Безусловно, приведенные ниже формы должны быть использованы лишь как примеры для разработки собственных форм и критериев оценивания, которые, в свою очередь, должны постоянно совершенствоваться.
Форма 1. Оценивание знаний
Форма адаптирована под пятибалльную систему. Сначала приведены критерии оценивания. Цифра в центре означает оценку, которой может быть оценено качество представленных знаний.
5
Все ключевые понятия, темы, проблемы, идеи тщательно отбираются, им даются определения и описания.
Значительные факты, поддерживающие детали, включаются и подробно описываются.
Нет фактических неточностей.
4
Большинство ключевых понятий, тем, проблем, идей отбирается, хорошо определяется и описывается.
Большинство значительных фактов, поддерживающих детали, включается и достаточно хорошо описывается.
Небольшие фактические неточности.
3
Около половины ключевых понятий, тем, проблем, идей отбирается, определяется и описывается.
Включается около половины значительных фактов, поддерживающих детали.
Около половины объема информации правильная, остальная – неверная, неточная или отсутствует.
2
Незначительное количество ключевых понятий, тем, проблем, идей отбирается, определяется и описывается.
Факты, поддерживающие детали, не включаются или включаются крайне недостаточно.
В основном информация неверная, неточная или не относится к делу.
Ключевые понятия, темы, проблемы, идеи не отбираются, не определяются и не описываются.
Факты, поддерживающие детали, не включаются.
Почти вся информация неверная, неточная, не относится к делу или отсутствует.
Форма 2. Оценивание интеллектуальных умений
Эта форма позволяет оценить интеллектуальные умения при выполнении учащимися различных заданий. Под интеллектуальными умениями (иногда в литературе можно встретить такие термины, как умственные, мыслительные умения, навыки мышления либо навыки критического, логического или вдумчивого мышления) понимают умение толковать, применять, анализировать, оценивать и синтезировать данные, в частности:
выделять главное,
делать сравнения,
определять относящуюся к делу информацию,
ставить соответствующие вопросы (кто? что? где? когда? почему?),
связно рассказывать о проблеме,
отделять факты от субъективного мнения, видеть необъективность суждения,
отделять ложную информацию от правильной,
выявлять причинно-следственные связи,
находить и приводить аргументы,
делать выводы,
видеть варианты решения,
проверять выводы на практике,
предсказывать последствия решений,
демонстрировать логически обоснованные суждения.
Приведенная ниже форма адаптирована к пятибалльной системе оценок.
Учащийся находит (отбирает) и логически организует все данные, относящиеся к делу.
Использует все соответствующие интеллектуальные умения.
Делает информированные выводы, основываясь на данных.
Учащийся находит (отбирает) и логически организует большинство данных, относящихся к делу.
Достаточно использует соответствующие интеллектуальные умения.
Учащийся находит (отбирает) и логически организует около половины данных, относящихся к делу.
Использует далеко не все соответствующие интеллектуальные умения.
Делает неполные выводы, основываясь на данных.
Учащийся находит (отбирает) и логически организует мало данных, относящихся к делу.
Использует нечетко и неправильно интеллектуальные умения.
Делает неточные выводы, основываясь на данных.
Учащийся не находит данных, относящихся к делу.
Отсутствует большинство интеллектуальных умений, включая навыки анализа, оценки и синтеза данных.
Выводы отсутствуют либо они нечеткие.
Форма 3. Оценивание коммуникативных навыков
Эта форма позволяет оценить навыки учащихся выражать свои мысли в письменной или устной форме. Эти навыки являются частью коммуникативных навыков (навыков общения). Прежде чем использовать данную форму, педагог должен определить нормы проведения презентации (или форму представления результатов работы). Настоящая форма адаптирована под пятибалльную систему оценок. Примером использования этой формы может служить оценка заданного на дом эссе-размышления (а в принципе для оценки такого эссе можно использовать все формы 1-3, оценивая таким образом знания, навыки мышления, навыки презентации мыслей).
Все идеи презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способности мыслить логически.
Тема презентации четко определена и хорошо разработана.
Презентация имеет структуру (разделы), отлично организована.
Соблюдаются принятые нормы проведения презентации.
Большинство идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способности мыслить логически.
Тема презентации четко определена и хорошо разработана, но встречаются нестыковки в повествовании.
Презентация имеет структуру (разделы), хорошо организована.
Соблюдается большинство принятых норм проведения презентации.
Около половины идей презентации поданы таким образом, что говорят о глубоких знаниях учащегося о предмете и о способности мыслить логически.
Тема презентации определена нечетко и недостаточно хорошо разработана.
Презентация имеет нечеткую структуру (разделы) и недостаточно хорошо организована.
Не уделяется достаточного внимания соблюдению принятых норм проведения презентации.
Большинство идей в презентации выражено нечетко.
Тема презентации определена нечетко и плохо разработана.
Презентация имеет очень неясную структуру.
Встречается много нарушений принятых норм проведения презентации.
Все идеи в презентации выражены нечетко.
Тема презентации определена нечетко и не разработана.
Презентация имеет очень неясную структуру или вообще ее не имеет.
Не соблюдаются принятые нормы проведения презентации.
Форма 4. Оценивание навыков участия в дискуссии
Список возможных положительных и отрицательных моделей проведения поможет оценить навыки участия в дискуссии. На основе этого списка вы можете составить форму наблюдения и оценивания учащихся (см., напр., формы оценивания 5-7). Можно выбрать несколько учащихся для оценивания работы всей группы и отдельных участников дискуссии. Этот список (а также вопросы перед ним) поможет также провести общее обсуждение (оценивание) навыков участия в дискуссии всей учебной группы. Если вы запишете дискуссию на видеокассету, то участникам дискуссии будет легче оценивать себя, просматривая запись. На основе списка и обсуждения результатов дискуссии возможно попросить учащихся составить контракт или список личных обязательств от первого лица (например: «Я поощряю других к участию» или «Я пытаюсь понять все точки зрения на проблему» и т.д.).
Вопросы к перечню моделей поведения
Замечаете ли вы, что во время проведения дискуссии на уроке происходят следующие действия? Какие навыки и умения вы считаете необходимыми для себя развить в будущем? Какие из данных умений вы приобрели за последнее время? Каких действий вы стараетесь избегать?
Инициирование – кто-то предлагает задание, обозначает проблемы, обговаривает процедуру проведения дискуссии.
Стимулирование – кто-то запрашивает информацию, побуждает к реагированию, призывает к выражению своих мыслей.
Информирование – кто-то предоставляет информацию, реагирует, призывает к выражению своих мыслей.
Прояснение – кто-то проясняет недоразумения, восстанавливает нить разговора, предлагает альтернативные подходы к проблеме.
Обобщение – кто-то обобщает высказанные мнения, предлагает выводы, пытается прояснить смысл высказываний других.
Толкование – кто-то привлекает внимание к чьим-то действиям или высказываниям и пытается их истолковать.
Поиск консенсуса – кто-то спрашивает, насколько близко группа подошла к решению, и предлагает прийти к заключению на основе общего согласия.
Примирение – кто-то пытается примирить противоречия, шутит в нужный момент для снятия напряженности, подбадривает менее активных товарищей.
Рефлексия – кто-то спрашивает, насколько группа удовлетворена ходом обсуждения или самой темой, привлекает внимание к скрытым или явным нормам поведения, принятым в группе, и предлагает альтернативные задания.
Срыв – кто-то вторгается в работу группы, пытается внести напряженность, маскируя обидные замечания или угрозы под шутки.
Блокирование – кто-то допускает неуместные высказывания, меняет тему разговора, ставит под сомнение способности товарищей.
Нападение – кто-то допускает циничные замечания, вносит раздор, всеми силами старается обезопасить себя.
Запутывание – кто-то создает неразбериху, заявляет, что значение слов «действительно» невозможно определить, намеренно заходит в тупик, уводит от сути проблемы с помощью игры с семантическими различиями слов, затуманивает понятия.
Форма 5. Оценка вклада учащегося в дискуссию
Каждый день вы можете выбрать несколько учеников для наблюдения и оценки. Оценка по каждому показателю может выставляться по пятибалльной системе, либо можно использовать такие критерии, как «всегда», «обычно», «иногда», «никогда», помечая отметки в столбике под именем ученика.
Форма 6. Самооценка работы в малой группе
Эта форма позволяет оценить работу малой группы самими участниками группы. Можно просто ставить значок (например, крестик) в соответствующей графе, отмечая, как работала группа в целом, или вписывать имена участников группы.
Форма 7. Оценка учащимися собственного участия в работе малой группы
Насколько хорошо я работал со своими товарищами? В каких случаях? Как часто?
Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общих целей.
Я усердно работал над заданием.
Я высказывал новые идеи.
Я вносил конструктивные предложения, когда меня просили о помощи.
Я подбадривал остальных.
Форма 8. Оценка качества подготовки аргументов и обоснования своей позиции
Одним из важнейших учебных результатов является подготовка аргументов и обоснование своей позиции. Ниже предлагается таблица критериев для оценивания этих умений, а также бланк для оценивания, рассчитанный для наблюдения за несколькими учениками. Рекомендуется постепенно вводить критерии оценки, начиная с двух-трех. После того как учащиеся привыкнут к использованию этой формы, можно добавлять остальные критерии оценки.
Предложения для перевода баллов в отметку: 10 баллов и выше – «отлично»; 7-9 баллов – «хорошо»; 4-6 баллов – «удовлетворительно», ниже 4 – «неудовлетворительно».
Форма 9. Самооценка качества подготовки аргументов и обоснования своей позиции
Упрощенный вариант формы 7. Данная форма позволит провести самооценку и оценку друг друга в малой группе (например, в тройке – адвокаты сторон и судья – при упрощенном судебном разбирательстве). Учащийся вписывает свое имя и сначала сам оценивает свое выступление (стороны – аргументацию своей позиции, а судья – обоснование своего решения) по 10- или 5-балльной системе. Затем первый учащийся загибает край оценочного листа так, чтобы следующий учащийся, который будет его оценивать, не видел его самооценку. Следующий участник малой группы также производит свою оценку по каждому из критериев, также загибает край оценочного листа и передает оценочный лист следующему участнику. При необходимости количество столбиков оценки и критериев может быть увеличено. Порядок передачи оценочного листа не имеет значения: нумерация «друг 1», «друг 2» условна. Когда последний участник малой группы произведет оценку, оценочные листы снова возвращаются к тому, чье имя вписано в листе. Учащиеся подсчитывают свои баллы по критериям (можно и по «оценщикам») и выставляют общую отметку. Возможно провести обсуждение оценок в тех же малых группах, а затем и всем вместе. Такой способ оценки, как правило, не должен влечь выставление оценок в журнал или ведомость.
Форма 10. Лист оценки использования метода ПОПС
При оценивании использования метода ПОПС можно вести наблюдение по данным моментам, отмечая, каким показателям (критериям) соответствует или не соответствует выступление того или иного учащегося. Можно каждый из предложенных показателей оценить по пятибалльной системе. Этот же лист оценки возможно использовать и для самооценки учащихся. Возможный вариант проверочного задания: сделать плакат или написать эссе по определенной проблеме с использованием вышеперечисленных критериев.
П – Позиция
Позиция ясно сформулирована.
Позиция кратко сформулирована.
Позиция сформулирована доступным для понимания аудитории образом.
О – Объяснение
В объяснении имеются ссылки на общественные ценности, законодательство, конституцию, международные документы по правам человека.
Объяснение поддерживает заявленную позицию.
Объяснение является убедительным.
П – Пример
Пример вызывает всеобщий интерес.
Пример является общественно значимым.
В примере есть ссылки на источники – газеты, мнения экспертов, личный опыт.
Пример дает достаточное, но не избыточное количество деталей.
С – Следствие
Кратко повторена суть позиции.
Подведен итог выступлению.
Предложены конкретные действия для решения проблемы.
Дополнительные критерии оценки
Способность выявить одну или более противоположных позиций.
Способность представить аргументы в поддержку противоположной позиции.
Способность определить и охарактеризовать ценности, участвующие в конфликте.
Способность объяснить позицию, противоположную собственной.
Форма 11. Оценивание знания и понимания конкретного закона
Самым лучшим способом оценить, что учащийся знает и понимает содержание конкретного закона, является упражнение на применение закона к конкретному казусу (ситуации). Каждый критерий соответствует этапам выполнения упражнения. За правильное выполнение каждого этапа предлагается ставить 1 балл.
Аркадий ГУТНИКОВ, Виктор ПРОНЬКИН
Санкт-Петербург
Окончание. Начало в № 23
Комментарии