В день рождения Пушкина, на который приходится и День русского языка, на главной сцене книжного фестиваля была вручена главная литературная премия для молодых прозаиков и поэтов «Лицей».
Премия, носящая также и имя Пушкина, присуждается ежегодно в трех номинациях: «Проза», «Поэзия» и «Выбор книжных блогеров» за тексты, как уже опубликованные, так и рукописные, которые были опубликованы не ранее 1 января предыдущего года, но прежде на национальные литературные премии не выдвигались. Для премии «Лицей», учрежденной в 2017‑м группой компаний «Лотте» (Республика Корея) в России, Российским книжным союзом, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Литературным институтом имени А.М.Горького, «Российской газетой», Ассоциацией литературных журналов, «Литературной газетой» и Центром поддержки отечественной словесности, нынешний сезон уже шестой. По этому поводу председатель жюри этого года Григорий Служитель уже иронизировал: «Шесть членов жюри держат в руках шесть конвертов с именами шести победителей, которые будут названы на шестой церемонии вручения премии!» Но пусть суеверные умы не смущает скопление шестерок, особенно в количестве трех (тем более что есть и четвертая, и пятая: шестое число шестого месяца), вообще-то одних только официальных лауреатов на сей раз оказалось семеро. А на самом деле и вовсе восемь!
В состав жюри кроме его председателя входили в этом году Вера Богданова, Шамиль Идиатуллин, Александр Снегирев, Алексей Сальников, Татьяна Соловьева.
Бронзовым лауреатом среди прозаиков стал Алексей Колесников из Белгорода со сборником рассказов «Ирокез». «Серебро» досталось Михаилу Турбину из подмосковного города Пушкино за книгу «Выше ноги от земли», которая еще только готовится к публикации в одном из московских издательств (но права на ее экранизацию, между прочим, уже куплены). Его победа пишущую эти строки и не думающую скрывать свои пристрастия радует особенно. А первое место среди прозаиков получила Екатерина Манойло с романом «Отец смотрит на Запад».
Среди поэтов бронзовую награду вручили одному из сильнейших, на мой взгляд, сегодняшних молодых – поэту и филологу петербуржцу Антону Азаренкову (который, кстати, уже получал «бронзу» в том же «Лицее» три года назад). Серебряный приз получил Денис Балин из поселка Мга Ленинградской области со сборником «Мутная река», золотой же «лицеисткой» стала Оля Скорлупкина, тоже петербурженка, со сборником «В стране победившего сюрреализма».
Вообще, по моему разумению, шорт-лист «Лицея» этого года был очень сильным, из не пробившихся в первую тройку необходимо отметить прежде всего Софью Дубровскую, представившую на конкурс сборник «Путешествие О», и Романа Шишкова со сборником «Anonim». Кстати, поэты в этом году вообще лидировали среди претендентов на премию: они представили 97 работ, тогда как прозаиков было 48.
У книжных блогеров было свое жюри, собранное издательским сервисом Riderò. В этом году у них победили прозаики. На сей раз их симпатии совпали с предпочтениями жюри в целом: первое место и тут получила Екатерина Манойло со своим романом, второе досталось Марго Гритт (вот она, седьмая победительница этого сезона) со сборником рассказов «Вторжение». Финалисты в этой категории получают сертификат на индивидуальную программу продвижения их книг от платформы Riderò сроком на год.
Как мы уже заметили, по условиям премии важно, чтобы тексты, предложенные жюри на рассмотрение, не публиковались ранее января предыдущего года, не включали в себя более четверти текстов, опубликованных до этого времени, и не участвовали прежде в конкурсе. Но некоторые сильные тексты в эти категории все же попадали, и совет экспертов премии отметил их отдельно: среди поэтов – Полина Корицкая и Софья Оршатник, среди прозаиков – Евгений Больдт и Артем Сошников.
Да, текущий исторический этап не располагает к безмятежности, радости и торжествам, и победители говорили об этом. Антон Азаренков в своей лауреатской речи обратил внимание на то, что все ныне премированные его стихи написаны до 24 февраля, и теперь, если писать стихи вообще, необходимо писать их совсем иначе. «Лауреатство в поэзии нужно превратить в жест, – говорил он, – и хорошо, что третье место, его в жест не превратишь». Победительница в номинации «Поэзия» Оля Скорлупкина справедливо сказала, что сегодня «невозможно просто спокойно радоваться успехам, своих и друзей», «глядя на эти красные стены, хочется пожелать всем мира». Но она сказала еще и нечто принципиально важное: «Даже в самых невыносимых, тяжелых, страшных обстоятельствах возможна надежда».
Кому, как не поэтам, об этом знать, кому, как не им, утверждать ее. И уж если на самом деле писать стихи (слова Адорно об их невозможности после Освенцима цитировал на Красной площади, вручая главную поэтическую награду этого сезона, даже специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, правда, опровергая их со ссылкой на Примо Леви), то именно теперь, сопротивляясь ненависти и слепоте, создавая противовес силам тьмы, разрушения и хаоса. Потому что поэзия сама по себе – практика упорства.
А одному из прекрасных поэтов, которым я желала победы больше всего (вторым моим героем был Антон Азаренков), Ростиславу Ярцеву, до сих пор автору одной (но уже с когтями льва) книги «Нерасторопный праздник», прямо на церемонии вручения премии глава издательства «Стеклограф» поэт Дана Курская подарила право на издание второго поэтического сборника «Створчатый сад», с которым он вошел в этом сезоне в короткий список «Лицея». Ура, он восьмой! Издательские симпатии можно ведь смело считать еще одной номинацией премии, правда?
Комментарии