search
main
0

Широка речь

Слово - полководец человечьей силы

В развитии речи выделяются три линии: работа над словом; работа над словосочетанием и предложением; работа над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя находятся в то же время и в подчиненных отношениях.

 

Словарная работа дает материал для предложений, для связной речи. При подготовке к изложению, сочинению проводится работа над словом и предложением. В своей работе я использую три основных направления по развитию речи:

– обогащение речи учеников (словарного запаса, грамматического, интонационного строя речи);

– предупреждение речевых ошибок (в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений);

– формирование коммуникативных умений.

Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы его небольшой элемент.

Важно предусмотреть конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным сформирует это упражнение. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее – с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. В процессе обучения должны быть равномерно представлены все доступные виды работ, например все виды устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту; сжатый пересказ; пересказ с творческими дополнениями; рассказ по наблюдениям; рассказ по серии картин и по одной картине; рассказ по аналогии с прочитанным и пр.

На уроках русского языка необходимо шире использовать такие виды работ, как свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.

Творческие изложения с элементами описания вырабатывают у учащихся умение самостоятельно излагать свои мысли, являются первыми ступеньками к сочинению. Сочинение – наиболее трудный вид творческих работ. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинение по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине.

Интересным видом творческих работ является работа с пословицами. Пословицы и поговорки – выразительницы народной мудрости – дают богатый материал для развития речи учащихся. Работа с пословицами развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Пословицам я уделяю время на многих уроках русского языка и чтения. На этапе чистописания после письма определенной буквы и сочетаний букв пишем пословицу на эту букву, объясняем ее значение. Также на минутках чистописания я использую знакомство с новым фразеологическим оборотом. Таким образом обогащается словарь детей. А потом мы устраиваем конкурсы «Знаток пословиц» или «Знаток крылатых выражений». Пословицы могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся для изучения конкретной темы по русскому языку.

Одним из продуктивных способов толкования слов является подбор к незнакомому слову соответствующего синонима. Изу­чение синонимов в начальных классах должно осуществляться путем разнообразных упражнений: выделение и сопоставление слов, близких по значению, подбор к словам синонимов, самостоятельное употребление детьми синонимов в своей речи.

Работа над синонимами будет достаточно эффективной при наличии следующих условий: упражнения должны проводиться систематически; нужно определить круг синонимов, которые могут использоваться в качестве практического материала для упражнений.

Работа над антонимами, как и над синонимами, начинается в 1‑м классе. На антонимах построены многие пословицы: «Труд кормит, а лень портит», «Дружбу помни, а зло забывай». Основная цель упражнений с антонимами – использование их в устной и письменной речи.

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передает мысль ученика, в нем реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.

  1. Самый простой и в то же время самый необходимый прием работы над предложением – это чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения, а в некоторых случаях запоминание, заучивание предложений.
  2. Построение предложений из разрозненных слов (деформированный текст). Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»; некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые – в начальной, по мере изучения грамматического материала; все слова даны в начальной форме: «видеть, белочка, маленькая, дети, лес, в». Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности.
  3. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв. Оно помогает школьнику находить границы предложений и в собственной речи.
  4. Постепенное распространение данного простого предложения с помощью вопросов. Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объему предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами в предложении.
  5. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
  6. Составление предложений по данной синтаксической схеме.
  7. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.
  8. Основные виды творческих упражнений:

– составление предложений по опорным словам (2‑3 слова);

– составление предложений по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;

– составление предложений по предметной картинке;

– составление предложений по сюжетной картинке.

Творческие упражнения особенно ценны для развития речи школьников.

Большое значение в развитии речи учащихся играют фразеологизмы. Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и образно характеризуют или называют все стороны окружающей действительности. Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше дети их будут знать, тем точнее и красочнее смогут выразить свою мысль.

Очень эффективна работа в парах и группах. Это соотнесение начала и конца пословицы, соотнесение фразеологизма и его значения. Дети с удовольствием определяют загадку, пословицу, фразеологизм из предложенного списка.

Первое условие успешного развития ребенка – это возможость общения. Необходимо ставить школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждать у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

Нужно дать детям образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие развития речи ребенка. Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, художественная литература, радио и телевидение, а в школе – речь учителя и других работников школы.

Система речевых упражнений, как устных, так и письменных, эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Таким фоном являются атмосфера постоянного внимания к языку и речи, здоровая речевая среда, которая создается в классе, школе, семье, и та, что расширяется классными и внеклассными занятиями.

Дилара ГАЛИУЛЛИНА, учитель начальных классов школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте