве компетентного жюри приглашаем специалистов, чтобы выслушать их мнение, советы, побывать на их мастер-классе. Так вот, они неизменно признаются, что находятся в чудесном шоке, потому что не ожидали, скажем, от подросткового клуба фестиваля классической музыки и классического вокала, когда мальчики и девочки поют арии из знаменитых классических произведений.
– А какие направления особенно популярны?
– Традиционно много ребят приходят на вокал, хореография пользуется большим спросом. Сегодня на пике хип-хоп, причем коллективы собирают колоссальное число девчонок, а не мальчишек. Современные танцы тоже вызывают повышенный интерес. Кстати, наши коллективы всегда занимают призовые места на фестивалях.
– Ирина Петровна, в нашем городе система подростково-молодежных клубов отлажена, но ведь есть регионы, где ее не удалось сохранить. Каковы последствия такой потери?
– Не будет клубов – нас захлестнет подростковая преступность. Ведь к нам приходят дети из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, то есть те, кто лишен в большей степени внимания родителей. Эти дети зачастую только в клубе и находят понимание, вот почему они за педагогами ходят хвостиком. Подростковые клубы, конечно, нуждаются в педагогах-мужчинах, но так получилось, что за такую зарплату у нас работают только женщины. Но все это специалисты высокого уровня и просто добрые, самоотверженные люди.
Когда новичок приходит устраиваться на работу, я его первым делом спрашиваю: как вы относитесь к подросткам? Боитесь или нет в плане общения? Этот вопрос заставляет педагогов задуматься, потому что они порой не видят разницы между «преподавать» и «общаться». Я объясняю, что общаться с подростками нужно не с позиции «ребенок – педагог», а с позиции «ребенок – старший друг», который может поддержать, помочь, а не только обучить, потому что к нашему педагогу часто идут с такими проблемами, с какими не идут к родителям. В клубе проще настроиться на волну доверия. Нам многих детей удалось уберечь от беды. Не в плане того, что он встал на учет и одумался, а в плане того, что он не попал на учет. И что важно, многие из наших воспитанников потом приходят работать в клуб.
Комментарии