search
main
0

Щедрик, щедрик, дай вареник! Сценарий воспитательного мероприятия «Святки» для учеников начальной школы

Оборудование: плакаты и детские аппликации о зиме. Предметы старины в оформлении доски. Костюмы для детей. Аудиозаписи песен. Реквизит: книга волшебных сказок, меч, маски. Сладости.

Задачи: – сформировать элементарное представление о  традициях и обычаях русского народа;- формировать уважительное отношение к национальной культуре;- развивать интерес к изучению истории России;- корректировать и развивать творческие способности учащихся через народные песни, танцы, игры, колядки, отгадывание загадок. Ход мероприятия Учитель: Знакомство с народными календарными праздниками поможет нам почувствовать себя частичкой русского народа, узнать о его традициях и обычаях.Какие зимние праздники вы считаете народными? Всегда ли Новый год отмечали 1 января? Ответы детей.Учитель: Зимой на Руси был веселый праздник – Святки, который длился с 7 по 19 января.Вот и Святки пришли, Зиму в дом привели.В сани коней запрягли,В путь-дорожку вывели. Самое время пройти по селу да славить добрую Колядку, чтобы дала она весну раннюю, лето теплое, богатый урожай.Толпы ряженых колядовали в эти дни по селам. Рядились в животных, цыган, страшных злодеев. Ряженые изображали походку и повадки медведя, козла, барана, журавля и других животных. Какие колядки вы знаете?Дети поют колядки.1-й ученик: У доброго мужикаРодилась рожь хороша,Колоском густа,Соломкой пуста!2-й ученик:  Коляда, Коляда,Накануне РождестваВезде поспевай,С Новым годом поздравляй!3-й ученик:   Коляда-моляда!Ты на двор пришла,По снежному полюГулять на просторе!4-й ученик:  Коляда, Коляда, подавай пирога!Не дадите пирога – мы корову за рога,Телку за холку, бычка за хвостУведем на мороз!5-й ученик:   Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!Щедрик, щедрик, дай вареник!Чтобы не было мало, дай кусочек сала.6-й ученик:  Мы, младые колядовщики,Забежали на широкий двор.Пришли прославлять – Хозяев величать! Учитель: Так славили хозяев, а затем просили угощение. Выходит ученик и исполняет колядку.7-й ученик:  Дайте нам коровку, мазану головку!Нам, славцам, рубь с полтиною,Денежку с орлом даКопеечку с копьем! Учитель: А на всякий случай грозили…8-й ученик: Кто не даст ни копейки – завалим лазейки!Кто не даст нам лепешки – засыплем окошки!Кто не даст пирога – уведем корову за рога!Кто не даст ветчины – поколотим чугуны!Учитель: Если хозяева ничего не давали, жадничали, прятались, делали вид, что их нет дома, то колядовщики дразнили и обзывали их.9-й ученик:  Ой ты, хозяин богатый, гребешь деньги лопатой!Сидишь на скамейке – считаешь копейки!Нос крючком! Вот тебе снега ком!Скупой, скупой! На дворе тебе – чертей,На огород – червей! Жадина!Учитель: Но такое бывало очень редко. Праздничное настроение, желание жить лучше делало всех добрыми, щедрыми и гостеприимными. После того как колядовщики получали подарки, они благодарили хозяев. Все ученики: Спасибо, добрый хозяин!Подал пирога – в поле хлеба сполна.Спасибо, хозяюшка!Тебе в квашне гуща, а на столе куча!Учитель: Хозяева тоже ждут-ожидают, к кому зайдут колядовщики. Ведь это добрая примета, значит, в новом году этот двор удачлив будет. А еще есть обычай – коли хозяева ждут колядовщиков, они выставляют на окно зажженную свечу.Вот откуда идет выражение «зайти на огонек». Молодежь бежала в такие избы песни петь да гостинец просить. В каждом дому давали ряженым пироги, пряники, мелкие монеты, теплые варежки-меховушки и другое.   После шумного, веселого обхода всех домов колядовщики собирались в избе, где устраивали посиделки. Съедали все угощения, а потом пели песни и частушки.Давайте представим, что наш класс превратился в деревенскую избу, как несколько веков назад. Устроим здесь праздник в традициях наших предков.      Зазывала: Веселье и смех доступны для всех!Пляски, песни, хороводыНикогда не выходят из моды.Пусть всюду улыбки сияют на лицах,Пусть каждый танцует и веселится.Скорее сюда собирайся, народ!Сегодня вас много чудесного ждет: Мир волшебства, чудеса из чудес. Аудиозапись музыки песни «Зима» на слова С.Островского. Дети исполняют песню. Учитель: Во время Святок различают «святые вечера» (7-13  января) – для веселых, смешных гаданий и «страшные вечера» (14-19 января) – для опасных, рискованных. Гадание – опасная игра, всегда есть риск встретиться с какой-нибудь нечистью.     Настали Святки.То-то радость!Гадает ветреная младость… А. ПушкинМы гадать не будем. Мы будем отгадывать наверняка.ЗагадкиБежит по снегу,А следов не видно. (Поземка.)Их треплют, катают,А зиму таскают. (Валенки.)Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,Все сквозные – вырезные, а возьмешь – вода в руке! (Снежинки.)Ой, насыпало снежка!Вывожу коня-дружка.За веревочку-уздуЧерез двор коня веду. (Сани.) Мы проворные сестрицы,Быстро бегать мастерицы.В дождь – лежим, в мороз – бежим:Уж такой у нас режим. (Лыжи.)Учитель: Молодцы, ребята. Отгадали все загадки!Споем, поиграем, попляшем и новую сказку покажем.Инсценировка.Иванушка: Здравствуйте, добрые молодцы! Здравствуйте, красные девицы! Прикатил я на салазках из волшебной старой сказки, чтобы наши посиделки от злодеев охранять. А с Ягою и с Кощеем я управиться сумею. Пойду-ка я поищу, разузнаю, как изловить Бабу-ягу и царя Кощея.Уходит.Яга: Ищи, Иванушка, ищи! (Смеется.)А я притаилась в книжке среди листочков,Глядят на меня запятые и точки.Я пальцем им пригрозила,Молчать заставила силой.А ты, Иванушка, ищи! Далеко ушел. Пора! Самое время Кощея вызвать. Царь Кощей! Приходи скорей.Кощей: Кто звал меня, Кощея-царя?Яга: Это я – Яга, я – твоя слуга!Кощей: Как ты смела меня разбудить? Съем!Яга:   Смилуйся, грозный царь! Я тебя звала, чтобы пригласить на посиделки к ребятам.Кощей: На посиделки?! А что они будут делать?Яга: Песни петь, веселиться.Кощей: Ну нет, этому не бывать! (Хохочет.) Веди меня, Яга. Скорей на посиделки. Помешаем празднику. Яга: Осторожно, Ваше заморское величество. Шуметь будешь – весь лес на нас походом пойдет.Идут тихо, начинают дрожать от холода.Кощей: Брр…  Холодно мне в Морозной шубе на месте стоять. Огонь разведи – у огня погреемся! Смотри, сколько леса кругом.Яга: Лес-то сырой, лес-то живой – не станет гореть. Мы лучше книжку сожжем!Кощей: Давай! Скорей!Вбегает Маша.Маша: Стойте! Не смейте! Вы что? В этой книжке наши самые лучшие сказки!    Кощей: Это кто такая?Яга: Наш злейший враг – Маша. Она все сказки знает, о твоих делах, Кощей, всем рассказывает. Кощей: Не потерплю! Берегись, злодейка! (Наступает.)Маша:          Добрый молодец.Свет Иванушка!Ты приди сюдаИз-за гор седых,Из-за синих рек,Из густых лесов.Где бы ни был ты, выручай скорей!Вбегает Иванушка.Иванушка: Смерть вам, Кощей и Яга!Выхватывает меч. Начинается бой.Кощей: Ты не очень-то!.. Ой-ой-ой…Яга: (Подбегает.)  Я здесь, Кощеюшка! Сейчас мы его победим! (Нападает на Ивана сзади.)Учитель: Сражается на две стороны: он слабеет. Ребята! Поможем Иванушке! Крикнем все разом: «Мы с тобой, Иванушка!» У него силы и прибавится. (Командует.) Раз, два, три!Все: Мы с тобой, Иванушка!Иванушка:  Слышу! Спасибо! Погибни, Кощей! (Ударил мечом.)Кощей: Сдаюсь! (Поднимает руки.)Иванушка: Давно бы так! (Связывает руки Кощею, Яга убегает в лес.) Теперь не будешь нам мешать! Давайте, ребята, праздник продолжать. Учащиеся исполняют песню «Здравствуй, зимушка-зима!». Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко.Учитель: А теперь поиграем в русскую народную игру.Игра «Петушиный бой»Учитель: Встретились по дороге два петуха да бой затеяли – кто из них ловчее окажется, противника на две ноги поставит, тот и победит.1-й петух:По двору петух пошел – ко-ко-ко.Во дворе орех нашел – ко-ко-ко.Эй, курочки-хохлаточки,Цыпляточки-ребяточки,Поскорей ко мне бегите -Что нашел я, посмотрите.Не возьму себе орех – Разделю его на всехПо крупиночке, по осьминочке.2-й петух: Ко-ко-ко! Это почему ты орех делить будешь? Я первый его увидал, только поздно подбежал. Значит, мне и делить.1-й петух: Нет, мне делить.2-й петух: Нет, мне.Встают на одну ногу и изображают петушиный бой, сталкиваясь друг с другом. Кто первый опустится на две ноги, тот и проиграл. Учитель. Святки продолжались до 19 января, до Крещения.Заканчиваем посиделки.О каком зимнем празднике русского народа вы сегодня узнали? Оправдались ваши ожидания?Ученики отвечают на вопросы. Чаепитие.            ​Тамара БЫКОВА, учитель начальных классов средней школы №4 города Гая, Оренбургская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте