Одна из интересных осенних премьер на киноплатформе KION – сериал «Шестнадцать +». Проект о современных подростках и для них же, хотя – забавно! – маркирован «18+». В этом можно найти некую логику, пошутить, что, мол, шестнадцать – это новые восемнадцать. Но лучше приобщиться. Старшеклассникам сесть вместе с родителями, посмотреть, а потом обсудить. Возможно, получится душевный семейный разговор, согласитесь, явление в наши дни весьма редкое.
«Шестнадцать +» на самом деле является даже не сериалом, а сборником художественных миниатюр продолжительностью от 12 до 20 минут. Десять историй с разными сюжетами и героями. Общее одно – центральные персонажи очень юны и отчасти растерянны, потому что не знают еще, как правильно поступать в сложных, да и не очень трудных ситуациях.
Правда, школьница (Марина Гришакова) из эпизода режиссера Саши Кармаевой «На ночь старше» научилась-таки проходить квест «Как сбежать от мамы на тусовку». Нужно под джинсы надеть шерстяные колготки, натянуть уродующее худи и выйти в подъезд – это раз. В подъезде снять толстовку, набросить на плечи стильную экошубку, подкрасить губы, заботливо проверить, не разбилась ли в рюкзачке бутылка вина, – и вперед! За город, на дачу к подруге, где будет самый красивый и умный парень Слава (Никита Ковтунов). Школьница полна решимости очаровать его, она почти не сомневается в успехе, но… Реальность не всегда совпадает с планами. И в один вечер девичье сердце может разбиться и от предательства друга, и от… Да от всего, даже от нелепого вида того, кто в тебя по-настоящему влюблен. И тогда слезы бегут по щекам. А плюсы? Они тоже есть. Ты начинаешь ценить заботу близких. И понимаешь, что мама, например, не так уж смешна, когда просит тепло одеться или со словами «А вдруг проголодаешься?» заставляет взять в дорогу котлетки.
Московская студентка Манижа (Асель Турдубаева), героиня фильма «Неславянка» (режиссер Ирина Бас, сценарист Наргиз Багирадзе), тоже в итоге рыдает, хоть и сильна характером. Полюбила Никиту (Андрей Нестеренко), отвергнув давнего друга, соотечественника Садыка (Давид Сократян). Ну а потом узнала, что Никита – циник, которому она по большому счету безразлична. Эта история, надо сказать, несколько простая, без большого объема, но красивая визуально, милая в своей назидательности. И неплохая на уровне сценарных приемов, особенно ближе к финалу. Обратите внимание на момент, когда девушка пытается отыскать в сугробе выброшенный ею утром любовный талисман.
Любовь – это тема и эпизода «Маё» (режиссер и автор сценария Ярослав Лебедев), весьма, что называется, крепкого и по драматургии, и по другим параметрам. Здесь есть даже мотив античной трагедии, неизбежности драмы. Восемнадцатилетний парнишка Лещенко по прозвищу Лещ (Евгений Егоров) возвращается в родное село, отсидев срок. В тюрьму он попал несправедливо, его подставили те, кого он считал друзьями. Герой готов начать новую жизнь, для этого ему лишь нужно повидаться с любимой девушкой Зоей (Мила Ершова), посмотреть ей в глаза и понять, что она до сих пор его любит, что ждала. «Ну что, Чебурашка? Узнала?» – лихо репетируя это обращение к Зое до встречи с ней, он и не подозревает, как растерянно и смятенно оно прозвучит на самом деле. Не знает и того, что за минуты счастья заплатит высокую цену. Но ведь любовь! От нее никуда не деться.
Ненависть – об этом в «Хейте» режиссера Светланы Самошиной по сценарию Александра Цыпкина. Школьница Майя Климова не выдерживает сетевой травли одноклассников и принимает смертельную дозу снотворного. К счастью, выживает, но этот факт почти не успокаивает ее маму Киру Климову (Виктория Толстоганова). Она решает отомстить обидчикам дочери, для чего обращается к давнему другу Владиславу (Ростислав Бершауэр). Влад, скажем так, профессионал в части силового возмездия. Вместе с Кирой он наведывается к главной хейтерше Кате (Дина Губайдуллина) и там первым «обрабатывает» перепуганную оторву: «Кто тебя нанял? По чьему заказу действовала? Ну-ка, в глаза смотри!» А потом подключается Кира, она не так нахраписта, скорее по-женски жестока. Стоит отметить, что участие сильной и очень востребованной сегодня актрисы, какой является Толстоганова, весьма украсило «Хейт». Наверняка даже тот зритель, который усомнится в правдоподобности всей истории, поверит в чувства матери, в ее боль, истерику и последующие эмоциональные «горки», переданные Викторией.
А эпизод «Какая красота» режиссера Александры Лупашко и сценариста Екатерины Мавроматис немало выиграл от участия молодого и талантливого артиста Данила Стеклова. Его герой Сергей однажды влюбляется в симпатичную дизайнершу Киру (Мария Милешкина). Она такая тонкая, творческая, как будто не от мира сего. И нуждается в его, Сергея, помощи, потому что случайно сломала руку. «Какая красота» – это не только о занавесях из стеклянных бус, которые они сделали вместе. Это и об их завязавшемся романе. У ребят возникла такая душевная близость, что Сергей однажды рассказал, как он в школе забрался на высокий забор, испугался, не мог спрыгнуть, а его мама, проходившая мимо, только и сказала: «Висишь? Ну и виси». «Кто же тебя снял?» – потрясенно спрашивает Кира. «А никто. Я так там и вишу», – без улыбки отвечает Сергей.
«Повис на заборе и вишу» – этот месседж так или иначе звучит почти во всех новеллах. Это своего рода призыв к взрослым: «Не проходите мимо собственных детей. Помогите. Поговорите хотя бы. Это уже поддержка». А в самом начале каждой серии молодые актеры, принявшие участие в проекте, обращаются к ребятам, призывают их не замалчивать проблемы, делиться ими даже тогда, когда очень трудно. Откровенность часто ломает все заборы, точнее, барьеры и препятствия на пути к пониманию и счастливой жизни. Об этом важно помнить всегда.
Комментарии