search
main
0

Щит России. На вопросы отвечает командующий РВСН генерал-полковник Николай СОЛОВЦОВ

Командующий Ракетными войсками стратегического назначения доктор военных наук, профессор генерал-полковник Николай Соловцов родился 1 января 1949 г. в г. Зайсане Восточно-Казахстанской области. На военной службе с 1966 г. Окончил Ростовское высшее командно-инженерное училище в 1971 г., Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского в 1977 г., Военную академию Генштаба в 1991 г. Служил на основных командных и командно-штабных должностях – инженером, командиром группы пуска, начальником штаба, командиром ракетного полка, начальником штаба и командиром ракетной дивизии, первым заместителем командующего и командующим ракетной армией, первым заместителем главнокомандующего РВСН.

– Николай Евгеньевич, какие изменения произошли за последние годы в структуре РВСН? Что планируется сделать в рамках строительства Вооруженных Сил для сохранения их роли как ракетного щита России?

– Особенности политической ситуации в мире и социально-экономической обстановки в стране существенно изменили роль стратегических ядерных сил (СЯС) и их составной части – Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) в обеспечении безопасности России. Если ранее в задачу ядерного щита – СЯС России – входило исключительно сдерживание крупномасштабных военных конфликтов с участием США и НАТО, то в новых военно-политических условиях ядерные силы России должны решать задачи так называемого «расширенного» ядерного сдерживания с учетом возникновения возможных локальных и региональных конфликтов. Изменилась роль составляющих ядерных сил России, намечены новые роли и задачи войскам (силам), имеющим на вооружении оперативно-тактическое ядерное оружие, изменяются позиции в отношении формирования перспективных структуры и задач стратегической триады.

В случае, когда события могут приобрести необратимый характер, а военные действия – приблизиться непосредственно к районам размещения стратегических ядерных сил страны или наиболее важных ее стратегических объектов, может возникнуть необходимость использования ядерного арсенала, в том числе и стратегического.

Сдерживают агрессора не только наличие ядерного оружия, но и его реальные высокие боевые возможности. РВСН, обладая ракетными комплексами с уникальными возможностями всепогодности, высочайшей готовностью к нанесению ракетно-ядерных ударов, огромной разрушительной мощью, традиционно играли ведущую роль в стратегических ядерных силах. И сегодня от их боеготовности в решающей степени зависит предотвращение возможной войны.

РВСН в обновленном составе по-прежнему являются основой ядерного щита России, вносят определяющий вклад в решение задач стратегических ядерных сил. Для этого есть все необходимое. Созданы и надежно функционируют структура органов военного управления, группировка ракетных комплексов, система боевого управления войсками и оружием, которая в совокупности с постоянным несением боевого дежурства. В состав группировки входят управления трех ракетных объединений, включающих 15 ракетных соединений постоянной готовности.

При весомой поддержке министра обороны РФ, Генштаба и ряда других структур Минобороны удалось заложить в проекты основополагающих программных документов по строительству и развитию Вооруженных Сил на очередной 5-10-летний период необходимые для качественного совершенствования РВСН параметры. Будут продолжена модернизация ракетной группировки и оптимизация боевого состава РВСН с одновременными структурными преобразованиями войск, сокращением боевого и численного состава. Перспективы дальнейшего развития базируются на сбалансированном выполнении двух принципов перспективного развития Вооруженных Сил России: гарантированного обеспечения решения задачи ядерного сдерживания крупномасштабной агрессии против России и необходимости сокращения общей численности Вооруженных Сил для устранения дисбаланса в структуре затрат на оборону.

Исходя из этого, ракетно-ядерная группировка РВСН в ближайшие годы будет планово сокращаться с учетом международных договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений, истечения сроков эксплуатации ракетных комплексов и систем боевого управления. Но темпы сокращения группировки и направления ее модернизации могут изменяться в зависимости от военно-политической обстановки и реальных угроз нашей стране. В любом из вариантов развитие РВСН предусматривает сохранение двухкомпонентной группировки со стационарными и мобильными комплексами.

Говоря о ближайших планах структурных изменений, можно отметить, например, что к концу 2005 г. две ракетные дивизии, вооруженные ракетными комплексами РС-22 железнодорожного базирования и тяжелыми ракетами РС-20В, будут расформированы, а ракеты – выведены из боевого состава РВСН и в дальнейшем станут использоваться для вывода космических аппаратов в космическое пространство. Одновременно в боевой состав предусмотрено ввести минимально потребное количество пусковых установок нового ракетного комплекса «Тополь-М».

– Как поддерживается высокая боеготовность ракетной группировки?

– РВСН оснащены современным ракетно-ядерным оружием, военно-технический уровень которого соответствует мировой практике ракетостроения, а высокая степень готовности и управляемости комплексов позволяет говорить о надежности ракетного щита России. Чрезвычайно важна в этой связи задача поддержания боеготовности ракетных комплексов, стоящих на боевом дежурстве. Уровень их технической готовности достаточно высок, что позволяет проводить комплекс работ по сохранению и максимальному продлению эксплуатационного ресурса образцов вооружения.

Это позволило РВСН избежать обвального сокращения группировки, исключить снятие с боевого дежурства ракетных полков с ракетными комплексами, имеющими запас эксплуатационного ресурса. Эта же позиция легла в основу Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, который однозначно трактует «проводить сокращение подпадающих под действие Договора о СНП стратегических наступательных вооружений Российской Федерации при сохранении их в боевом составе в течение максимально возможного срока эксплуатации».

Положительные решения специалистов по увеличению срока эксплуатации ракет дают возможность планировать мероприятия по поддержанию оптимального состава ракетной группировки, адекватно отвечающего военно-политической обстановке. Немаловажную роль играет созданная и отлаженная многими поколениями ракетчиков система эксплуатации ракетно-ядерного оружия, обеспечивающая его надежность, безопасность и постоянную готовность к боевому применению.

Система обеспечения безопасной эксплуатации ракетного вооружения и техники в совокупности с обеспечением ядерной безопасности позволила на протяжении всей 45-летней истории войск исключить сколько-нибудь серьезные происшествия с ракетно-ядерным оружием. Несомненно, в этом заслуга создателей вооружения, сумевших заложить в него огромный запас прочности, надежности. В этом и заслуга всего личного состава РВСН.

Намечена долгосрочная программа дальнейшего технического и организационного обеспечения ядерной безопасности оружия РВСН. У россиян и их соседей не должно быть беспокойства по этому поводу. Развитие будет идти в направлении повышения безопасности конструкции ядерных боеприпасов, средств их транспортировки; уменьшения уровней воздействия опасных и вредных факторов на окружающую среду при эксплуатации ракетно-ядерного оружия, совершенствования системы его физической защиты, средств и методов ликвидации последствий возможных аварий ракетно-ядерного оружия.

– А чем планируется перевооружаться?

– Одновременно с работами по продлению эксплуатационного ресурса ракетных комплексов, находящихся на боевом дежурстве, проводится плановое перевооружение группировки, связанное с ее модернизацией и вводом в боевой состав ракетного комплекса нового поколения «Тополь-М». Задачу оснащения Стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений Президент России выделил в качестве одной из приоритетных. В то же время, как уже неоднократно подчеркивалось, мы не преследуем цели создания оружия агрессии, а создаем ракетный щит и соответствующее оружие, составляющее его техническую основу, способное гарантированно обеспечить безопасность России.

Важно отметить и особую роль системы боевого управления войсками и оружием в обеспечении боевой эффективности РВСН. В настоящее время, когда происходит значительное сокращение стратегических наступательных потенциалов, значение данной системы для гарантированного выполнения поставленных боевых задач войсками несоизмеримо возрастает. У Ракетных войск есть отлаженная система боевого управления практически абсолютной надежности и живучести.

Имеющийся в РВСН научно-технический задел, состояние опытно-конструкторских работ в области ракетостроения и кооперации разработчиков, ядро которой составляют предприятия России, позволяют утверждать, что созданный ракетный щит обеспечит гарантированное выполнение задач военной безопасности нашей Родины.

– Реальны ли планы перевода соединений постоянной готовности – ракетных дивизий – на контрактную основу? Каковы особенности комплектования РВСН контрактниками?

– В Федеральной целевой программе перехода к комплектованию ряда частей и соединений военнослужащими, проходящими службу по контракту, в 2004 – 2007 гг. Ракетные войска стратегического назначения участия не принимают. Это обусловлено спецификой военной службы в РВСН, где все должности, связанные с эксплуатацией ракетно-ядерного оружия, комплектуются офицерами и прапорщиками. Что же касается сержантов и солдат, то они, главным образом, выполняют задачи боевого, тылового и других видов обеспечения. В РВСН проходят службу по контракту около трети общей численности сержантов и солдат. Более 60 процентов из них несут боевое дежурство в ракетных полках, в основном – в сменах охраны, на узлах связи пунктов управления всех уровней, около 10 процентов – обеспечивают ядерную безопасность при транспортировке и охране ракетно-ядерного оружия. Свыше тысячи таких военнослужащих обеспечивают электро-, тепло-, водоснабжение боевых стартовых позиций и обособленных военных городков, в основном, в местностях с тяжелыми климатическими условиями.

Мы, конечно, заинтересованы в повышении числа военнослужащих-контрактников, но решить эту задачу непросто. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Одна из них – отсутствие людских ресурсов в районах дислокации ракетных дивизий для стопроцентного укомплектования их контрактниками. Эти ресурсы почти полностью исчерпаны. Прием на военную службу по контракту осуществлялся в основном за счет членов семей офицеров и прапорщиков, проживающих в военных городках, а также граждан, имеющих жилье в населенных пунктах, близлежащих к местам дислокации соединений и частей.

Другие причины – явно недостаточный уровень денежного обеспечения военной службы по контракту, условия их проживания, что более всего вызывает неудовлетворенность и практически провоцирует на досрочное расторжение контрактов. Да и работа по информационному обеспечению контрактной службы по месту дислокации ракетных дивизий со стороны военкоматов, пунктов предварительного набора граждан на службу по контракту в этих условиях оставляет желать лучшего.

Говорить о переводе, например, ракетной дивизии полностью на контрактную основу, наверное, пока рано. Во-первых, это повлечет за собой существенные изменения в ее организационно-штатной структуре. Во-вторых, при переводе частей, несущих боевое дежурство, на стопроцентное комплектование дежурных смен контрактниками, возникнет необходимость выполнения требований действующего законодательства России по труду, отдыху и социальной защищенности военнослужащих, к чему дивизии пока не готовы. Это – 40-часовая рабочая неделя, 35 – 40 суток отпуска и так далее, что, в свою очередь, повлечет за собой необходимость значительного увеличения штатной численности сержантов и солдат.

Кроме того, наш опыт, а также опыт проведения эксперимента в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии показал, что командованию соединения сложно одновременно в соответствии с новыми требованиями обустраивать военные городки, заниматься комплектованием, боевой подготовкой и поддерживать постоянную боевую готовность соединения.

По оценкам наших экспертов, возможность перевода ракетных дивизий на контрактный способ комплектования может реально появиться после 2007 г., когда полностью будут обобщены результаты предварительного социологического опроса гражданского населения по месту дислокации дивизий, оценки профессиональной пригодности граждан, изъявивших желание проходить военную службу в ракетных дивизиях. К этому времени будут подготовлены соответствующая инфраструктура дивизий, фонды для обеспечения контрактников жилыми помещениями и прочее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте