Одна из приоритетных задач современного литературного образования – формирование компетентного читателя. Для решения этой задачи недостаточно урочных часов, предусмотренных программой по литературе, необходимо компенсировать их за счет дополнительного образования.
Такая форма организации внеурочной деятельности, как клуб, поможет не только объединить одаренных, мотивированных учащихся, но и позволит сохранить тесную связь с учебным и воспитательным процессом.На нынешнем этапе развития образования невозможно представить формирование компетентного читателя без включения учащихся в проектную деятельность под руководством учителя. Именно в рамках клуба возможна эффективная подготовка проектов по литературе. В нашей гимназии становятся традицией проектные работы по сценированию и проведению литературных занятий самими учащимися. В 2013-2014 учебном году шестиклассники подготовили и провели урок по литературе «Образ главного героя в сказе Н.С.Лескова «Левша» и учебное занятие «Давайте обсудим вместе!» по рассказу Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес». Группы шестиклассников решали актуальную проблему – привлечение сверстников к чтению произведений родной классики. В ходе такой проектной деятельности были пройдены все технологические этапы – от замысла и выдвижения гипотезы до реализации и рефлексии. Наиболее трудное и интересное в деятельности – создание сценария. Прежде всего выявляются авторские смыслы и знаки, которые приводят к пониманию произведения, на первом этапе привлекается дополнительная литература, происходит обмен информацией, обсуждение и становление субъектной позиции – все это способствует формированию читательской компетентности; на следующем – продумывается форма организации занятия с учетом интересов сверстников (привлекается анкетирование) и специфики текста, выстраивание занятия зависит от предметных и личностных целей, которые поставили юные преподаватели.Подобная проектная деятельность необыкновенно эффективна и не нуждается в подробном перечислении образовательных задач, решению которых она способствует, однако необходимо отметить, что участники были настолько воодушевлены со-трудничеством, со-творчеством, что реализация замысла стала со-бытием для всех шестиклассников, а некоторые под впечатлением от рассказа Ю.П.Казакова написали стихотворения.Жанна КРАСАВИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №1595
Комментарии